Главные вкладки

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» на тему: «Волшебница-вода» для детей старшей группы ОН
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Батова Татьяна Аркадьевна

    Образовательная область: «Познание»

    Тема: «Волшебница-вода»

    Цель: вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.

    Программное содержание:

    - закреплять знания детей о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, безвкусная, теплая, холодная), её разнообразном состоянии (жидком, твёрдом и газообразном), о значении в жизни человека;

    - упражнять в умении анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях;

    - дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

    - обогащать словарь детей словами: прозрачная, безвкусная, бесцветная, родники, колодцы, ручейки, жидкое, твёрдое, газообразное состояние;

    - формировать познавательный интерес к природе;

    - развивать связную речь, воображение, мышление, мыслительную деятельность;  - воспитывать бережное отношение к воде.

    Материал: тазик с водой, камешки, тряпочки, стаканы с водой разной температуры, снег и лёд на тарелочках; чайник с горячей водой, тарелочка, широкая полоска ткани и голубые ленты, рыбки, фланелеграф, лейка, маска «Солнышко», магнитофон с записями «Апрельская капель».

     

    Содержание:

    1 часть. Организационный момент.

    - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о веществе, а о каком вы угадайте сами. Послушайте внимательно загадку:

    Много её - беда! Мало её беда!

    Нужна она нам всегда, больше чем даже еда!

    Что это, дети?  Вода.

    Чтение детьми стихотворения Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

    -Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане,

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,,,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё вам не умыться,

    Не наесться, не напиться,

    Смею вам я доложить

    Без воды нам не прожить.

    Вопросы воспитателя и ответы детей:

    - Где вы видели воду?

    - На улице, в помещении.

    - Какую вы видели воду?

    - Для чего нужна вода?

    - Как мы используем её?

    - Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы, готовим пищу.

    - Откуда берётся вода в кране?

    - Из рек, озёр, из-под земли.

    - Мы каждый день пользуемся этой водой. Она всё течёт и течёт, и не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, а потом человек направил их в трубы.

    - Можно ли пить воду прямо из реки?

    - Почему нельзя пить?

    - Что может произойти с человеком?

    - Вода не очень чистая и человек может заболеть.

    - Из каких источников можно пить воду?

    - Воду можно пить из родников, колодцев,

    - Наш город большой и чистой воды нужно много. А теперь представьте себе, что вы забыли закрыть кран. Что может произойти?

    - Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река.

    - Ребята, что мы можем сделать, чтобы сберечь воду?

    2 часть. Основная.

    - Какие пословицы и поговорки вы знаете о бережном отношении к воде.

    Дети рассказывают пословицы и поговорки:

    - Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

    - Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

    - Бережливость - вот лучшее богатство.

    Проведение дидактической игры «Река и ручейки»

    - На земле много разных рек, больших и маленьких. Все они бегут куда-то. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Самая широкая и длинная полоска ткани и превратится в главную реку, а остальные ленты - в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Посмотрите, какая большая, полноводная получилась река, в которую впадают маленькие ручейки. Вместе с ручейками в реку попал различный мусор. Давайте почистим воду в реке.

    Физминутка

    А теперь насос включаем - поворот «ключом».

     Воду из реки качаем - наклоны вперёд «насос».

    Влево - раз, вправо - два - повороты с наклоном,

    Потекла ручьём вода - волнообразное движение рукой.

    - Вода в реке стала чистой, прозрачной. Запустим в нашу реку рыбок разводиться.

    Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

    - Мы с вами рассмотрим свойства воды и её разные состояния в разное время года. Проведём несколько опытов. Заверните рукава. Перед вами стоит тазик с водой, давайте потрогаем воду. Какая вода на ощупь?

    - Мокрая, тёплая.

    - Определим её цвет и опустим камешки на дно.

    - Вода прозрачная, бесцветная.

    Воспитатель берет стакан и выливает воду.

    - Что произошло с водой?

    - Она вылилась.

    - Какая вода?

    - Жидкая.

    - Попробуйте на вкус из маленького стаканчика. Есть вкус у воды?

    - Она безвкусная.

    - А сейчас определим температуру воды.

    - Опустите пальчик в маленький стаканчик, потом в большой стакан. Какая вода в маленьком стаканчике теплая или холодная? Какая вода в большом стакане?

    Воспитатель предлагает детям подойти к окну.

    - Какое время года сейчас?

    - В каком состоянии бывает вода зимой на улице, когда холодно?

    - В виде снега, льда, сосулек, инея.

    Дети подходят к столу, на котором лежит снег и лед.

    - Потрогайте снег и лед. Какой снег на ощупь, лёд?

    - Лёд холодный, гладкий, скользкий, твёрдый. Снег холодный, рыхлый, мягкий.                   - Что с ними произошло в тепле?

    - Снег и лёд растаяли в тепле.

    - Сами мы можем сделать лёд?

    - Нужно налить воды и заморозить.

    - А в каком ещё состоянии бывает вода?

    - В газообразном.

    - Вы часто бываете с мамой на кухне, помогаете готовить, варить суп, заваривать чай. Когда мама снимает крышку с кастрюли или с чайника, что из-под неё поднимается?

    - Поднимается пар.

    - И у нас есть чайник, накрытый тарелочкой. Давайте посмотрим, что появилось на донышке тарелочки?

    - На донышке тарелочки появились капельки воды.

    3 часть. Итоговая.

    - Что бывает жидким, твердым и газообразным?

    - Жидким, твёрдым и газообразным бывает вода.

    - Молодцы, дети. Провели мы опыты с водой: пробовали ее на вкус, определяли цвет, температуру, наблюдали за снегом и льдом. Пришла пора нам отдохнуть. Поиграем в игру «Ходят капельки по кругу».

    - Я - мама Тучка, а вы будете моими капельками, но сначала я прочту волшебное заклинание и превращу вас в капельки.

    Ну-ка, лейка, лей, лей, лей.

    Для ребяток не жалей,

    В капельки пусть превратятся.

    От души повеселятся.

    Звучит музыка, дети выполняют движения: дети танцуют, потом полетели, собрались вместе,  потекли ручейками и стали большой рекой. Текла, текла речка и попала в океан, плавали, плавали капельки и вспомнили, что мама Тучка наказывала вернуться домой. А тут и солнышко появилось, выглянуло, пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх и испарились, вернулись к маме Тучке.

    - Ну что капельки, пора и нам возвращаться. Хорошо себя вели, никого не забрызгали, прохожим за воротник не залезали. Превращаемся в детей.

    Ну-ка, лейка, лей, лей, лей,

    Превращай скорей в детей,

    От души повеселились

    Снова в садик возвратились. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»...

    Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Путешествие в страну осени» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

    Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Путешествие в страну осени» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Цель: Вызва...

    Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей старшей группы

    Конспект НОД по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей сташей группы с использованием игровой технологии и мнемотехники....

    Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Сценарий совместной театрально-игровой деятельности детей старшей группы и родителей, по русской народной сказке "Репка".

    Данный сценарий способствует созданию у детей радостного эмоционального состояния, через театральную деятельность, развивает артистические способности детей....