Конспект НОД по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» на тему: «Волшебница-вода» для детей старшей группы ОН
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Батова Татьяна Аркадьевна

Образовательная область: «Познание»

Тема: «Волшебница-вода»

Цель: вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.

Программное содержание:

- закреплять знания детей о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, безвкусная, теплая, холодная), её разнообразном состоянии (жидком, твёрдом и газообразном), о значении в жизни человека;

- упражнять в умении анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях;

- дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

- обогащать словарь детей словами: прозрачная, безвкусная, бесцветная, родники, колодцы, ручейки, жидкое, твёрдое, газообразное состояние;

- формировать познавательный интерес к природе;

- развивать связную речь, воображение, мышление, мыслительную деятельность;  - воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: тазик с водой, камешки, тряпочки, стаканы с водой разной температуры, снег и лёд на тарелочках; чайник с горячей водой, тарелочка, широкая полоска ткани и голубые ленты, рыбки, фланелеграф, лейка, маска «Солнышко», магнитофон с записями «Апрельская капель».

 

Содержание:

1 часть. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о веществе, а о каком вы угадайте сами. Послушайте внимательно загадку:

Много её - беда! Мало её беда!

Нужна она нам всегда, больше чем даже еда!

Что это, дети?  Вода.

Чтение детьми стихотворения Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

-Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,,,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Вопросы воспитателя и ответы детей:

- Где вы видели воду?

- На улице, в помещении.

- Какую вы видели воду?

- Для чего нужна вода?

- Как мы используем её?

- Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы, готовим пищу.

- Откуда берётся вода в кране?

- Из рек, озёр, из-под земли.

- Мы каждый день пользуемся этой водой. Она всё течёт и течёт, и не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, а потом человек направил их в трубы.

- Можно ли пить воду прямо из реки?

- Почему нельзя пить?

- Что может произойти с человеком?

- Вода не очень чистая и человек может заболеть.

- Из каких источников можно пить воду?

- Воду можно пить из родников, колодцев,

- Наш город большой и чистой воды нужно много. А теперь представьте себе, что вы забыли закрыть кран. Что может произойти?

- Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река.

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы сберечь воду?

2 часть. Основная.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о бережном отношении к воде.

Дети рассказывают пословицы и поговорки:

- Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

- Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

- Бережливость - вот лучшее богатство.

Проведение дидактической игры «Река и ручейки»

- На земле много разных рек, больших и маленьких. Все они бегут куда-то. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Самая широкая и длинная полоска ткани и превратится в главную реку, а остальные ленты - в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Посмотрите, какая большая, полноводная получилась река, в которую впадают маленькие ручейки. Вместе с ручейками в реку попал различный мусор. Давайте почистим воду в реке.

Физминутка

А теперь насос включаем - поворот «ключом».

 Воду из реки качаем - наклоны вперёд «насос».

Влево - раз, вправо - два - повороты с наклоном,

Потекла ручьём вода - волнообразное движение рукой.

- Вода в реке стала чистой, прозрачной. Запустим в нашу реку рыбок разводиться.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

- Мы с вами рассмотрим свойства воды и её разные состояния в разное время года. Проведём несколько опытов. Заверните рукава. Перед вами стоит тазик с водой, давайте потрогаем воду. Какая вода на ощупь?

- Мокрая, тёплая.

- Определим её цвет и опустим камешки на дно.

- Вода прозрачная, бесцветная.

Воспитатель берет стакан и выливает воду.

- Что произошло с водой?

- Она вылилась.

- Какая вода?

- Жидкая.

- Попробуйте на вкус из маленького стаканчика. Есть вкус у воды?

- Она безвкусная.

- А сейчас определим температуру воды.

- Опустите пальчик в маленький стаканчик, потом в большой стакан. Какая вода в маленьком стаканчике теплая или холодная? Какая вода в большом стакане?

Воспитатель предлагает детям подойти к окну.

- Какое время года сейчас?

- В каком состоянии бывает вода зимой на улице, когда холодно?

- В виде снега, льда, сосулек, инея.

Дети подходят к столу, на котором лежит снег и лед.

- Потрогайте снег и лед. Какой снег на ощупь, лёд?

- Лёд холодный, гладкий, скользкий, твёрдый. Снег холодный, рыхлый, мягкий.                   - Что с ними произошло в тепле?

- Снег и лёд растаяли в тепле.

- Сами мы можем сделать лёд?

- Нужно налить воды и заморозить.

- А в каком ещё состоянии бывает вода?

- В газообразном.

- Вы часто бываете с мамой на кухне, помогаете готовить, варить суп, заваривать чай. Когда мама снимает крышку с кастрюли или с чайника, что из-под неё поднимается?

- Поднимается пар.

- И у нас есть чайник, накрытый тарелочкой. Давайте посмотрим, что появилось на донышке тарелочки?

- На донышке тарелочки появились капельки воды.

3 часть. Итоговая.

- Что бывает жидким, твердым и газообразным?

- Жидким, твёрдым и газообразным бывает вода.

- Молодцы, дети. Провели мы опыты с водой: пробовали ее на вкус, определяли цвет, температуру, наблюдали за снегом и льдом. Пришла пора нам отдохнуть. Поиграем в игру «Ходят капельки по кругу».

- Я - мама Тучка, а вы будете моими капельками, но сначала я прочту волшебное заклинание и превращу вас в капельки.

Ну-ка, лейка, лей, лей, лей.

Для ребяток не жалей,

В капельки пусть превратятся.

От души повеселятся.

Звучит музыка, дети выполняют движения: дети танцуют, потом полетели, собрались вместе,  потекли ручейками и стали большой рекой. Текла, текла речка и попала в океан, плавали, плавали капельки и вспомнили, что мама Тучка наказывала вернуться домой. А тут и солнышко появилось, выглянуло, пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх и испарились, вернулись к маме Тучке.

- Ну что капельки, пора и нам возвращаться. Хорошо себя вели, никого не забрызгали, прохожим за воротник не залезали. Превращаемся в детей.

Ну-ка, лейка, лей, лей, лей,

Превращай скорей в детей,

От души повеселились

Снова в садик возвратились. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»...

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Путешествие в страну осени» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Путешествие в страну осени» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Цель: Вызва...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей старшей группы

Конспект НОД по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей сташей группы с использованием игровой технологии и мнемотехники....

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Сценарий совместной театрально-игровой деятельности детей старшей группы и родителей, по русской народной сказке "Репка".

Данный сценарий способствует созданию у детей радостного эмоционального состояния, через театральную деятельность, развивает артистические способности детей....