Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пенькова Елена Владимировна

Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_po_eksper_moe.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

(Познавательно-исследовательская деятельность)

Старшая группа

Подготовила:

Воспитатель

Пенькова Е.В.

НРМ ДОБУ «Детский сад «Ромашка»

Цель. Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.

Образовательные:

  • Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста, расширить представления детей о свойствах дрожжей;
  • Закреплять знания детей об известных свойствах воды, способах ее очистки.
  • Уточнить и закрепить знания детей о природных красителях, их свойствах и возможностях применения
  • Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

Развивающие:

         Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой, тестом, осторожность.

Материалы и оборудование: воронки, ватные диски, мука, сахар, дрожжи, начинка для пирожков,  лупы, бутылка с масляной водой и стакан с чистой водой, ватные диски, яблоко, ручная соковыжималка, термос с горячей водой, яркий платок, апельсин, лимон, маленькие розетки,  нарезанные из бумаги кружочки, йодированная вода,  халаты, шапочки на каждого ребенка, скалка, чайные ложечки.

Содержание организованной деятельности детей

-Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)

Девчонки и мальчишки.

Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.

Звонит телефон, после разговора по телефону, воспитатель сообщает детям, что у героев сказки случилась беда.

Воспитатель. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга) (1слайд)

- Оказывается беда случилась в сказке «Гуси-лебеди»

У меня есть волшебное перышко, закрывайте глазки (музыка)

«1,2,3,4,5- будем глазки закрывать

Надо в сказку  нам попасть.

Впереди ждут чудеса,

Нам опаздывать нельзя»

(На экране появляется Печка)(2слайд)

Печка. Ох, беда-беда, огорчение.

Воспитатель. Ребята, кажется, у печки-матушки что-то случилось. Что случилось, Печка-матушка?

Печка. Вот хотела угостить Машеньку с Иванушкой пирожками, да забыла, как тесто ставится.

Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, из чего состоит тесто? (Дети перечисляют - мука, сахар, дрожжи.) Не переживай, Печка-матушка, мы с ребятами тебе поможем. Давайте с вами рассмотрим, что же нам для этого нужно. (Дети моют руки, одевают шапочки и халаты, садятся за стол, где находится все необходимое для приготовления опары) Дрожжи - это маленькие, безжизненные крупинки. (Рассматривают через лупы, нюхают, трогают.) Ребята, а чтобы приготовить тесто, сначала делают опару. Накормим наши сухие безжизненные крупинки сахарком, затем добавим молока и муки. Начинаем все мешать и волшебные слова шептать. Крибле-крабле бумс. (Дети под руководством воспитателя замешивают опару)

- Опара наша готова. Ребята, а как вы думаете, если мы опару поставим рядом с открытым окном, опара быстро поднимется? (Высказывания детей) а вот мы это с вами и проверим, одну чашу с опарой мы вынесем в приемную, а другую чашу оставим здесь, в тепле.  Печка-матушка, опара должна подняться, для этого ей нужно время, а мы пока двинемся дальше, но мы обязательно вернемся и приготовим тебе тесто. А ты смотри, чтобы опара не убежала.

Воспитатель. Махну я перышком своим

В сказку дальше полетим. (3 слайд)

-И у нас на пути река! Ребята вы помните, какая  она  была в сказке? (молочная река, кисельные берега)     ЗВУК ЗАПИСИ

«Здравствуйте, ребята! Жила я реченька долго, текла быстро, но случилась беда. Стали ко мне наведываться гости незваные: ржавые банки, битые бутылки, пластиковые пакеты, а то и шины от автомобилей. И стала я речкой не чистой, серебристой, а грязной, нефтяной. Ребята, помогите очистить реченьку! Для вас волшебный сундучок с водой из реки и все необходимое для ее очистки». (Рассматривание бутылки с водой с маслом, мусором и чистой воды в стакане.)

 -Как вы думаете, ребята, могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)

Дети. Её нужно очистить от масла и мусора.

- Я вам приготовила места для совместной работы. Но прежде чем помочь реченьке, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Одинаковые звуки» В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.

Опыт «Фильтрация воды»

- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. В пустой стакан  ставим воронку, в нее кладем ватный диск и  очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду с мусором в воронку с фильтром.

