Конспект экспериментальной деятельности "Таинственные острова" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tainstvennye_ostrova.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной деятельности
 
Тема: «Таинственные острова»


Вид деятельности: Игровая. Познавательно - исследовательская
Место проведения: Легостудия.
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  
Программные задачи:
образовательные: 
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
-формировать  знания о магнитной силе, о том,  что металлические предметы могут намагничиваться, магниты могут притягиваться и отталкиваться, что лист бумаги держит атмосферное давление, об извержении вулкана и получении пузырьков газа при смешивании трех разных веществ.
развивающие: 
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
воспитательные: 
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое»,  «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы.
Игровые: плавание на лодочках, д\игра  «Что сначала, что потом»
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи слова: эксперимент, магнитная сила, химический эксперимент, пузырьки газа.
Оборудование и материалы:

Демонстрационные: Ватман,  с нарисованными свечой,  геометрическими фигурами;  губка, поднос прямоугольной формы, тазик круглой формы,  клеенка треугольной формы, песок,  металлические и неметаллические предметы,  скрепки,  знаки, 3 карточки с алгоритмом выполнения опыта.

Раздаточные: индивидуальные пропуски, выдувные фломастеры, магниты по кол-ву детей, 3 магнитных пластины, маски лодочки красные и синие, трубочки, стаканы, листки бумаги по количеству детей, 3 вулкана, ложки и очки по количеству детей.


Предварительная работа с детьми: работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание физминутки, чтение книг и рассматривание иллюстраций о вулканах

Ход:

Дети проходят в лабораторию, одевают бейджики, занимают места на стульчиках.

Воспитатель:

Дорогие коллеги рада приветствовать вас в нашей лаборатории, сегодня у нас с вами гости, давайте поздороваемся с ними, подарим улыбки, чтобы у них сохранилось хорошее настроение на весь день.

Дети, я хочу поделиться с вами одной новостью. Ребята, которые занимаются в легостудии,  сконструировали антенну, возможно,  она сможет принимать сигналы и связывать нас с другими городами или даже континентами. (Обращает внимание детей на построенную из лего конструктора антенну).

Как вы считаете было бы здорово с помощью нее делиться своими успехами от экспериментов с другими научными лабораториями ?

Дети (высказывают свое мнение).

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем передать сигнал – «Внимание, внимание на связи лаборатория «Умники и умницы» мы занимаемся…. может быть вы мне поможете (дети продолжают фразу)…. опытами и экспериментами.»

В это время на антенне загорается лампочка и слышится звуковой сигнал:

«Это успех, что именно вы приняли мой сигнал. Я капитан Джек Воробей. Мое имя скажет вам о том, что я очень люблю птиц,  и каждый год я предупреждаю об опасности  перелетных птиц, которые с приходом весны возвращаются из теплых стран к вам в страну. Шторм унес меня далеко в море, и я не могу проверить острова, на которых птицы обычно отдыхают. Раз вы исследователи, то разберитесь,  не опасны ли для посадки птиц эти места и оставьте им знаки разрешающие или запрещающие посадку.  Вам поможет карта (гул ветра прерывает связь).

Воспитатель:  Что-то я не вижу никакой карты. (Дети подходят к столу) .

Только чистый лист бумаги лежит на столе. Наверно он выцвел от долгого пути. Предлагаю вам его оживить  необычными фломастерами.

Они рисуют с помощью невидимки который находится у нас внутри ?

Что это ? (Ответы детей: воздух).

Как пользоваться фломастерами?  (дети объясняют). Правильно, подуем в фломастеры и заполним весь лист разноцветными красками. (Дети рисуют, воспитатель проводит рукой по листку бумаги и стирает верхний слой с заранее нарисованных воском геометрических фигур.) Вот они острова, похожи на геометрические фигуры. Прошу детей помочь разобраться с картой. Первый остров  -   прямоугольник, второй -  круг,  третий – треугольник.

Модели этих островов  у нас в лаборатории, найдите первый остров.  (Дети подходят к столу с  прямоугольным подносом ).

  1. Остров «Затонувших кораблей».

Море выбросило на берег много обломков от кораблей, которые засыпало песком, нам необходимо очистить берег, но  чтобы не мы, не птицы не поранились. Нам может помочь один предмет, который обладает силой притяжения, подскажите какой? (Дети высказывают предположения, приходят к выводу, что это магнит.) Какие обломки мы сможем достать магнитом ? (Дети отвечают  - металлические)  Но ведь сверху песок, не помешает ли он нам? Давайте, проверим ваши догадки.  (Дети берут  магниты и достают  металлические предмета из песка.) Из каких материалов предметы остались и почему ? Ответы детей (деревянные, пластмассовые)

Какой вывод можно сделать: магнит притягивает только металлические предметы, песок не мешает ему.

