Главные вкладки

    Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Пенькова Елена Владимировна

    Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr_po_eksper_moe.docx27.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    (Познавательно-исследовательская деятельность)

    Старшая группа

    Подготовила:

    Воспитатель

    Пенькова Е.В.

    НРМ ДОБУ «Детский сад «Ромашка»

    Цель. Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.

    Образовательные:

    • Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста, расширить представления детей о свойствах дрожжей;
    • Закреплять знания детей об известных свойствах воды, способах ее очистки.
    • Уточнить и закрепить знания детей о природных красителях, их свойствах и возможностях применения
    • Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

    Развивающие:

             Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Воспитательные:

    • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.
    • Воспитывать аккуратность при работе с водой, тестом, осторожность.

    Материалы и оборудование: воронки, ватные диски, мука, сахар, дрожжи, начинка для пирожков,  лупы, бутылка с масляной водой и стакан с чистой водой, ватные диски, яблоко, ручная соковыжималка, термос с горячей водой, яркий платок, апельсин, лимон, маленькие розетки,  нарезанные из бумаги кружочки, йодированная вода,  халаты, шапочки на каждого ребенка, скалка, чайные ложечки.

    Содержание организованной деятельности детей

    -Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)

    Девчонки и мальчишки.

    Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.

    Звонит телефон, после разговора по телефону, воспитатель сообщает детям, что у героев сказки случилась беда.

    Воспитатель. Утащили злые птицы
    Кроху-братца у сестрицы,
    Но сестричка, хоть мала,
    Все же малыша спасла.
    Что за птицы в сказке были,
    И кому они служили?
    (Гуси лебеди и баба Яга) (1слайд)

    - Оказывается беда случилась в сказке «Гуси-лебеди»

    У меня есть волшебное перышко, закрывайте глазки (музыка)

    «1,2,3,4,5- будем глазки закрывать

    Надо в сказку  нам попасть.

    Впереди ждут чудеса,

    Нам опаздывать нельзя»

    (На экране появляется Печка)(2слайд)

    Печка. Ох, беда-беда, огорчение.

    Воспитатель. Ребята, кажется, у печки-матушки что-то случилось. Что случилось, Печка-матушка?

    Печка. Вот хотела угостить Машеньку с Иванушкой пирожками, да забыла, как тесто ставится.

    Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, из чего состоит тесто? (Дети перечисляют - мука, сахар, дрожжи.) Не переживай, Печка-матушка, мы с ребятами тебе поможем. Давайте с вами рассмотрим, что же нам для этого нужно. (Дети моют руки, одевают шапочки и халаты, садятся за стол, где находится все необходимое для приготовления опары) Дрожжи - это маленькие, безжизненные крупинки. (Рассматривают через лупы, нюхают, трогают.) Ребята, а чтобы приготовить тесто, сначала делают опару. Накормим наши сухие безжизненные крупинки сахарком, затем добавим молока и муки. Начинаем все мешать и волшебные слова шептать. Крибле-крабле бумс. (Дети под руководством воспитателя замешивают опару)

    - Опара наша готова. Ребята, а как вы думаете, если мы опару поставим рядом с открытым окном, опара быстро поднимется? (Высказывания детей) а вот мы это с вами и проверим, одну чашу с опарой мы вынесем в приемную, а другую чашу оставим здесь, в тепле.  Печка-матушка, опара должна подняться, для этого ей нужно время, а мы пока двинемся дальше, но мы обязательно вернемся и приготовим тебе тесто. А ты смотри, чтобы опара не убежала.

    Воспитатель. Махну я перышком своим

    В сказку дальше полетим. (3 слайд)

    -И у нас на пути река! Ребята вы помните, какая  она  была в сказке? (молочная река, кисельные берега)     ЗВУК ЗАПИСИ

    «Здравствуйте, ребята! Жила я реченька долго, текла быстро, но случилась беда. Стали ко мне наведываться гости незваные: ржавые банки, битые бутылки, пластиковые пакеты, а то и шины от автомобилей. И стала я речкой не чистой, серебристой, а грязной, нефтяной. Ребята, помогите очистить реченьку! Для вас волшебный сундучок с водой из реки и все необходимое для ее очистки». (Рассматривание бутылки с водой с маслом, мусором и чистой воды в стакане.)

     -Как вы думаете, ребята, могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)

    - Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)

    Дети. Её нужно очистить от масла и мусора.

    - Я вам приготовила места для совместной работы. Но прежде чем помочь реченьке, я предлагаю вам поиграть в игру.

    Игра «Одинаковые звуки» В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.

