Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Что за чудо эта бумага"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мартьянова Надежда Викторовна

Конспект на "Воспитатель года 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_vospitatel.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №23»

Нижнекамского  муниципального  района Республики  Татарстан

Конспект  

экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Что за чудо эта бумага»

                                                                                                                         

                                                                           Подготовила:                                                                                                                                              

                                                                           воспитатель

                                                                            1 квалификационной категории

                                                                                     Мартьянова Н. В.

Нижнекамск, 2015 г.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид образовательной деятельности: Экспериментальная деятельность.

Возрастная группа: Старшая группа. 

Тема образовательной деятельности: Что за чудо эта бумага.

Программное содержание: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Активизировать речь детей.

 

Предварительная работа воспитателя: подбор демонстрационного материала, подбор физ. минутки, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге, разучивание физ. минутки.

Материал к занятию: проектор, экран, ноутбук, книга, альбом, газета, журнал, салфетки, волшебный мешочек: глиняная дощечка, береста, папирус.

Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газете, картон

Индивидуальная работа с детьми: закрепить умение логически мыслить у Никиты Г., Кирилла, Кости. Добиваться индивидуальных ответов у Ивана, Камиллы, Дениса.

Словарная работа: глиняная табличка, папирус, береста, шершавая, плотная, толще, жёсткая, пожёстче, шуршит, бумагоделательная машина, лаборатория.

Методические приёмы:

  1. Наглядный (просмотр презентации).
  2. Словесный (объяснения, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  3. Игровой (использование физ. минутки).
  4. Практический (проведение опытов).

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Вступительная беседа – 2 мин.
  3. Просмотр презентации – 5 мин.
  4. Физ. минутка – 2 мин.
  5. Опыт № 1 – 4 мин.
  6. Опыт № 2 – 4 мин.
  7. Опыт № 3 – 4 мин.
  8. Анализ занятия – 3 мин.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Дети встают вокруг стола на нём стоит человечек из бумаги.

 – К нам сегодня пришёл гость. Посмотрите из чего он сделан?

Ответы детей.

– Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале – как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?

Ответы детей.

– Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Писали палочками похожими на стеку. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение – папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.

Как же делают бумагу в наши дни? Я буду рассказывать, а вы слушать и смотреть.

Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.

Слайд №1. Бумагу производят на бумажных фабриках. Основным сырьем для производства бумаги является древесина.

Слайд №2. На фабрике машины сдирают с брёвен кору и измельчают в щепки.

Слайд №3. Щепки отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Слайд №4. После этого превращенную в кашицу бумажную массу окрашивают в ёмкостях, куда добавляют красители.

Слайд №5. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.

Слайд №6. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие – горячие, высушивают ее, третьи – полируют,  делают ее гладкой и ровной.

Слайд №7. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Слайд №8. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.

Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки. А что же потом делают из бумаги?

Физкультминутка.

А теперь ребятки превращаются в листы бумаги, а я из вас буду складывать фигуры.

Раз, два, три (дети кружатся) самолёт бумажный в небо лети (показываю оригами самолёта, дети «летают»).

А теперь самолёты превращаются в листы бумаги.

Раз, два, три (дети кружатся) бумажный кораблик по волнам плыви (показываю оригами кораблика, дети «плавают»).

А теперь кораблики превращаются в листы бумаги.

Раз, два, три (дети кружатся)  лягушка прыгает вдали (показываю оригами лягушки, дети «прыгают»).

А теперь распрямитесь и в ребяток превратитесь.

Экспериментальная деятельность:

– Я предлагаю переместиться в «волшебную лабораторию», где мы с вами проведем опыты и исследования нашей бумаги.

Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на подносе лежат разные виды бумаги (газете, салфетка, картон). Дети рассматривают их.

Опыт 1. Определение мягкости.

– Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

Дети определяют (гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.)

– Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?

Ответы детей.

– Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?

Ответы детей.

– Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

– Подведём итог: салфетка – мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета – жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон – жёсткий, поэтому смять его трудно.(Схема 1)

Опыт 2. Определение веса.

– А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.

Ответы детей.

– Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?

Ответы детей.

– Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается.  Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?

– Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги. (Схема 2)

Опыт 3. Определение толщины.

– Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.

– Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т.к. она толще. Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.

Итог занятия:

– Ребята, чем мы с вами занимались на занятии? Что мы узнали о бумаге?

Ответы детей.

– А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?

Ответы детей.

Занятие закончено.

Литература:

Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной детской деятельности в старшей группе "Чудесные превращения листа бумаги"

Конспект по работе с бумагой.Цель:закрепить у детей навыки работы с бумагой способом оригами....

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Песок и камень"

Сравнение  двух  материалов - песка и камня-  опытно-экспериментальным путём....

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Конспект экспериментальной деятельности в 1 младшей группе «Чудо песок»

Конспект экспериментальной деятельности в 1 младшей группе «Чудо песок»...

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»

Цель:расширение и уточнение представлений о воздухе.         Задачи:- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;- познакомить со свойствами возду...

Конспект экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»

Воспитатель: Какая волшебная мелодия. Слушая ее, хочется сразу отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?Ответы детей.Игровая мотивацияВоспитатель: Я тоже очень люблю путешествоват...

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Бумажные фантазии»

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Бумажные фантазии»...