Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Валентина Анатольевна Коваленко

Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорелось.И решила взять всем знакомую  СОЛЬ. Сколько можно рассказать  ребятишкам, сколько опытов провести?!.И моё занятие с детьми старшей группы прошло на одном дыхании. Смена видов деятельности, видов эксперментов , прошло так интересно, что мы не обратили внимание ,как быстро  пролетело   время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eksperementirovaniya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Конспект ООД по образовательной области  «Познавательное развитие»

опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Волшебная соль»

                                                Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                 В.А.Коваленко

город Донецк

2017 год

Конспект ООД по образовательной области  «Познавательное развитие»

Возрастная группа  старшая №15

Тема:  «Волшебная соль»

Интеграция образовательных областей

 Речевое , социально-коммуникативное, физическое развитие.

Программные задачи:

 Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

 Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;

 Развивать навыки экспериментирования.

 Бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Способы организации детей :

В кругу,  сидя за столами, стоя вокруг столов, полукругом.

Оборудование соль, тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, штатив, спиртовка, чашечка для разогрева, мешочки с солью, мешочки с поролоном, тазы с водой, ёмкость с солённой водой и с простой водой, солевая дорожка.

Словарная работа   научная лаборатория,

Предварительная работа  Просмотр презентаций о соли, рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок , пословицы о соли. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

                                              Ход ООД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Методы, формы. приемы

1.

Открытый вход в деятельность

1-2 мин.

«Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём»

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые)

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. Помогут нам стать ученными наши гости, оденут нам специальную одежду. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадываю вам  загадку про На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна. (соль)

3.

. Мотивация на деятельность

4-5 мин.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью

1.Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?

Понюхайте её (без запаха).

2.Какая она на вкус? (соленая).

3.Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

4.Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).

5.Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

 6.А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?

 (соли много, воды мало).

7. Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).

Изменился ли цвет воды? (нет).

 А как вы думаете , какой стал вкус у воды? (солёная).

Молодцы. А теперь давайте повторим ,что мы узнали о соли

 (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют

 (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

 Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем.

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем

4.

 Динамическая пауза

2-3

мин.

Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.

Физ.минутка

Подходим к солевой дорожке, снимаем обувь и 2-3 раза проходим по ней.

«По дорожке мы идем, по дорожке не простой, по дорожке солевой, будем ножки закалять и здоровье укреплять.»

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

5.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

4-6 мин.

2-4

мин.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей)

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем ,какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую)

Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

6.

Практическая работа

2-3 мин.

Я хочу показать вам ещё один опыт. Мне понадобится два куриных , сырых яйца и два больших стакана с водой. Мы сейчас узнаем, что будет, если мы опустим в стакан с чистой водой, а второе в стакан с соленой водой. Что получилось?

(Оно опустилось на дно в чистой воде, а в соленой плавает). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

7.

Открытый выход из деятельности

2-3 мин.

Ребята к нам пришёл в гости журналист (воспитатель быстро переодевается в журналиста)

Задаёт вопросы детям используя микрофон

Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии ? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

 Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали  и для новых опытов приготовил вам подарок, набор для исследований и опытов.

Вот на этом работа в научной лаборатории заканчивается.