Воспитатель: остров очищен, но чтобы птицы поняли, что на этот остров можно садиться давайте сделаем на нем «Магнитную скульптуру»  Нам понадобиться магнитная пластина и скрепки. Сможем ли мы сделать высокую скульптуру  из скрепок положенных на магнитную пластину? (Дети высказывают гипотезы) . Попробуйте сделать это. (Дети строят скульптуры)

Вы заметили, что некоторые скрепки совсем не касаются пластинки, как же получилось, что они держаться ?

Скрепки вследствие контакта с магнитом стали магнитными, поэтому каждый слой скрепок, держит следующий слой.

Вывод повторяют дети.

На скульптуры крепим значок  с изображением птиц.

Остров готов  к  встрече с птицами.

Физминутка.

Добраться до второго острова нам помогут магнитные лодочки, которые будут притягиваться или отталкиваться друг к другу.

Звучит музыка,  дети  надевают маски -лодочки и двигаются, на слова воспитателя одинаковые полюса – дети магнитики имитируют, что они отталкиваются, а если разные полюса – притягиваются.

  1. Вспоминайте какой остров вторым изображен на карте ? Дети подходят к столу с круглой формой.

Это Остров  - «Приозерный» Но вот беда, озеро на котором птицы пили воду - пересохло. Надо его заполнить водой. Посмотрите, какими предметами можно пользоваться при переносе воды.

(Дети отвечают – трубочками)

Воспитатель: Как можно это сделать?

(Дети переносят воду трубочками)

А еще можно использовать,  стаканы с картонками . Но только стаканы можно переносить вверх  дном. Вас ничего не удивляет?  (Предположения детей). Может быть кто-то знает секрет опыта ?

Раскрываю ребятам секрет, как правильно проводить этот опыт.

1. Наливаем в  стакан  воды.

2. Накрываем  стакан листочком бумаги.

3. Плотно поддерживая лист бумаги рукой, переворачиваем  стакан с водой вверх дном.

4. Осторожно убираем руку от листа бумаги.

Вода из стакана не выливается!

Бумага остаётся как бы приклеенной к краю стакана.

Почему это происходит?

Ребята строят предположения.

Предлагаю ребятам попробовать самим провести опыт!

Ребята переносят воду разными предметами, наполняя озеро.

Вывод: Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует на лист бумаги с большей силой, чем вес воды в стакане.

Оставим птицам знак с разрешением на посадку.

  1. Остался последний остров -  остров «Вулканов», на карте он был изображен в  виде треугольника.

Предлагаю детям занять места за столами.

Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы).

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

Как вы думаете, достанет ли вырывающаяся из жерла лава, пролетающих над островом  птиц?

(Предположения детей).

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Будем работать по алгоритму. (Дети рассматривают таблицы действий) Кто сможет рассказать,  что нужно сделать сначала, что потом.

- Начинаем наше исследование. Необходимо надеть защитные очки. В трех рабочих группах будем работать по очереди.  Первый из вас в жерло нашего «вулкана» насыпает белый порошок, второй добавляет  розовый порошок, третий вливает воду.

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы  опытным путем получили пузырьки газа.

Мы с вами в нашей  лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Произошла химическая реакция в результате образовался газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Ну, что коллеги мы можем разрешить птицам полет над вулканом ?

(Да, лава стекает вниз, птицам не опасно). Ставим значок, разрешающий посадку.

Обращаю внимание на экран – на котором летят птицы.

Ребята, вспомним, чем мы сегодня помогли птицам ? А я вам нам память подарю картинку опыта.

Ответы детей: очистили песок от опасных металлических предметов с помощью магнита, выяснили, что магнит может притягивать предметы через песок), построили магнитную скульптуру, в которой скрепки держаться не прикасаясь к магниту, т к сами намагничиваются; наполнили озеро водой путем переноса воды соломинками,  и перевернутым стаканом с листком бумаги и вода не проливалась т. к.  лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует на лист бумаги с большей силой, чем вес воды в стакане; проверили опасны ли для птиц вулканы, узнали, что пузырьки в лаве – это газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Песок и камень"

Сравнение  двух  материалов - песка и камня-  опытно-экспериментальным путём....

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

План конспект экспериментального занятия для подготовительной группы "Волшебница вода"

"Волшебница вода" такое название я дала своей разработке, так как для детей она казалась настоящей волшебницей. Дети с таким восторгом наблюдали за чудесными превращениями, из твердого состояния в жид...

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Сформировать представление у детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот)....

Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» ОО «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха. Задачи:1.О...

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»

Цель:расширение и уточнение представлений о воздухе.         Задачи:- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;- познакомить со свойствами возду...