Перспективное планирование игр – экспериментов с водой и песком для детей раннего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Александрова Татьяна Юрьевна

                                                        Подготовила  воспитатель: Александрова Т.Ю.

Пояснительная записка

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

            Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

            Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий.

            Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.     Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

            Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Цель: - Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка.              

- Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
  • Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
  • Развивать активный словарь.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

 

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

 

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку»;

- знакомство детей со свойствами воды.

 

 

Речевое развитие

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций.

 

 

Социально-коммуникативное развитие

- игра с водой «Водичка, водичка»;

- игра с песком «Печем печенье»

См. картотеку

 

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования.

 

 

Работа с родителями

- консультация «Игры  с водой. Это интересно! Эксперименты с водой в ванне»;

- изготовление буклета.

 

 

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

 

 

 

 

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка.

 

Речевое развитие

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

 

Социально - коммуникативное развитие

- игра «Чудо -  пекарь»;

- игра «Разливаем суп»

См. картотеку

 

Предметно – развивающая среда

-пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.

 

 

Работа с родителями

-  консультация «Играйте вместе с детьми в игры с водой, песком, крупой»

 

Ноябрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_igr_s_vodoy_i_peskom.docx248.42 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБДОУ «Детский сад  № 55 комбинированного вида» г. Воркуты

Перспективное планирование

         дети

игр – экспериментов с водой и песком

для детей раннего возраста

                               

                                                        Подготовила  воспитатель: Александрова Т.Ю.

Пояснительная записка

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

        Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

        Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий.

        Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.        Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира.

Сентябрь

Цель: - Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка.              

- Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
  • Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
  • Развивать активный словарь.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку»;

- знакомство детей со свойствами воды.

Речевое развитие

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций.

Социально-коммуникативное развитие

- игра с водой «Водичка, водичка»;

- игра с песком «Печем печенье»

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования.

Работа с родителями

- консультация «Игры  с водой. Это интересно! Эксперименты с водой в ванне»;

- изготовление буклета.

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка.

Речевое развитие

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Социально - коммуникативное развитие

- игра «Чудо -  пекарь»;

- игра «Разливаем суп»

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

-пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

-  консультация «Играйте вместе с детьми в игры с водой, песком, крупой»

Ноябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка.

 - Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Учить детей действовать с природным материалом.

  • Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «В гости к мышке».

Речевое развитие

- заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки».

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Найди шарик»;

- игра «Песочная картина»;

- «Тонет, не тонет».

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактической  игры «Тонущие и плавающие предметы».

Работа с родителями

Консультация «Игры в песке развивают…»

Декабрь

 Цель:

- Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» А. Барто

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Лёд – это тоже вода»;

- игра «Разноцветная водичка».

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- изготовление картотеки игр с водой и песком.

Работа с родителями

- фотовыставка  «Юные исследователи».

Январь

Цель:

 - Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

Задачи: 

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей».

Речевое развитие

- разучивание: речевого упражнения  с движением  «Снеговик».

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Льдинки»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Норка для зверушек»

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) и иллюстраций к ним.

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку».

Февраль

Цель:

- Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи: 

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки».

Речевое развитие

- разучивание  песенки «Я пеку, пеку, пеку»

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Разноцветная вода »;

- игра «Авторалли».

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования (формочки, лейки, сачки и т.д.)

Работа с родителями

- изготовление  сборника игр для родителей «Сыпь песок, лей водичку»

Март

Цель: 

- Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

 - Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи: 

  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  • Развивать  общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки».

Речевое развитие

- разучивание  «Мишка косолапый», А..Барто

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Холодная – горячая»;

- праздник воды и песка «Песчаные человечки».

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования.

Работа с родителями

- помощь в  пополнении уголка детского экспериментирования;

- консультация «Маленький архитектор»

Апрель

Цель: 

- Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды.

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.

  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах,   необходимых для   стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье».

Речевое развитие

- чтение стих. «Девочка чумазая» А. Барто

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Чудо пекарь»;

- игра «Ловим плавающие  игрушки»;

- игра «Водяная мельница»

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

- выпуск фотостенда «Ах, водичка, эх песочек»;

- пополнение д/ играми: «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»

Работа с родителями и воспитателям

-  консультация для воспитателей: «Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей»;

- консультация для родителей: «Детская песочница- способ развития малыша».

Май

Цель: 

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
  • Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Найди бусинки»

Речевое развитие

- игры на развитие мелкой  моторики рук

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Печем печенье»;

- игра «Переливалочки»»;

- опыт «Растворяется или не растворяется?».

См. картотеку

Предметно – развивающая среда

-пополнение уголка детского экспериментирования.

Работа с родителями

- презентация проекта в ДОО и

на «Круглом столе» среди родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра -эксперимент с водой "Взобьем пену" для детей раннего возраста

Игру можно проводить с детьми  как в детском саду, так и в домашних условиях....

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...

Игры с водой и песком с детьми раннего возраста

В материале описаны игры с водой и песком, которые можно проводить с детьми раннего возраста....

Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)

Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)...

Перспективное планирование занятий по физическому развитию на год для детей раннего возраста

Перспективное планирование занятий по физическому развитию на год для детей раннего возраста...

Мастер-класс «Игры – эксперименты с водой в период адаптации детей раннего возраста»

Материал содержит описание игр, которые благоприятно и оптимально помогают создать условия для адаптации малышей к детскому саду. Снижается высокий уровень психофизического напряжения малышей в п...