Главные вкладки

    Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Князева Марина Андреевна

    Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ           

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ" 

    Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной  группе на тему:  

    «Этот удивительный вулкан»

    Подготовила и провела:

    воспитатель I кв. категории

    М.А Князева

    Югорск, 2017г

    Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана.

    Задачи:

    1. Продолжить знакомить с явлением природного мира – вулканом, сформировать представление о вулканических продуктах, их свойствах;
    2. Активизировать словарный запас в речевой практике: магма, лава, жерло, кратер, исследовательский центр, спящей вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, пемза;
    3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность)
    4. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

    ХОД ООД

    1. Вход по паролю (элемент ТРИЗ): Назвать объекты природного и рукотворного мира (ответы детей)
    2. Орг. момент:

            Сегодня, мы будем говорить о вулканах. А к какому миру они относится? Природному или рукотворному? (Природному)

    Кирилл выучил стихотворение о вулкане и нам его расскажет.

    1. Закрепление изученного материала.

    - Ребята, а что вы знаете о вулканах?

    - А что такое вулкан? (обыкновенная гора)

    - Какой  формы  вулкан? На  что  он  похож?     (конус, пирамида)

    - Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

    А почему такое таинственное, загадочное, удивительное и грозное явление природы, называется вулкан, расскажет Никита. Он приготовил нам легенду, послушаем ее. (ЛЕГЕНДА)

            «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

            В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

    - Сейчас мы познакомимся с ними.

    1. Изучение нового материала

    Просмотр презентации.

            В некоторых местах на Земле есть необычные горы (слайд 2).Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 3)

    -  Вот потухшие вулканы, они работали в далеком-далеком прошлом (слайд 4).

    - Когда вулканы «спят» (слайд 5), то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются» (слайд 6 ЗВУК), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. (слайд 7 звук) Лава – это расплавленные, очень горячие камни. (слайд 8 звук). Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. 

     - Извержение вулкана – это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. (слайд 9)

     Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвела огромное впечатление, на художника Карла Брюллова, который изобразил на своем полотне последний день Помпеи. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись не кому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли (слайд 10)

    - Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд 11)

    - Однако польза для людей от вулканов тоже есть. Благодаря вулканам образуются горные породы. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома (слайд 12)

    - А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана? (ответы детей)

    - Для того чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 13).

    Воспитатель: А сейчас, хотелось бы у вас узнать, какой вред приносят вулканы? Пользу? (ответы детей)

    -

    +

    гибнут люди

    пепел является прекрасным удобрением для почвы

    гибнут животные, растительность

    поднимаются на поверхность полезные ископаемые

    пепел препятствует проникновению солнечного света

    разрушаются города

    делают лекарства (вулканическая пыль)

    пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта

    очистители воды

    строят дома

    Восп-ль: Ребята, предлагаю вам стать учеными-вулканологами и провести опыты в исследовательском центре. Но, прежде, немного отдохнем.

    Физминутка

    Вулканы начали «вулканить» - (дети присели на корточки)

    Из жерла лаву извергать. (встают, делают взмахи левой, правой руки)

    По склонам лава потекла (делают волну руками)

    И Землю сильно обожгла. (наклоны туловища вправо-влево)

    Спустя века закашлял злой (прыжки)

    Вулкан и пеплом, и золой.

    Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (шаги на месте, хлопки руками)

    Как грозен он сейчас на вид!

    Но вот он начал уставать – (вращение головой)

    Огонь в нем начал угасать.

    Последний раз огнем дыхнул – (дети приседают и закрывают голову руками)

    И на десятки лет уснул.

    Воспитатель: Итак, мы с вами ученые - вулканологи и я предлагаю обследовать камень пемзу - застывшую лаву. 

    Только для начала вспомним правила безопасности:
    БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
    • вставать с места;
    • трогать оборудование и приборы
    ;

    Пройдемте к столам.

    Опыт 1.  Свойства пемзы (пемза, обычный камень-галька, лупа, два стакана с водой)

    Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой? 

     Как вы думаете, чем пахнут камни? Можете взять в руки и понюхать. (Дети нюхают и делятся своими ощущениями.)

    Воспитатель: А мне кажется, что галька пахнет морем, а пемза—землей. Почему? (Галька привезена с моря, а пемзу добыли из-под земли).

    Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Пемза - камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем. Возьмите в руку гальку, что вы видите? Какая она на ощупь? (Гладкая, ровная, твердая.)

    А теперь пемзу. Какая она? (Шершавая, неровная, колючая, пористая.) Постучите пемзой друг об друга, какой вы слышите звук? (Глухой, тихий.)

     А теперь постучите галькой. (Звук звонкий, громкий.)

    Давайте потрем камни друг об дружку, то же самое проделайте с пемзой. Что происходит? (пемза крошится, а галька нет). 

    Давайте рассмотрим их под лупой. (Дети рассматривают их под лупой).

    Воспитатель: Отличаются они? Чем?

    Дети: В пемзе очень много дырочек.

    Воспитатель: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

    Дети: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

    Воспитатель: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой.

    Есть ли пузырьки?

    Плавает или тонет пемза?

    Почему?

    А обычный камешек?

    Дети делают вывод: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Это потому, что лава кипела, бурлила, а потом так и застыла. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.  В камне дырочек нет, он тяжелее пемзы, поэтому он затонул.

    Воспитатель: Пемзу используют и как лечебное средство, из пемзы готовят лечебный порошок, который помогает от кашля. Я думаю у каждого из вас, в ванной комнате, есть пемза.  Ей же можно делать массаж. Вот сколько нового мы узнали о пемзе. Но, пемза бы не появилась, если бы не произошло извержение вулкана.

    Опыт 2.  «Извержение вулкана»

    Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Пока наш вулкан спящий (ответы детей спящий вулкан - имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой)

     (воспитатель объясняет проведения опыта)

    Описание:

    Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

    Второй ребенок: налить немного воды.

    Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

    Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

    Воспитатель: добавляет уксус 9 %, разведенный с водой.

    Воспитатель:И наш вулкан проснулся. Из вас получились хорошие исследователи-вулканологи. Именно такой процесс и происходит при извержении вулкана.

    Рефлексия

    - О чем сегодня говорили? (о вулканах - спящие, потухшие, действующие; о строение вулкана: обычная  гора в идее конуса, внутри горячая жидкость-магма, когда извергается на поверхность называется - лава, вверху - кратер в виде воронки и т.д.)

    - Что для вас было интересно? (ответы детей)

    - Понравилось ли узнавать новое о природных явлениях? (ответы детей)

    Воспитатель: Мы теперь знаем, что такое вулканы и как они работают. И, я предлагаю собрать пазл – вулкан, для того чтобы повесить в нашу  мозаичную галерею (продукт деятельность).

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по познавательному развитию ( поисково-исследовательской деятельности)"Посадка гороха"

    Цели: систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; форми...

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

    Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

    Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: "В мире вулканов"

    В материале представлены  цель, задачи образовательной деятельности, предварительная работа детей в подготовке к ОД, подробный ход занятия с обобщением полученных знаний детей....

    Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Познавательное развитие. Экспериментально - исследовательская деятельность. Тема: ««Плывут кораблики».

    Цель: формировать у детей представления о свойствах воды. Развивать мелкую моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. Задачи: Воспитательны...