Образовательный проект для подготовительной группы "Деревья осенью"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Моисеева Оксана Валерьевна

ФЦКМ наблюдения осенью за деревьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_osenyu.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

1.Название проекта  "Деревья осенью"

2.Авторы:  Яблочкина Ю.А.

                     Моисеева О.В.

3.Тип проекта:

Познавательный исследовательски - творческий

4.Вид:

  • По составу участников

                                 групповой

  • По срокам реализации

                      краткосрочный

  • По содержанию

                     Интегративный

 5.Актуальность проекта

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.

Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В. А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».

Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.

Идея создания проекта «Деревья осенью» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке.  Рассуждения воспитанников о том, что «наша березка хорошо спасает нас в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было «русской красавицы» на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.

Сегодня ребенок с любовью относится к «Своему дереву», а завтра эту любовь он перенесет на другие деревья, а затем и на всю природу в целом.

6.Цель проекта:   исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. 

7.Задачи проекта:

  • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;

  • Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

  • Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

 Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

 8.Участники проекта: воспитатели группы,  воспитанники группы,  родители воспитанников группы.

9.Сроки реализации проекта: 21.10.19 – 31.10.19

10.Ожидаемый результат:

Расширение кругозора детей о растительном мире родного края.

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания.

 11.Продуктами проекта являются:

Наблюдения по теме проекта во время прогулок, экскурсии по экологической

 тропе в д\с

НОД;

Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «…..

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме проекта

Разработанные рекомендации для родителей,

Фотоматериалы по работе проекта,

Стенгазета «Осенние мотивы»

12. Форма презентации проекта  

13.Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Проводились беседы и занятия с детьми, привлекались родители к участию в проекте, родители совместно с детьми изготовили поделки из природного материала на тему «…»

На занятиях по изобразительной деятельности организовали выставку «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Золотая осень», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (аппликация) , «Осеннее дерево» (лепка)

Подборка дидактического материала, пособий, картотеки игр.

Подборка художественной литературы.

Основной этап

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителями  (разработка рекомендаций, выставка поделок – совместная работа с детьми );

− проведение НОД;

− проведение наблюдений, экскурсии по экологической тропе;

− прослушивание и обсуждение аудиозаписей-звуки природы;

− рисование, лепка, аппликация, ручной труд с детьми - стенгазета;

Заключительный этап

Итогом проекта «Деревья осенью» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!

 

Схема реализации проекта  через разные виды деятельности

Образовательная

область

Тема, цели

ОО «Познавательное развитие»

ФЦКМ

ПИПД

 НОД «Деревья – наши друзья». 

- закрепить знания о деревьях, об их красоте и пользе. 

Беседа «Деревья нашего двора».

- закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

 Беседа «Осень золото роняет» – прогулка по территории Д\С.

- расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

ОО «Речевое развитие»

Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Чтение художественной литературы

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Деревья смотрят в зеро»; «Ветка рябины»; «Золотая осень» (см.план)

Лепка «Осеннее дерево» (см.план)

Аппликация «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (см.план)

Музыка -  Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы

Стенгазета «Осенние мотивы» оформлена элементами аппликации, нетрадиционного рисования.

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры (см. картотеку) –развитие двигательной активности.

13. Портфолио  проекта

  • Методическое обеспечение проекта (конспекты НОД,  наглядные пособия, картотеки, игры)
  • Материалы для проведения бесед по теме проекта
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Фотоматериалы о работе проекта.
  • Работы детей по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

14. Выводы   по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края, повышению познавательного интереса.

15.Список литературы:

О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с. 

Тема«Деревья – наши друзья»

Программное содержание:

формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе;

учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;

развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать;

воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа:

на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа:

беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний парк, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.

Ход занятия:

-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.

-Наши друзья - это деревья!

-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.

-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»(Дети: липа, береза, туя, каштан, клен).

Первый ребенок читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева:

«Дерево могучедерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору.

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок: у дерева есть корни, ствол, ветки, листья).

- Чем покрыт ствол дерева(Ребенок: ствол покрыт корой).

-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок: через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).

- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

-Посмотрите! А что это за дерево?

Второй ребенок: рябина.

«Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

- Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается).

-А это что за дерево?

Выходит третий ребенок:

«Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены - цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья).

-Какого цвета бывают кленовые листья осенью(Дети - желтые, красные)

-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист).

-А теперь к какому дереву мы подошли?

Выходит четвертый ребенок:

«Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух.

Над улицей несутся сотни белых мух».

-Тополь, это дерево, которое растет в нашем городе Анапа.

-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево(Дети: тополь - это городское дерево).

-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьевпоглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух).

-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)

-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр, туя).

Выходит пятый ребенок:

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

-Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.)

-Молодцы! Очень много рассказали о сосне.

- А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев(Дети собирают листья).

-Как много красивых листьев собрали!

-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку) Шестой ребенок:

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Дети: у березы).

-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы).

-Какое значение имеет - листопад?

(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).

-А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают(Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки)

-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща).

-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща).

-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща).

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.

Березка на нашем участке говорит нам:

«Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Осень"

Проект в подготовительной группе "Осень"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. «Осень золотая».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1)  Закре...

Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная».

Проект в подготовительнойгруппе«Осень разноцветная»....

Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная»

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, способствовать творческому и речевому развитию....

Педагогический проект для подготовительной группы"Осень-Красавица"

Проект для подготовительной группы.Тема "Осень"...

Презентация образовательного проекта в подготовительной к школе группе "Хоровод осенних цветов"

Уточнить и систематизировать знания детей  о разнообразие семян  цветов, их значении в природе и жизни человека....