    Опыт «Фильтрация воды»

    - Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. В пустой стакан  ставим воронку, в нее кладем ватный диск и  очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду с мусором в воронку с фильтром.

     Идёт самостоятельная работа детей.

    - Аккуратно уберите воронку с фильтром и посмотрите на воду. Какая она стала?

    Дети. Вода стала чистой.

    Воспитатель. Куда же делись масло и мусор?

    Дети. Всё масло осталось на фильтре.

    - Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей) Ребята, помогли мы речке. Посмотрите,  какой стала теперь речка! (На экране изображение чистой речки.) (4 слайд)

    - Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

    Физкультурная минутка

    Гуси крылья распрямили,         Наклон туловища вперёд, с выпрямленными

                                                       за спиной руками.

    Лапки в ванночке помыли,         Поочерёдно выставляют ножки вперёд. 

    Пёрышки почистили –              «Чистят» подбородком плечики.  

    Быть хотим мы чистыми!          Руки на пояс, кивки головой.

    -А какое дерево в сказке помогло спрятаться от гусей? (Ответы детей) (5 слайд) Ой, что это  случилось с яблоней? Оно покрыто льдом. Что такое лед? (Это вода в твердом состоянии. Замерзшая вода.) Как же освободить яблоко от ледяного плена? (Высказывания детей)

    - Ребята, я знаю быстрый способ разморозки яблока ото льда. И я вам сейчас его покажу. У меня в руках чайник с очень горячей водой. И я сейчас буду очень осторожно лить кипяток на наше замороженное яблоко. Что же происходит со льдом? Он начинает таять и превращается в воду.

    Вывод: лед можно растопить несколькими способами. Мы с вами выбрали самый быстрый и освободили яблоко из ледяного плена. Но помните, ребята, одним без взрослых проводить опыты ни в коем случае нельзя!

    - Махну я перышком своим, и в сказку снова полетим. (6 слайд) Ребята, Машенька и братец Иванушка очень любят рисовать, но у них кончились краски и карандаши.  Можем ли мы им как то помочь? Как вы думаете, из чего можно получить краску? (Высказывания детей) Я предлагаю использовать  для этого лимон! Как вы думаете, возможно, такое? (Ответы детей.) К сожалению, в магазине были только апельсины. Интересно, а нет ли у нас в группе чего-нибудь такого, что может этот апельсин превратить в лимон. Посмотрим… (воспитатель достаёт из пакета яркий платок).

    -Как вы думаете, что это за платок? Может он тоже обладает чудесными свойствами? Попробуем его применить. (Воспитатель показывает апельсин детям и накрывает его ярким платком, произносит волшебные слова и сдёргивает платок. А там уже лимон! Секрет фокуса простой. Заранее аккуратно снимается с апельсина кожура. Затем лимон, меньший по размеру, чем апельсин, помещается в эту кожуру. При показе плотно зажимается лимон в апельсиновой кожуре и показывается всем, что в руке. Затем, ловким движением снимает с лимона платок вместе с кожурой.) 

    -Вот так чудеса – платок оказался волшебным! Он превратил апельсин в лимон. Вот сейчас можно сделать невидимую краску при помощи моего стаканчика. (Воспитатель с помощью стакана-соковыжималки выдавливает сок лимона и разливает его в маленькие розетки. Затем, он предлагает детям пройти за столы, чтобы попробовать с помощью ватных палочек и сока лимона изобразить весёлые лица на подготовленных из бумаги кружочках).

    - А ещё нам понадобится секретная водичка – тайный рецепт я вам раскрою потом, чтобы нас никто не услышал. Возьмите кисточки, намочите в этой воде и проведите по нарисованному, и увидим – что же произойдёт (дети описывают увиденное – картинки-смайлики начинают проявляться в воде)

     -Махну я перышком своим

    В сказку снова мы  полетим.

    - Опара начала оживать, дышать, появились пузырьки. Ребята, а если в опару добавить муки и замесить его, то получится вот такое тесто. Ребята, а что можно испечь из теста? (ответы) А вы хотели бы сделать пирожки? Готовы? Давайте мы с вами решим, кто, что будет делать. (Распределяют действия между собой.  В процессе приготовления пирожков обсуждают, что им понравилось и запомнилось больше всего.) (5 слайд)

    Печка. Ой, спасибо, ребятушки. Помогли. Буду сейчас пирожки ставить.

    - Вот всем и помогли.

    - Махну я перышком своим

    В детский сад мы  полетим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

    Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

    Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

    Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

    Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

    Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

    Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

    Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

    Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Незнайка – путешественник»

    Конспект предназначен для детей дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....