Познавательно-исследовательский проект "Научная экспедиция маленьких агрономов"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Буртаева Юлия Валерьевна

Долгосрочный позновательно-исследовательский проект для детей 6-7 лет (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._ekspeditsiya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Научная экспедиция “маленьких агрономов””

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

По числу участников : групповой

Возраст участников проекта: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа)

Продолжительность: Долгосрочный

Подготовительная группа “Пчелки”

МКДОУ № 1 г. Тосно

2018-2019 учебный год

Воспитатель: Буртаева Ю.В.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.Сухомлинский.

Актуальность: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о различных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека. На опытном примере дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет ухаживать за ними. Ознакомление с  ростом и развитием растений можно начать осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, черенков используя для этого «огород на окне», и продолжить знакомить в весенне-летний  период, выращивая декоративные растения и цветы.  Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь обязательно откроет для себя много нового.

Предмет исследования – разные растения: комнатные цветы, садовые цветы, овощные культуры, различные семена, почва.

Цель: Организовать познавательно-исследовательскую, трудовую, продуктивную деятельность детей, дать элементарные знания о растениеводстве.

Задачи:

 – поддерживать любознательность детей, их стремление к самостоятельности, созиданию;

 – обогащать представления детей об особенностях строения и условиях роста растений;

-  учить наблюдать изменения в развитии росте растений

– создавать условия для активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

– формировать основы экологической культуры;

 – формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Материалы  для проведения эксперимента: семена различных растений, луковичные растения, черенки, пластиковые стаканчики, контейнеры и земля для посадки, колбочки, микро парник, лейка, лопатки, грабли, палочки для рыхления, гидрогель, микроскоп для исследования.

Предполагаемый результат:

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно – исследовательской деятельности выращивание растений из семян.

    - Развитие познавательных и творческих способностей.

    - Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с      условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

   - У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и в открытом грунте.

  - Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.

   - Связь с другими видами деятельности.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Научная экспедиция маленьких Агрономов», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  2. Основной(или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
  3. Заключительный: (оформление проекта) подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

Этапы реализации проекта.

Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

I. Подготовительный этап

Ноябрь (2-ая неделя)

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: создать условия для реализации проекта

II. Практический этап

Ноябрь (3-я неделя)

-Рассматривание и чтение книг, иллюстраций о растениях.

Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

II. Практический этап

Ноябрь (4-я неделя)

-Обследование различных семян (овощные культуры, цветы) через микроскоп.

Цель: дать понятие что такое семя, чем отличаются, познакомить с микроскопом, расширять знания о внешнем виде, структуре, строение семян.

II. Практический этап

Декабрь (1-ая неделя)

- Оформление дневника наблюдений

Цель:  оформление дневника наблюдений, зафиксировать исследования.

II. Практический этап

Декабрь (2-ая неделя)

- Знакомство с почвой

Цель: дать понятие почва, состав почвы, зачем нужна растениям почва. Опыты с почвой. Обследование через микроскоп.

II. Практический этап

Декабрь (3-ая неделя)

- что такое черенок

Цель: дать понятие что такое черенок, как из него можно вырастить растение, черенкование комнатного растения, посадка готового черенка.

II. Практический этап

Декабрь (4-ая неделя)

- свет, воздух, вода в жизни растений

Цель: опытным путем показать что растениям нужен свет, воздух, вода.

II. Практический этап

Январь (2-ая неделя)

- луковичные растения

Цель: дать понятие о луковичных растениях, посадка луковиц разными способами.

II. Практический этап

Январь (3-ая неделя)

- листья в микроскопе

Цель : обследовать поверхность и срез листа комнатного растения через микроскоп.

II. Практический этап

Январь (4-ая неделя)

- значение растений в природе и жизни человека

Цель: найти ответ на вопрос о значении растений в природе и жизни человека.

II. Практический этап

Февраль (1-ая неделя)

- микро парник своими руками

Цель: создание микро парника для проращивания семян

II. Практический этап

Февраль (2-ая неделя)

- Конкурс - выставка «Изобретение горшков для рассады из бросового материала

Цель: проведение конкурса -выставки

II. Практический этап

Февраль (3-ая неделя)

- Лаборатория огородных наук

Цель: опыты с семенами овощных культур

II. Практический этап

Февраль (4-ая неделя)

- огород на окне

Цель: оформление оконного огорода

II. Практический этап

Март (1-ая неделя)

- цветочные культуры

Цель: дать понятие о цветочных, декоративных культурах

II. Практический этап

Март (2-ая неделя)

- цветочки на рассаду

Цель: посадка семян цветочных культур на рассаду

II. Практический этап

Март (3-ая неделя)

- внимание на комнатные растения

Цель: пересадка комнатных растений

II. Практический этап

Март (4-ая неделя)

- березка просыпается

Цель: начать эксперимент наблюдение за распусканием почек на срезанных ветках березы

II. Практический этап

Апрель (1-ая неделя)

- весенние хлопоты

Цель: обсудить какие работы проводятся весной перед посевом растений

II. Практический этап

Апрель (2-ая неделя)

- научный фильм

Цель: просмотр научного фильма о росте растений

II. Практический этап

Апрель (3-ая неделя)

- плакат “азбука витаминов”

Цель: оформление стенгазеты “Азбука витаминов”

II. Практический этап

Апрель (4-ая неделя)

- во саду ли в огороде

Цель: труд над созданием клумбы

II. Практический этап

Май (2-ая неделя)

- расцвели цветочки в нашем во садочке

Цель: высадка рассады на клумбу

II. Практический этап

Май (3-ая неделя)

- что нам скажут специалисты

Цель: пригласить в гости ландшафтного дизайнера

III. Заключительный этап

Май (4-ая неделя)

- Анализ и обобщение результатов

Цель; итоговая беседа, оформление презентации

Реализация проекта:

I. Подготовительный этап

Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки , стихи, загадки, сказки, рассказы о растениях. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по теме совместно с родителями.
Сбор информации по теме совместно с детьми.

II. Практический этап

  • Подготовка и проведение опытов, бесед.
  • Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек (беседа с детьми).
  • Подготовка и чтение художественной литературы о растениях: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
  • Подготовка и показ иллюстраций, картин на растительную тематику.
  • Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.
  • Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
  • В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на растительную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
  • Участие в конкурсе-выставке, создание совместно с родителями необычных горшков.
  • Помощь детям в посадке семян.
  • Чтение с детьми литературы о растениях: сказки, рассказы, пословицы.
  • Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».
  • Просмотр научного фильма о росте растения из семени.

III. Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе. ( “Азбука витаминов”)

Анализируют и обобщают полученный результат.

Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Участие в оформлении стенгазеты.

По реализации проекта «Юные Агрономы» были получены следующие результаты:

1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление о растениях.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У ребят сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

6. Дети увидели многообразие посевного материала.

7. Ребята более бережно стали относиться к растительному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов» в рамках тематической недели «Краски лета»....

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...

ООД на прогулке "Большая экспедиция маленьких геологов"

Развитие познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями ...

Познавательно-исследовательский проект "Лето - это маленькая жизнь"

Познавательно-исследовательский проект "Лето - это маленькая жизнь" (долгосрочный)...

Познавательно-исследовательский проект "Разноцветные сладости - маленькие слабости"

Цель проекта: исследование влияния красителей, входящих в состав разноцветных конфет на детский организм.Задачи:ØИскать информацию о красках, используемых для пищевых продуктов (с помощью взрослы...