Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру

Гайворонская Евгения Александровна

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «Полянка» на тему: «Волшебница- соль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zheni.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «Полянка» на тему: «Волшебница- соль».

Цель:создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир.

Задачи:

образовательные:

Научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.

Научить детей при исследовании пользоваться схемой.

развивающие:

Развивать логическое мышление.

Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

Развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности.

Учить высказывать свое мнение.

воспитательные:

Воспитывать аккуратность при выполнении исследования и поделки с помощью соли.

коррекционные:

Развивать связную речь.

Учить используя в речи сложные предложения.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и фотографий.

Беседа о соли.

Загадывание загадок, чтение сказок, разучивание пословиц о соли.

Оборудование:

Посылка с различными видами соли (каменная, поваренная, морская, соль лизунец).

Видео запись письма от хозяйки Медной горы с загадкой про соль.

Презентация «Волшебница соль».

Тарелочки с солью для опытов, ложки, одноразовые стаканы, цветная соль, влажные и сухие салфетки.

                   

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Этапы

Содержание

Вводная часть

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья

Вместе с детьми:

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Здравствуйте!

Основная часть

Воспитатель:

Ребята, когда я утром пришла в детский сад, увидела посылку вместе с видео письмом. Она адресована вам. Давайте посмотрим и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно.

На экране появляется Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы – хранительница земных богатств, и слышала, что вы много знаете о них. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Без неё, ребята, повар, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль...

Вы, конечно, догадались сразу, это - (соль)

(На экране появляется картинка с изображением соли).

Воспитатель: (открывает посылку и достает стакан с солью) Правильно! Это соль.  А что вы ребята знаете про соль? (ответы детей.) Да вы все правильно сказали. Соль – это земное богатство. Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.

Версия первая: Очень  давно,  древние люди жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок мяса упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор они стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.

Вторая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Стали собирали на морских камнях белый порошок и посыпать им еду.

Третья версия. Древние охотники заметили, как дикое животное  лизало в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль. Так люди впервые попробовали соль.

Потом люди стали учиться сами добывать соль, так как поняли, что с солью еда становится вкуснее. Вот так соль и вошла в жизнь человека.

Соль – это  также символ гостеприимства и дружбы. (показываю слайды). «Делить хлеб и соль» означало поддерживать дружеские отношения. О соли сложено много пословиц. Давайте мы с вами, их вспомним. (Дети рассказывают пословицы о соли).

(после рассказывания пословиц заглядываю в посылку и достаю соль лизунец).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень? (ответы детей).

Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? (ответы детей) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль (ответы детей).

Правильно, такую соль нельзя нам есть. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды.) Оказывается, животным тоже нужна соль, которой нет в траве и сене, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.

Воспитатель: Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания.  Как вы думаете, что можно лечить при помощи соли? (ответы детей). Правильно, если болит горло, его полощут солевым раствором, дышат над разогретой солью, если болит ухо, то его греют теплой солью. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается (показываю слайды).

Воспитатель: А здесь в посылке еще что-то? (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) Как вы думаете что это? (ответы детей). Это соль, которую используют как косметическое средство это морская соль. (Показываю белую соль.) Может быть у кого - то дома есть такая соль(ответы детей). Да, ребята, но в природе эта соль белого цвета, её просто подкрашивают разными красителями.

Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, (показ слайда) чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: Итак ребята про какие виды соли  мы с вами узнали?(каменная, поваренная, соль-лизунец, морская) Молодцы вы все правильно сказали, а хотелось бы вам стать исследователями, самим узнать про свойства соли?(да).Тогда вставайте и мы отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.

Физкультминутка.

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

(Пришли в лабораторию).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы  произнесем волшебные слова «Влево, вправо повернись и в ученых превратись».

Ребенок:

Здесь открываются секреты!

На всё находятся ответы!

Не унывай, забудь про скуку!

Добро пожаловать в науку!

(Одеваю на детей шапочки).

Воспитатель: В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Сейчас на экране вы увидите схему исследования, посмотрите на схему и скажите, какое свойство соли  исследуем первым, вторым, третьим, четвертым  и пятым. (Разбираем вместе с детьми, а потом сама еще раз повторяю).

Воспитатель: Пожалуйста, начинайте свою работу по исследованию соли. (дети выполняют работу). 

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о свойствах соли?

(Спрашиваю детей, сначала каждый об определенном свойстве соли, а затем один подводит итог о всех (соль белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде)

Воспитатель: Ребята, наша работа в научной лаборатории закончена, вы многое узнали. Мы будем еще продолжать нашу работу по исследованию соли. А сейчас «Влево, вправо повернись и в ребят превратись».(садятся за столы)

Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать с помощью цветной морской соли. А цветной она становится,  когда её покрасят разными красками.

