Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром для детей старшей группы по теме «Мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Копина Светлана Николаевна

Цель:
Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов

Задачи:
Воспитывать любознательность интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое, воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Беседа. Вопросы к детям. Загадывание загадок. Моделирование

Пособия:
Иллюстрации насекомых. Карта насекомых, цветы для поляны. Мольберты. Фланелиграф. Модель бабочки.

Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, знакомство с моделью «Бабочка, складывающая крылья», рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов, стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh.odt24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром  для детей старшей группы.

 Тема: «Мир насекомых»

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов

Задачи: Воспитывать любознательность интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое, воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Беседа. Вопросы к детям. Загадывание загадок. Моделирование

Пособия. Иллюстрации насекомых. Карта насекомых, цветы для поляны. Мольберты. Фланелиграф. Модель бабочки.

Предварительная работа

Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, знакомство с моделью «Бабочка, складывающая крылья», рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов, стихов.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию. Посмотрите на карту нашего маршрута вот первая остановка «Цветочная поляна» .Какая красивая поляна, сколько тут цветов! Кого же мы встретим тут? Сейчас я загадаю вам загадку.

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,

Людям все она мила, а зовут ее (пчела) .

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на пчелу, что у нее есть?

Дети: Ножки, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало.

Воспитатель:  А что делает пчелка?

Дети: Собирает мед.

Воспитатель:  А куда она мед носит?

Дети: В улей, в свой дом.

Воспитатель: Послушайте маленькое стихотворение, и вы узнаете, кто прилетел к пчеле в гости.

На лужайке, на ромашке,

Жук летал в цветной рубашке Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение?

Дети:  (О жуке).

Воспитатель: Какую песенку он пел?

Дети: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Воспитатель:Посмотрите на жука, сколько у него ножек?

Дети: Шесть

Воспитатель: . А крылья есть у жука?

Дети: Есть.

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое словно стрела,

И большие – большие глаза.

Называем ее …. (Стрекоза) .

Дети: Стрекоза.

Воспитатель: А есть ли крылышки у стрекозы?

Дети: Есть

Воспитатель: Сколько крыльев?

Дети:  Четыре.

Воспитатель:  Сколько ножек?

Дети:  Шесть.

Воспитатель: Если есть крылья, значит, стрекоза может летать?

Дети: Да .

Воспитатель: Но не только стрекоза, но и другие насекомые могут летать? Какие?

Дети называют: Пчела, божья коровка, муха, стрекоза, майский жук, оса.

Воспитатель: - Этих насекомых мы называем летающие.

Д/игра «Четвертый лишний».

1. Пчела, стрекоза, енот, жук.

2. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

3. Таракан, муха, майский жук, пчела.

4. Комар, жук, стрекоза, лягушка.

5. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар.

Почему он лишний?

Потому что не летает, или это животное и т. д.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрим на карту маршрута, следующая остановка «Травянистая лужайка».

Воспитатель: Кто изображен на картинке?

Дети: Паук.

Воспитатель:  Этот паучок гуляет по траве, где еще можно встретить паучков и больших пауков? Где они живут, какой у  них домик?

Дети:В паутине.

Воспитатель: А пауки умеют летать?

Дети:  Нет

Воспитатель: Почему нет?

Дети: Потому что у паука нет крыльев.

Воспитатель:  Это насекомое ползающее. Но есть еще насекомые, которые ползают. Послушайте загадку.

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Воспитатель: Посмотрите на муравья, почему он быстро бегает, что у него есть?

Дети: Шесть ног.

А крылья у него есть?

Дети: Нет, муравьи ползающие насекомые.

Воспитатель:  А где дом муравья?

Дети: В муравейнике

Д/игра «Чего не стало»

Прикрепить на ковролин картинки с изображением насекомых, : жук, кузнечик, пчела и т. д.

Дети закрывают глаза, убрать одну картинку. Дети отгадывают, какой картинки не достает?

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит в скачь.

Воспитатель: Кто этот скрипач, отгадайте?

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: А как передвигается кузнечик?

