Конспект НОД Познавательное развитие (экспериментально-исследовательская деятельность) тема "Как обнаружить воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карфидова Елена Анатольевна

Знакомство с некоторыми  свойствами  воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie_eksperimentalnaya_deyatelnost.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

Познавательное развитие

(Развитие познавательно - исследовательской деятельности)

в старшей группе

тема: «Как обнаружить воздух»

        Составил: Карфидова Е.А., воспитатель первой  квалификационной категории

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представление детей о воздухе, его роли. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Учить устанавливать причинно – следственные связи на основе опытов.

Развивающие: Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Активизировать и обогащать словарь детей существительными и прилагательными по теме.

Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха.

Словарная работа: воздух, океан, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал: ванночки водой, прозрачные стаканы, салфетки, баночки, лук. Чеснок, апельсин, карандаши, полиэтиленовые пакеты, глобус, коробочка, силуэты деревьев, картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек, камни и т.д.)

Предварительная работа: наблюдение за воздухом во время прогулок, опыты, чтение экологической литературы, д/игры, загадывание загадок, беседы о воздухе.

Методы: игровые, словесные, наглядные, практические.

Приёмы: объяснение, рассуждение, беседа, демонстрация иллюстраций, элементарные опыты, дидактическая игра, упражнение, голосование.

Содержание организованной деятельности.

Ребята, я принесла вам необыкновенную коробочку.

- Хотите узнать, что в ней находится? (открываю)

- Что вы видите в коробочке? (ничего)

 Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится в коробочке.

        «Он прозрачный невидимка,

                Легкий и бесцветный газ,

        Невесомою косынкой

        Он окутывает нас»

- Как вы думаете: что это за невидимка? (воздух)

- Так что же находится в этой коробочке? (воздух)

Я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух.

Ну что ж в путь!

И так ребята мы с вами пришли в лабораторию, где проводят опыты.

- Что вы видите? (глобус)

Давайте рассмотрим его.

- Почему на нём так много голубой краски? (голубой цвет-это вода)

Как много воды на нашей планете. Всё это моря, океаны.

- Кто живёт в океане?

- А где мы живём? (на земле)

Я хочу раскрыть вам одну тайну.

Мы с вами тоже живём в океане, но не в простом водном океане, а в океане воздуха.

- А что такое воздух?

Да ребята мы дышим воздухом, он вокруг нас, мы как будто купаемся в нём.

- Ребята, а воздух нам нужен?

- Сможем без него жить?

Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

Вывод: без воздуха можно задохнуться, он необходим.

Д/игра: «Кому нужен воздух?»

- Почему вы так думаете?

- Ребята, вы видите воздух?

- А хотите его увидеть?

Опыт: «Водолазы»

На дно стакана изнутри прикреплена сухая бумажная салфетка. Дети осторожно погружают стакан вверх дном в ванночку с водой. Затем поднимают стакан и сухой рукой достают салфетку.

- Почему салфетка осталась сухой?

Вывод: в стакане был воздух, он и не пустил в него воду.

Опыт: в ванночку с водой, дети ставят стакан дном вверх.

- Почему нет воды в стакане?

Хотя воздух прозрачный, но его можно увидеть.

Отодвиньте стакан.

- Что вы видите? (пузырьки)

Вывод: это выходит воздух, образуя пузырьки.

- А вы бы хотели поиграть с воздухом?

Опыт: игра: «Поймаем воздух».

Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить пакет, и закручивают его.

- Почему пакет раздулся?

Вывод: пакет наполнен воздухом.

- Воздух, какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный)

Воздух прозрачный, невидимый, но мы его увидели в пузырьке.

А теперь давайте нарисуем, то что мы увидели. (выполняют задание на карте)

Воздух мы с вами увидели, а теперь давайте услышим его.

Опыт: воспитатель предлагает детям поиграть на духовых инструментах.

- Что мы слышим? (звук)

- Что нам принесло звук? (воздух)

- Услышали мы с вами воздух?

А теперь нарисуем то что слышали. (выполняют)

Мы увидели, услышали воздух, а теперь почувствуем его.

Опыт: дети аккуратно открывают баночки, в которых ранее лежали лук, чеснок, лимон, апельсин.

- Что вы почувствовали?

- Какие запахи?

- Как думаете, что там лежало раньше?

- Катя, что лежало в твоей баночке?

- Илья, а в твоей баночке, что лежало?

Вывод: воздух запаха не имеет, но он присваивает себе запахи.

- Ребята, а каким воздухом нужно дышать? (чистым)

- А что даёт чистый воздух? (деревья, растения)

- А в нашем посёлке чистый воздух?

- Почему так думаете?

- Что можно сделать, чтобы в нашем посёлке воздух был ещё чище? (посадить новые деревья)

Рефлексия:  - С каким «океаном» мы сегодня с вами познакомились? (воздушным)

  - А что вам особенно понравилось на занятии?

Если вам всё понравилось, возьмите на память солнышко, а если не понравилось – тучку.

Дети берут награды и возвращаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы «Молоко и молочные продукты»

Тема: «Молоко и молочные продукты»Цель: формирование представления у детей о том, как молоко пришло к ним на стол, обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продук...

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Познавательное развитие. Экспериментально - исследовательская деятельность. Тема: ««Плывут кораблики».

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды. Развивать мелкую моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. Задачи: Воспитательны...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Как обнаружить воздух"

Расширять представления детей о свойствах воздуха. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.Развивать познавательную активность детей, навыки проведения опытов, способность сравни...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) Тема «Магнитная лаборатория»

Данное занятие познакомит детей с понятием «магнит»; поможет сформировать представления о свойствах магнита посредством проведения практических опытов....

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) «Тайны снега и воды»

Данный материал поможет провести занятие по экспериментальной деятельности со снегом и льдом....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад комбинированного вида  № ...