Мы подарим хозяйке Медной горы  волшебный цветок. Но для начала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Мячик в руку мы возьмем

И тихонечко сожмем.

А теперь возьмем другой,

Повторяйте все за мной.

Покатаем по дорожке

И по пальчикам немножко.

А теперь положим мячик

Тихо, тихо мы на стол.

Наши пальчики готовы к работе. Перед вами лепестки от волшебного цветка. Вы намазываете их клеем, затем посыпаете цветной солью, прижимаете пальчиками. Остатки соли осторожно стряхиваем на тарелочку. Лепесток готов. Приносим его и приклеиваем к нашему волшебному цветку. Начинаем работать. А я буду делать серединку цветка. (Дети выполняют работу).

Воспитатель: Какой замечательный цветок вы сделали. Хозяйка Медной горы будет очень рада получить такой подарок.

Итог

На экране Хозяйка медной горы с благодарностью.

Спасибо вам ребята, за прекрасный подарок и за ваши знания о земном богатстве – соли. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся.

Воспитатель: Всем спасибо. Давайте пойдем и будем готовить посылку для Хозяйки Медной горы.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница-соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные

-выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?

-исследовать свойства соли опытным путём.

-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей. 

Развивающие: 

-развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы;

-развивать творческие способности, воображение, любознательность. 

Воспитательные: 

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; -воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Оборудование: ёмкости для насыпания цветной соли, воронки, ложки, цветная соль, выращенный кристалл, стаканчики, яйцо, картинки, каменная, поваренная соль.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы

Содержание

Вводная часть

Сегодня я приглашаю вас в нашу лабораторию, которая называется «Хочу всё знать». Утром я получила послание, которое прислал ваш старый знакомый – Знайка из Цветочного города. Послание это о чём – то интересном, а вот о чём, вы узнаете, если разгадаете его загадку.

                         Отдельно, я не так вкусна,

                         Но в пище – каждому нужна.

                                                                        (Соль).

Соль – один из важнейших минералов на нашей планете. Мы с вами много узнали о соли. Давайте, расскажем Знайке?

основная часть

Беседа

Что же является источником соли?(моря и океаны). Совершенно верно! Именно моря и океаны являются основными источниками соли.

Существует много различных видов соли. Какие виды соли мы с вами знаем?(каменная, поваренная, морская). Каменная соль – каменная соль имеет форму крупных кристаллов. Как и поваренная соль, каменная соль обладает такими же свойствами. Эта соль добывается из горных пород. Поваренная соль – поваренная соль, или пищевая – это пищевой продукт. Соль в чистом виде практически не существует, обычно имеет различные примеси, которые могут предавать ей оттенки разных цветов. Для того чтобы удовлетворить потребность в соли, нам нужно каждый день употреблять 10 – 15 г поваренной соли. Морская соль – в древности её использовали вместо денег. Получают её в основном из соляных озёр и внутренних морей, которые называются солончаками. Морская соль очень полезна для человека. Её используют в медицине, косметологии, кулинарии. Она может заменить обычную соль при приготовлении еды.Совершенно верно! А подробнее об этих видах, мы можем узнать из книги «ВИДЫ СОЛИ», которую мы с вами сделали.

Скажите пожалуйста, а для чего соль нужна человеку?(употребляет в пищу).

На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но это не так. «Хлеб – соль» - так встречали на Руси гостей. Это считалось пожеланием добра. Соль – эта символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Так же существует много пословиц и поговорок о соли. А какие пословицы и поговорки вы знаете о соли? Без соли хлебать, что немилого целовать. Без соли и хлеб не естся. Добра соль, а переложишь – рот воротишь. Без соли невкусно, без хлеба несытно.

Но соль нужна человеку не только для употребления в пищу. Как вы думаете, где ещё человек может применять соль?(лекарства, бумага, стекло, мыло и т.д.).

Скажите, пожалуйста, какая соль на вкус? На что похожа соль, если рассматривать её через лупу? Растворяется ли соль в воде?

Опыт

Теперь я приглашаю вас к первому столу в нашей лаборатории, для проведения опыта.

В стаканчиках у нас вода, в одном – солёная, а в другом –пресная. Теперь берём яйцо и кладём его в пресную воду. Что произошло с яйцом в пресной воде? А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что же произошло с яйцом в стакане с солёной водой? Какой вывод мы можем сделать из данного опыта?

Физкультминутка

Дети выполняют ритмичные упражнения под музыку.

