Главные вкладки

    Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Анчугова Ирина Николаевна

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon voda_-_rastvoritel._ochishchenie_vody.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:  

    «Вода – растворитель. Очищение воды»

    Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды.

    Задачи:

    образовательные:

    уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной;

    выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.

    развивающие:

    развивать способности к рассуждению; формировать навыки сравнения свойств различных веществ (растворения их в воде).

    Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды. Развивать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.

    Активизировать речь словами:  жидкость, моря, океаны,  родник, водопад, град,  фильтр.

    воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.

    Участники: воспитатель, дети

    Материалы и оборудование: ёмкости разного размера и формы. Вода, растворители: сахарный песок, речной песок,  масло подсолнечное, пищевой краситель. Ватные диски, воронки,  чайные ложки, широкий бинт; пипетки, фартуки. Карточки с условными обозначениями (свойства воды). Видеоаппаратура: ноутбук, экран. Видеозапись: (море, дождь, водопад); видеозапись (сообщение от Незнайки)

    Предварительная работа:

    -разработка конспекта, подготовка видеозаписи к ООД;

    -рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы»;

    -беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных,  и людей»;

    -настольные игры о воде. Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий), познавательная игра «Где, какая вода бывает?»;

    -просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

     Ход занятия:

     

    Организационный момент

    (Дети встают в круг  здороваются с гостями)

     

    1.Вводная часть

    Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занимательного дела, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

    Он так бесстрашен и могуч,

    Что не боится горных круч-

    Привык он с них всю жизнь срываться

    И головою вниз бросаться,

    И, поднимая тучи брызг,

    О камни разбиваться вдрызг!

    (водопад)

    Над лесами, городами,

    Над просторами полей

    Проплывают караваны

    Небывалых кораблей.

    Держат путь вокруг земли

    Эти чудо корабли.

    (облака)

     

    Меня ждали,

    Меня звали,

    Показался - убежали.

    (дождь)

     

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днем

    Ищем, ищем – не найдем.

    (роса)

    Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

    - Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о её Величестве Воде.

    Чудесная жидкость на свете вода.
    Она никому не приносит вреда.
    Ты утром встаёшь и идёшь умываться.
    Вода помогает здоровым остаться!

    Воспитатель: - Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Поэтому воду надо беречь и охранять. -  Ребята, а только ли человеку нужна вода?

    Воспитатель:  - Ребята, сегодня на мой компьютер пришло видео письмо от Незнайки. Он просит о помощи. Давайте посмотрим и послушаем видео.

    (Отрывок из мультфильма «Незнайка на луне»)

    Незнайка говорит: - Здравствуйте ребята, это я Незнайка. Сейчас я путешествую по Луне и познакомился с её жителями. Они меня спрашивают, почему наша планета из космоса выглядит голубой. Я им рассказал, что вода, это моря, океаны, реки, озёра, но они не знают, ни чего о воде. Ребята помогите мне рассказать как можно больше о воде и как её можно очистить, если она загрязниться.

    2.Основная часть

    Воспитатель: - Ребята мы поможем Незнайке? А как мы можем помочь? (провести опыты, рассказать, что мы узнаем о воде).

    Давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете.

    1. Вода не имеет цвета.

    2. Вода не имеет вкуса и запаха.

    3. Вода не имеет собственной формы.

    4. Вода обладает текучестью: её можно перелить из одного сосуда в другой.

    5. Вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом и парообразном.

    (Дети называют свойства воды и помещают условные обозначения на доску)

    - А вы знаете, где можно встретить воду в природе? 

    Воспитатель:  - Да, вода на самом деле волшебница. Она такая разная, у неё столько много необычных свойств.

    - Ребята, вода может и звучать по-разному. Где можно услышать звуки воды в природе? Послушайте звуки воды (видеозапись: море, дождь, водопад).

    Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке! Для этого нужно продолжить знакомиться со свойствами воды. Приглашаю вас в лабораторию. Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории  (без разрешения воспитателя нельзя трогать оборудование; нужно, быть внимательными и аккуратными).  Надевайте  фартуки и занимайте свои рабочие места.

    Воспитатель: - Ребята, все ли вещества может растворить вода?» (ответы детей)

    Чтобы проверить правильность ваших ответов, предлагаю провести опыт.

    Опыт 1.

     Перед вами три стаканчика с чистой водой и 3 баночки: одна с сахарным песком, другая с речным песком, третья с подсолнечным маслом. Давайте посмотрим, что будет с  сахарным и речным песком, если мы их положим в воду. В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что произошло с сахарным песком?  (Сахарный песок в воде растворился)

    В другой стаканчик положите ложечку речного песка и размешайте его. А с речным песком, что произошло? (Речной песок в воде не растворился).

    Воспитатель:  - А давайте проверим, что произойдет, если в воду капнуть масла. Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.

    Воспитатель:  - Что произошло с маслом? (масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками).

    Воспитатель:  - Молодцы ребята! Какой вывод можно сделать из нашего опыта? (вода одни вещества может растворять, а другие нет).

    Вывод. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

    - Теперь попробуйте, как настоящие учёные записать опыт в виде рисунков (дети рисуют схемы опыта).

    Воспитатель: - А теперь давайте отдохнём

     Физминутка:

    К речке быстрой
    К речке быстрой мы спустились,
    (шагаем на месте)
    Наклонились и умылись.
    (наклоны вперед, руки на поясе)
    Раз, два, три, четыре,
    (хлопаем в ладоши)
    Вот как славно освежились.
    (встряхиваем руками)
    Делать так руками нужно:
    Вместе – раз, это брасс.
    (круги двумя руками вперед)
    Одной, другой – это кроль.
    (круги руками вперед поочередно)
    Все, как один, плывем как дельфин.
    (прыжки на месте)
    Вышли на берег крутой
    (шагаем на месте)
    И отправились домой.

    Опыт 2.

    Воспитатель: -  Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать? (ответы детей)

    Воспитатель: - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

    Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

    Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

    Предлагаю взять свои стаканы с раствором песка и пропустить через фильтр. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (прозрачная)

     Воспитатель: - Молодцы ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?

    - Правильно, масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровалось вещество, которое  хорошо растворились в воде: сахар. 

    Вывод: воду можно очистить.

    3.Заключительная часть

    Рефлексия 

    Воспитатель: - Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды – фильтрование. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Теперь вы знаете, какой долгий путь проходит вода, чтобы попасть к нам в квартиры. В детский сад, школы и т.д.

    Воспитатель: -  Давайте встанем круг. Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

    Воспитатель:  - Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

    -Ребята, мы с вами помогли Незнайке, теперь он сможет, рассказать жителям Луны какие свойства может иметь вода и с помощью чего можно очистить воду. Предлагаю отправить Незнайке видеозапись нашего занимательного дела.

    -Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились, узнали новые свойства воды. Мы продолжим работу в нашей лаборатории в другой раз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

    Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : «Вода в природе и её свойства».

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое  развитие.Цель: совершенствовать представления детей о...

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

    Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вода»

    Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «Вода»...

    Перспективное планирование по познавательному развитию в исследовательской деятельности детей старшей группы.

    Данный материал, предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.      Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной ак...