Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему «Путешествие в мир света» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 с. Раевский муниципального района  Альшеевский район

Конспект

организованной образовательной деятельности в форме занятия

в области познавательного развития

на тему «Путешествие в мир света» 

для детей подготовительной группы.

Воспитатель Ульмаскулова З.Р.

2020 год

Интеграция по видам деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: развитие познавательной активности детей посредством знакомства и экспериментирования с искусственными источниками света.

Задачи:

- образовательные: уточнить  знания детей о принадлежности источников света к природному (естественному) или рукотворному (искусственному) миру; познакомить детей с историей возникновения искусственных источников света; совершенствовать представления об искусственных источниках света; уточнить представления о причине смены частей суток; познакомить с некоторыми свойствами света (прямолинейность его распространения, способность света проникать или не проникать через различные предметы, рассеивание и изменение размера светового пятна при изменении расстояния);

         - развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции;  упражнять в умении делать выводы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи, делать простейшие обобщения; развивать умение грамотно и последовательно выражать свои мысли;

- воспитательные: воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности, умение работать в коллективе; приучать к соблюдению техники безопасности, аккуратности в работе.

Активный словарь: естественный, искусственный, абажур, рассеивается.

Пассивный словарь: лучина, фитилек, керосиновая лампа, спираль, энергосберегающие лампы, ребусы.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация об истории возникновения искусственных источников света, мольберт, магниты.

Демонстрационный материал: коробка с двумя круглыми отверстиями, карточки- символы с изображением солнца и лампы, глобус, настольная лампа, лучина, свеча, керосиновая лампа, спички,  фонарик, лист белого картона, карточки- схемы свойств света.

        Раздаточный материал: карточки с изображением явлений и предметов естественного и искусственного освещения, мешочек с различными материалами (деревянный брусок, картон, пленка, керамическая плитка, ткань, бумага), фонарики, картонные абажуры с отверстиями различных геометрических  форм, листы белого картона, карточки с ребусами на тему «свет».

Предварительная работа: беседы на тему «Солнце- естественный источник света», «Источники света».

Ход занятия

1. НЕЙТРАЛЬНЫЙ СЛАЙД. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) Предлагаю взяться за руки и передать друг другу свое хорошее настроение. Крепче за руки возьмемся,

               И друг другу улыбнемся.

Ребята, я приготовила для вас кое-что интересное. А начнем мы с загадки. Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.   (Зима.)

Назовите признаки зимы (ответы детей). Как вы сказали, вечером уже совсем темно. Как же люди решают проблему освещённости в вечернее и ночное время? (ответы детей)

На тему света я и хотела с вами поговорить сегодня. Ваши воспитатели мне сказали, что вы очень любознательны и вам нравится проводить разные опыты. И сегодня я предлагаю вам поэкспериментировать. Хотите?

Посмотрите, я вам принесла необычную коробку. Хотите узнать, что находится внутри? А как можно это узнать, не  открывая коробку? (ответы детей)

Заглянем  в коробку через отверстие в крышке. Что вы увидели? Почему? (ответы детей) Что же нужно сделать, чтобы разглядеть содержимое коробки, не  открывая её? (ответы детей) Я возьму электрический фонарик и посвечу  в верхнее отверстие. Может быть, тогда вы увидите, что лежит в коробке. Что вы увидели? (Ответы детей) В темноте вы не видели содержимое коробки, а при свете фонарика увидели.

Делаем вывод: т.к. наши глаза не видят в темноте, а видят на свету- нам просто необходим источник света!

Откроем нашу коробку? Здесь находятся карточки с изображением солнца и лампочки. Солнце- это естественный источник света. Как вы понимаете выражение «естественный источник света»? (ответы детей)  Подумайте, что еще в природе может излучать свет, светиться? (ответы детей)

2 СЛАЙД. Верно, посмотрите на экран: это луна,  звезды, молния, полярное сияние и, конечно же, солнце.

3 СЛАЙД. Кроме этого, свет могут излучать некоторые животные. Например, светлячки и глубоководные рыбы. Их тоже можно назвать естественными источниками света.

4. НЕЙТРАЛЬНЫЙ СЛАЙД. Как мы уже сказали, естественные источники света созданы природой. Но существуют и искусственные источники света. Как вы понимаете выражение «искусственный источник света»? (Ответы детей) Назовите искусственные источники света (Ответы детей). Молодцы!

Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Источники света». Хотите сыграть? На одном мольберте закрепляем символ «солнце», на другом- символ «лампа». Предлагаю вам несколько картинок с изображением источников естественного и искусственного освещения. Ваша задача- выбрав картинку, внимательно подумав, прикрепить свою картинку к одному из мольбертов. Посмотрите, всё правильно на ваших мольбертах? Проверьте, правильно ли прикрепила картинки другая команда? Объясните, почему неправильно. Молодцы, справились с заданием!