Опыт по кристаллизации

Ребята, мы с вами вырастили кристалл. Для начала, давайте вспомним, как мы с вами делали этот опыт. Артём расскажи, пожалуйста. Давайте посмотрим, что же у нас с вами получилось в итоге. Посмотрите, что произошло с ниткой?(покрылась кристаллами соли). А вы запомнили, как называется наш опыт?(кристаллизация соли). Мы сделали насыщенный раствор соли. Что произошло с кристаллами соли в воде? Что происходило с водой? Куда она исчезла?

итог

Скажите мне, пожалуйста, какого цвета соль? А может ли она быть цветной? Как вы думаете, с помощью чего можно окрасить соль?(цветные мелки, гуашь, пищевые красители). Совершенно верно! И сейчас я вам покажу, как я окрашивала соль цветными мелками.

Сегодня мы с вами будем украшать баночки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. А как вы думаете, что ещё можно сделать из цветной соли?

Дети украшают баночки цветной солью.

Эти баночки, ребята, вы можете подарить родителям. Или украсить ими нашу группу.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.

Задачи: 

Обучающие: 

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

- развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

Просмотр слайдов на тему: «Где и как добывают соль»

Рассматривание познавательных книг.

Материал и оборудование:

мешочки с солью, лупы, 2 тазика, картошка, ложки, воронки, баночки для декорирования;

слайды по ознакомлению с солью;

фартучки; цветная соль.

Ход непосредственно образовательной деятельности

этапы

содержание

Вводная часть

Дети проходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Основная часть

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

(дети здороваются)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
.

Почтальон:здравствуйте!

Воспитатель: здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с почтальоном.

Почтальон: это детский сад № 6?(да, это детский сад № 6) Это группа № 3? (все верно, это группа № 3). Вам посылка, примите и распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо вам за посылку. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, подсказка здесь на экране. На экране изображены картинки, давайте рассмотрим их, и мы тогда узнаем, что же находится в мешочках.

— Что изображено на красной картинке? (соленая шахта) Что добывают в этой шахте? (соль) Какую соль добывают в шахте? (каменную соль) Кто работает в шахте? (шахтеры) Правильно.

Воспитатель: Что изображено на синей картинке? (кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль) Какую мы соль употребляем? (поваренную соль) А что мы можем еще посолить? (овощи, салаты и т.д.) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на желтой картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а какая еще соль бывает? (морская соль) Где добывают ее? (на море) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на фиолетовой картинке? (коза, им необходима соль)
Значит, соль необходима не только людям, но и животным. Диким животным нужна соль? (да, нужна) Кто в наших лесах выкладывает соль в кормушки? (лесник) Правильно, молодцы!

Воспитатель: Что изображено на зеленой картинке? (соль используется в медицине) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, как вы думаете, о чем говорится на этих картинках? (о соли) Правильно, все эти картинки говорят о соли. Значит, в мешочках что находится? (соль) Молодцы!

— Скажите мне, пожалуйста, полезна ли соль для человека? (да, полезна) Чем полезна? (используем в медицине, употреблять в небольших количествах в еде) А соль вредна нашему организму? (да, соль в больших количествах употреблять нельзя, это очень вредно для сердца)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас узнали, что в мешочках находится соль, а вы хотите стать юными исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства? (да, хотим) Я предлагаю вам пройти в нашу чудо – лабораторию. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории. Перед вами на столах лежат таблички, посмотрите и скажите, как надо вести себя в лаборатории? (работая с солью, нельзя трогать глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы!

ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль». Ребята, у вас на столах лежат коробочки, высыпите туда аккуратно содержимое мешочков. Мы угадали, это точно соль? (да) Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег,сахар) Потрогайте соль, какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая) А какого цвета соль? (белого) Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

Возьмите лупы ирассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы говорили, что соль похожа на снег, а еще на что она похожа? (на иней) Правильно, ребята. Вы уже видели на улице нашего города, иней на деревьях. И мы с вами пробовали вырастить кристаллы соли, также вы выполнили это дома. Давайте посмотрим наши кристаллы, у нас очень хорошо получилось.

— У нас какое время года? (зима) Кругом снег, иней на деревьях, похожие на соль. А теперь давайте немного поиграем. Вы хотите поиграть? (да)

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый. (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

А теперь, давайте продолжим нашу работу в чудо – лаборатории.

ОПЫТ № 2 «Тонет – не тонет»

Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) У нас есть два тазика, оранжевый и зеленый. В одном из тазиков вода пресная (не соленая), а в другом вода соленая. В каком тазике вода соленая, а в другом не соленая, мы сейчас с вами проверим. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в оранжевый тазик, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне тазика) А теперь возьмите еще по одной картошке и опустите в зеленый тазик, что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула) В каком тазике вода соленая, почему? (в зеленом тазике вода соленая, потому что там картошка плавает на поверхности)

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята!