 Идёт самостоятельная работа детей.

- Аккуратно уберите воронку с фильтром и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети. Вода стала чистой.

Воспитатель. Куда же делись масло и мусор?

Дети. Всё масло осталось на фильтре.

- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей) Ребята, помогли мы речке. Посмотрите,  какой стала теперь речка! (На экране изображение чистой речки.) (4 слайд)

- Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка

Гуси крылья распрямили,         Наклон туловища вперёд, с выпрямленными

                                                   за спиной руками.

Лапки в ванночке помыли,         Поочерёдно выставляют ножки вперёд. 

Пёрышки почистили –              «Чистят» подбородком плечики.  

Быть хотим мы чистыми!          Руки на пояс, кивки головой.

-А какое дерево в сказке помогло спрятаться от гусей? (Ответы детей) (5 слайд) Ой, что это  случилось с яблоней? Оно покрыто льдом. Что такое лед? (Это вода в твердом состоянии. Замерзшая вода.) Как же освободить яблоко от ледяного плена? (Высказывания детей)

- Ребята, я знаю быстрый способ разморозки яблока ото льда. И я вам сейчас его покажу. У меня в руках чайник с очень горячей водой. И я сейчас буду очень осторожно лить кипяток на наше замороженное яблоко. Что же происходит со льдом? Он начинает таять и превращается в воду.

Вывод: лед можно растопить несколькими способами. Мы с вами выбрали самый быстрый и освободили яблоко из ледяного плена. Но помните, ребята, одним без взрослых проводить опыты ни в коем случае нельзя!

- Махну я перышком своим, и в сказку снова полетим. (6 слайд) Ребята, Машенька и братец Иванушка очень любят рисовать, но у них кончились краски и карандаши.  Можем ли мы им как то помочь? Как вы думаете, из чего можно получить краску? (Высказывания детей) Я предлагаю использовать  для этого лимон! Как вы думаете, возможно, такое? (Ответы детей.) К сожалению, в магазине были только апельсины. Интересно, а нет ли у нас в группе чего-нибудь такого, что может этот апельсин превратить в лимон. Посмотрим… (воспитатель достаёт из пакета яркий платок).

-Как вы думаете, что это за платок? Может он тоже обладает чудесными свойствами? Попробуем его применить. (Воспитатель показывает апельсин детям и накрывает его ярким платком, произносит волшебные слова и сдёргивает платок. А там уже лимон! Секрет фокуса простой. Заранее аккуратно снимается с апельсина кожура. Затем лимон, меньший по размеру, чем апельсин, помещается в эту кожуру. При показе плотно зажимается лимон в апельсиновой кожуре и показывается всем, что в руке. Затем, ловким движением снимает с лимона платок вместе с кожурой.) 

-Вот так чудеса – платок оказался волшебным! Он превратил апельсин в лимон. Вот сейчас можно сделать невидимую краску при помощи моего стаканчика. (Воспитатель с помощью стакана-соковыжималки выдавливает сок лимона и разливает его в маленькие розетки. Затем, он предлагает детям пройти за столы, чтобы попробовать с помощью ватных палочек и сока лимона изобразить весёлые лица на подготовленных из бумаги кружочках).

- А ещё нам понадобится секретная водичка – тайный рецепт я вам раскрою потом, чтобы нас никто не услышал. Возьмите кисточки, намочите в этой воде и проведите по нарисованному, и увидим – что же произойдёт (дети описывают увиденное – картинки-смайлики начинают проявляться в воде)

 -Махну я перышком своим

В сказку снова мы  полетим.

- Опара начала оживать, дышать, появились пузырьки. Ребята, а если в опару добавить муки и замесить его, то получится вот такое тесто. Ребята, а что можно испечь из теста? (ответы) А вы хотели бы сделать пирожки? Готовы? Давайте мы с вами решим, кто, что будет делать. (Распределяют действия между собой.  В процессе приготовления пирожков обсуждают, что им понравилось и запомнилось больше всего.) (5 слайд)

Печка. Ой, спасибо, ребятушки. Помогли. Буду сейчас пирожки ставить.

- Вот всем и помогли.

- Махну я перышком своим

В детский сад мы  полетим.