Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) Тема: "Свойства воздуха".
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Бут  Наталья Николаевна

    Формировать знания о свойствах воздуха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_opyty_s_vozduhom.docx20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» город Щигры курской области»

    Конспект НОД

    в подготовительной группе по познавательному развитию

    (поисково-исследовательская деятельность)

    Тема: "Свойства воздуха".

                                                       Воспитатель: Бут Наталья Николаевна

    2017 год

    Программные задачи:

    Формировать знания о свойствах воздуха,

    развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

    воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.
    Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,  крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, белые халаты.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    Дети встают в круг: 
    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
    Если каждый улыбнётся — 
    Утро доброе начнётся.

    Воспитатель. Ребята,  хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные, вместе попытаемся провести интересные опыты. (Да) Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

    Воспитатель:  В лаборатории надо соблюдать определенные правила:  работать тихо, аккуратно, внимательно. И нужно надеть специальную одежду (дети и воспитатель одевают белые халаты).

    Воспитатель.  Попробуйте угадать, что мы сегодня будем исследовать в нашей лаборатории.

    Через нос проходит в грудь,
    А потом в обратный путь.
    Он невидимый, но всё же
    Без него мы жить не можем.

    Дети: - Воздух.

    Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами будем разгадывать тайны воздуха.

    Воспитатель: А где находится воздух? И зачем он нам нужен. Ответы детей.

    Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.
    Эксперимент № 1.

    Вдохните в себя побольше воздуха, зажмите нос пальцами, попробуйте задержать дыхание. Достаточно. Выдохните. Что вы почувствовали?

    Дети. Без воздуха трудно.

    Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

    Дети. С помощью воздуха мы дышим. 

    Эксперимент № 2 “Как поймать воздух?”

    Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

    Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится

    Вывод: воздух принимает форму того предмета, где находится, воздух невидимый.

    Эксперимент № 3 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

    Воспитатель:  Ребята,  воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

    Воспитатель: - А давайте проверим!

    Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

    Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

    Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. 

    Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 
    А почему пузырьки поднимаются на поверхность? 
    Потому что воздух легче воды.

    Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес? »
    Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.
    -Что у меня в руках? Весы.
    Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
    Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
    (Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).
    Вывод: Воздух имеет вес

    Физминутка : «Мыльные пузыри».
    У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. 
    Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

    А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

    Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

    Эксперимент № 5 «Слышим воздух»
    Воспитатель: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук- писк.

    Вывод: воздух можно услышать.

    Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

    Эксперимент № 6«Узнай по запаху».
    Что это? Баночки .
    Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
    Воспитатель: - Правильно, воздух. А теперь , я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?
    В: - Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).
    В: - Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.
    В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
    В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
    В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
    В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Вывод: Воздух не имеет запаха.

    Подведение итога. Рассматривание нарисованной таблицы!
    Отмечаем ответ в таблицу.
    - воздух не видим («глаз»)- перечеркиваем
    - воздух имеет вес («весы»)
    - воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
    - воздух можно услышать («ухо» )
    - воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркиваем.
    - воздух не имеет запаха("нос")-перечеркиваем.

    ВоспитательИтак, мы сегодня провели множество опытов. Вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

    Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

    Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».

    Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10  Ладушки»,  город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...

    Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

    Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "По страницам Великой Победы!"

    «По страницам великой Победы!»»Цель – способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, развитие устной речи, воспитание любви к своей Родине.Программное задачи:1. Расширят...

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию

    Задачи:Закрепление навыков устного счетаЗакрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клеткуЗакрепление умения читать символы...

    Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

    данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию « Род и родословие»

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному  развитию« Род и родословие»...

    КОНСПЕКТ НОД «Познавательное развитие» опытно-экспериментальная деятельность Тема: «Свойства воды»

    Для детей средней группы. Опытно-экспериментальная деятельность Тема: «Свойства воды»....