Ребята, а вы любите рисовать? (да) А вы знаете, что на соли можно рисовать пальцами? Хотите, я вас научу? (да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами коробочки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте на соли, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель….»(снеговик)

(дети рисуют пальчиками снеговика на соли)

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь,

как красавица стройна, а на Новый год важна» (елка)

Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.

(дети рисуют елку)

Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку.

«С неба падают зимою и кружатся над землею,

Лёгкие пушинки, белые…(снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ребята, у нас сейчас зима, на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Мы мешочки с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали.
Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.

Молодцы, поиграли, погрели руки. А теперь я предлагаю выполнить одну интересную работу с солью. Мы сейчас с вами украсим баночки цветной солью. Посмотрите, я заранее приготовила разноцветную соль. Вы сейчас возьмете по баночке и воронке, и каждый сделает свою радужную баночку, вот такую. А делается это так: надо будет засыпать через воронку разноцветную соль слоями, все это делать очень аккуратно, чтобы соль не перемешалась и не рассыпалась. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. (дети самостоятельно выполняют работу)

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Баночка с радужной солью готова, красиво получилось? Вам понравилась эта работа? (да) Молодцы!

Итог

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (соли, чтоона сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из
кристаллов) Чем мы занимались на занятии? (проводили опыты, беседовали, играли) Что нового вы узнали о соли? (можно на ней рисовать, красить соль и украшать баночки цветной солью)
Ребята, давайте мы подарим наши баночки с радужной солью нашим гостям.
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали и сладкие призы.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница-соль»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 
Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность. 

Методы и приёмы:
- практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы. 

Оборудование: ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, клеёнчатые фартуки для каждого ребенка, баночки с солью и с сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, стеклянная ваза, воронки, гуашь, мешочки с солью, камешками, синтепоном, мукой.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

этапы

содержание

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение. 
- Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…

Основной этап

- Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе. 

- Поможем поварам? (ответы детей) 
- Послушайте и отгадайте загадки:

«Отдельно я не так вкусна,

зато красива, солона,

и в пище каждому нужна? (соль) (ответы детей) 

«Что же это за песочек,

сладок с ним у нас чаёк,

в каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей) 

- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей) 
- Одинаковый? 
- А чем отличается соль от сахара? (ответы детей) 
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей) 
- А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей) 
- А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей) 
Давайте попробуем на вкус. 
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей) 
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед. 
- А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного? (ответы детей) Подойдите поближе, посмотрите:
Воспитатель показывает на ноутбуке презентацию «Соленая история».

- Ребята, а ещё соль - волшебница. 
- Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей) 
А для этого нам нужно превратиться в «учёных», и начать проводить опыты в лаборатории с солью. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

- Ну, а для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».

Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»

Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.

- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.

Опыт «Растворение соли»

- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.

Педагог задает детям вопросы:

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». 
Мы капусту рубим- рубим, 
(размашистые движения руками, как топором) 

Мы капусту режем-режем,

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы морковку трем-трем,

(растирание левой ладони правым кулачком)

Мы капусту солим-солим, 
(«берут» щепотку соли и «солят») 
Мы капусту жмём-жмём. 
(сгибание и разгибание кистей рук)

- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу» - Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.

Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.

- Давайте, теперь применим это волшебное свойство соли для изготовления красивых поделок. Для этого нам необходимо окрасить соль в различные цвета с помощью гуаши. Затем просушить ее, растолочь и засыпать в красивые емкости с помощью воронок.

Воспитатель показывает технологию окрашивания соли.

- Теперь окрашенную соль необходимо просушить, но это займет время. Поэтому я уже окрасила и просушила соль, а вам осталось засыпать в емкости. А соль, которую мы сейчас окрасили, вы сможете использовать потом для изготовления новых поделок.

- Теперь ребята перейдем к самому интересному. Созданию рисунков из соли. Для этого мы возьмем воронки, вставим в емкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль.

Дети засыпают соль в емкости.

- Смотрите, какие у вас получились красивые, радужные вазы. Вам нравится? 
- Увы, ребята, нам пора возвращаться в группу, а эти вазы мы подарим нашим гостям. Нам пора превращаться в детей, снимем фартуки, помогите друг другу. 

Итог

- Понравилось вам в лаборатории? 
(ответы детей) 
- Как вы думаете, какая соль? 
- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей) 
- Что нового вы узнали о соли? 
(ответы детей) 
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей. 
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из вашего детского сада.