Дети: Прыгает

Воспитатель: Значит насекомые о которых мы говорили бывают летающие, прыгающие и ползающие.

Воспитатель: Какую пользу принося эти насекомые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, уничтожают вредителей, собирают вкусный и полезный мед. Это муравьи, пчелы, божья коровка.

Воспитатель: А какие насекомые наносят вред человеку?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, те, которые портят растения, приносят заразу, кусаются. Это осы, мухи, комары и т. д.

Физкультминутка

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

(бегут по кругу друг за другом)

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

(спокойно идут друг за другом)

Льёт лучи на лес и луг

(приседают – встают)

И на все цветы вокруг.

(«цветок» над головой)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился верх и улетел. (бабочка)

Дети: Бабочка

Воспитатель: К какой группе относится бабочка?

Дети: К насекомым

Воспитатель: Да, у нее также есть 4 крыла, при пары ног, голова, грудь, брюшко.

Воспитатель: А чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром

Воспитатель: Да, такие насекомые, как пчелы, бабочки, стрекозы питаются нектаром, который находится на цветах.

Воспитатель: Ребята, а где дом у бабочки?

Ответы детей.

Воспитатель: На самом деле у бабочки нет дома. Дом для нее каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная веточка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели.

Воспитатель: А из чего появляется бабочка?

Дети: Из кокона.

Моделирование.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорим о насекомых, о том какую пользу они приносят. А вы знаете, что у насекомых есть враги, для этого они имеют защитные свойства. ( Воспитатель показывает макет бабочки) Посмотрите на эту бабочку, на ее крылья с верхней и нижней стороны, какие они разные по окраске. Почему, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Допустим бабочка долго летала, устала, ей надо отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Будет ли заметна такая бабочка птицам?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, такая бабочка будет заметна издалека.

Воспитатель: Как вы думаете, она может спрятаться?

Ответы детей

Воспитатель:  Многие бабочки научились обманывать птиц.  Повернитесь ко мне спиной.

Воспитатель складывает  крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Дети поворачиваются и видят, что бабочка незаметна, так как сложены крылья по цвету похожи на ствол дерева.

Воспитатель: Но в нашем детском саду бабочке на нужно бояться, посмотрите, какая она красивая, но чего то тут не хватает.

Сейчас мы наклеим на крылья бабочки кружочки, но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пришло утро, проснулись цветочки

Распустились и их лепесточки.

Пришла ночка, уснули цветочки

И закрыли свои лепесточки.

Аппликация.

Дети наклеивают кружочки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами были в чудесной стране Насекомыми и пришло время возвращаться назад.

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?

Дети: О насекомых.

Воспитатель: О каких?

Каждый ребенок подходит к картинке и называет насекомого и дает ему характеристику.

Воспитатель: А что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут.

Ответы детей.

Воспитатель: Если исчезнут насекомые исчезнут и растения, погибнут животные и птицы, они не смогут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Куда прячутся насекомые с наступлением холодов?

Ответы детей.

Воспитатель: Осенью насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода.

Итог занятия: Дети и воспитатель читают стихотворение и показывают карточки.

В лесу летают мотыльки

Ползут козявки и жуки.

Природа мать им жизнь дала

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а обойди!

Без насекомых лес, мой друг

И одинокий и пустой.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Сухопутная черепаха». Воспитатель: Чернизова Е.Ю.

Тема: ЧерепахаВид занятия: первичноеТип занятия: беседа-наблюдениеВремя 10-15 минЦель: дать первоначальное представление о животном -черепаха.Задачи:1....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

План-конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему "У бабушки в деревне"

конспект открытого занятия по окружающему миру для 2 младшей группы "У бабушки в деревне"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «12 апреля - День космонавтики»

laquo;12 апреля — День космонавтики» в средней группеЦель: Расширять представления детей о космосе, о празднике «День космонавтики»;Задачи:1. Продолжаем знакомить с ...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «12 апреля - День космонавтики»

Цель: Расширять представления детей о космосе, о празднике «День космонавтики»;Задачи:1. Продолжаем знакомить с праздником «День космонавтики».2. Познакомить с первыми...