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе

Тема: «Выращивание кристаллов соли»

 Цель:

 

  1. Познакомить детей с понятием кристалл
  2. Изучить условия образования кристаллов;
  3. Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

Задачи:

  1.  Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  2. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
  3. Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
  4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  5.  Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);
  6.  Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»);
  7. Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
  8. Материал и оборудование: стеклянный сосуд с водой; соль; сахар; лупы по количеству детей; 2 стеклянные баночки пустые;  разные виды соли; одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;  тарелочки с солью на каждого ребёнка: ложечки для каждого ребёнка; спринцовка для воспитателя; пипетки для детей; нитка; иллюстрации;

 

 Ход непосредственно образовательной деятельности.

этапы

содержание

Организационный момент

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдём к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

- У гостей ладошки тёплые? Наши гости добрые и поделились своим теплом с нами.

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.

- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).

- Чем они занимаются?

основная часть

Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль и сахар:

- Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.  

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

- В воде родиться, а воды боится (соль)

- Какая нота и продукт называются одинаково (соль)

- Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал (сахар)

- Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)

- Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек.

В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар)

- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель:

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью:

- Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

1)посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая).

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).

Воспитатель:

Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей).

Воспитатель:

- Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

Воспитатель:

- Ребята соль-полезное ископаемое.   В Алтайском крае тоже добывают соль в Славгородском районе.

Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли).

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

Воспитатель:

- Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей с показом иллюстраций

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Посещение соляных пещер (показ картинки)

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Воспитатель:

- Назовите пословицы, и поговорки о соли.

Пословицы и поговорки про соль:

- «Соль не жалей, так и есть веселей»

- «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»  

- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Воспитатель:

- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

• вода;

• два стеклянных сосуда;

• соль;

• нитка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.

Затем ставим наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.  

Рефлексия

Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.

- О чём вы узнали в лаборатории?

- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?

- Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему.

 

Камни – удивительные создания природы. В Стране камней много жителей и все они разные и непохожие друг на друга. У каждого камня, как у каждого человека, есть своё имя. Учёные называют одни камни минералами, а другие – горными породами. Горные породы состоят из минералов, а минералы – только из самих себя.  Минералы создала сама природа. Минералы и горные породы есть не только на Земле, но и на других планетах.

 

Опыт №1 «Исчезающий мел»

Материалы: кусочек мела, уксус.

Лабораторное оборудование: банка.

В стеклянную банку осторожно наливаем уксус. Достаточно налить половину банки. Теперь бросаем в банку с уксусом кусочек мела. И тут начинается

удивительные события. Мел шипит, как злой змей. Бурлит, как кипящая вода и … постепенно исчезает.

Мел – это известняк. Когда известняк попадает в кислоту , а уксус – это кислота, он растворяется, как соль в воде.

Опыт №2  « Выращиваем кристаллы»

Материалы:  соль (сода) и горячая вода.

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Лабораторное оборудование: стеклянная банка, проволочка или шерстяная нитка с петелькой на конце ( к нитке можно привязать обыкновенную канцелярскую скрепку), деревянная палочка или карандаш, большая миска.

 Ход работы: сначала мы готовим перенасыщенный солевой раствор. В банку по металлической ложке, чтобы банка не лопнула, наливаем горячую воду. Воду, для пущей эффективности, слегка подкрашиваем пищевым красителем или акварельной краской. Засыпаем в воду соль. Размешиваем. Соль замечательно растворяется в горячей воде. Чтобы вода в банке не остыла слишком быстро, ставим банку в большую миску или тазик с кипятком. Итак, мы насыпаем соль в горячую воду до тех  пор, пока соль не перестанет, растворятся. Перенасыщенный солевой раствор готов. На середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой. Нитка не должна быть слишком длинной, она должна доходить до середины банки. Карандаш кладём поперёк горловины банки, а нитку с петелькой погружаем в наш солевой раствор. Осторожно вынимаем банку из тазика и ставим в такое место, где бы её можно было видеть, но нельзя было трясти, передвигать, одним словом беспокоить. Вода в банке начнёт постепенно остывать. Остывшая вода не может удержать всё то количество соли, которое мы растворили в ней, полка она была горячей. Ниточка начнёт потихоньку обрастать кристалликами соли. Через неделю или две кристаллы будут висеть гроздьями. Зрелище сказочное!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Цвета и краски.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Цвета и краски....

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе« Удивительный мир магнита»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Есть ли воздух на Земле?»

Конспект НОДпо познавательно – исследовательской деятельностидля детей подготовительной группыТема: «Есть ли воздух на Земле?»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»Цель: Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детско...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".

Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и п...