А кто мне сможет ответить: почему ночью темно? (предположения детей) Чтобы не только узнать это, но и увидеть, предлагаю пройти на стульчики и посмотреть опыт.

Дети садятся на стульчики.

Давайте представим, что настольная лампа- это солнце, а глобус - это наша планета Земля. Земля вращается вокруг своей оси. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, на той стороне, которая освещена солнцем, какое время суток? (ответы детей) А на стороне, которая в тени? (ответы детей)

      Какой мы можем сделать вывод? Ставим карточку- схему №1 (Лучи источника света распространяются только по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону)

Теперь поговорим об искусственных источниках света. Сможете ли вы ответить на вопрос, когда появились первые источники искусственного освещения? (Ответы детей)

5 СЛАЙД. На стенах пещер, где жили древние люди, ученые обнаружили следы копоти от горения факелов.

6 СЛАЙД. Позже появились лучины - тонкие длинные деревянные палочки, которые поджигали и закрепляли над емкостью с водой. Как вы думаете, для чего под лучиной ставили емкость с водой? (предположения детей) Я зажгу лучинку, а вы понаблюдайте, много ли света даёт лучина. Как вы думаете, что произошло бы, если бы наша групповая комната освещалась лучиной? (предположения детей)

7 СЛАЙД. Шли века, и люди придумали масляные лампы. Эти лампы горели дольше и ярче, чем лучины. А устроены они были так: фитилек - это  тонкая веревочка- опускали в емкость с растительным маслом или животным жиром и поджигали. Пропитанный маслом фитиль горел долго и достаточно ярко.

8. НЕЙТРАЛЬНЫЙ СЛАЙД. Как вы думаете, чем еще в старину освещали дома? (предположения детей) Пламя свечи красивое, яркое. Хотите полюбоваться на свечу? Я зажгу свечу, а вы строго соблюдайте правила безопасности. Какие? (Ответы детей)

Воспитатель зажигает свечу.

Поднесите свои руки выше моих рук. Что вы чувствуете? (Ответы детей) А много ли света дает восковая свеча? (Ответы детей) Для того, чтобы осветить большую комнату, в старину зажигали множество свечей, вставленных в огромные люстры- подсвечники. Как вы думаете, что произошло бы, если бы наша групповая комната освещалась огромными люстрами- подсвечниками?

Думаю, такой источник света нам тоже не подходит!

В целях безопасности я затушу свечку, и мы продолжим просмотр, садитесь.

Дети садятся на стульчики.

Люди старались улучшить качество освещения и решить проблему безопасности (достаёт керосиновую лампу). И вскоре были изобретены керосиновые лампы. Подумайте, почему керосиновая лампа безопаснее, чем лучина и свеча? (Ответы детей)

Хотите посмотреть,  много ли света дают такие лампы? Понаблюдайте за розжигом керосиновой лампы со своих мест- ведь и эти лампы тоже небезопасны. В них заливают керосин- горючую жидкость с сильным неприятным запахом. Я аккуратно зажгу спичку, поднесу к лампе, зажгу огонь. В этой лампе можно увеличивать и уменьшать яркость света. . Как вы думаете, что произошло бы, если бы наша групповая комната освещалась керосиновой лампой? Такой источник света нам тоже не подходит!

В целях безопасности я затушу керосиновую лампу, и мы продолжим просмотр. Чтобы затушить- нужно на неё подуть, как и на свечу (тушит).

А что используют современные люди, чтобы осветить дома и улицы? (Ответы детей)

9 СЛАЙД. В некоторых этих приборах источником света является электрическая лампа накаливания. Она так называется потому, что свет в ней возникает из-за накаливания (нагревания) спирали, находящейся в ее стеклянной колбе. А раскаляется спираль тогда, когда через нее проходит электрический ток, т.е. когда мы включаем свет.

Чем отличаются лампы накаливания от свечей и лучин? (Ответы детей)

10 СЛАЙД. Тем не менее, люди изобрели ещё более современные лампы- энергосберегающие лампы. Они светят также ярко, также безопасны, но для их свечения нужно гораздо меньше энергии, а значит- меньше денег мы будем платить за свет. Сегодня дома обратите внимание, какие лампочки находятся в ваших осветительных приборах, а завтра друг другу расскажете.

11 СЛАЙД . Посмотрите на экран. Как называется предмет, надетый на лампу?  (Ответы детей)  Для чего на лампу надели абажур? (Ответы детей)

Абажуры делают из разных материалов: ткани, керамики, дерева, цветного стекла, плотной бумаги. Интересно, все ли эти материалы одинаково пропускают свет от лампы? Хотите проверить?

Проведём опыт «Что пропускает свет?» (дети садятся в кружок на палас)

У меня есть волшебный мешочек, в котором спрятаны разные предметы. Я буду светить фонариком на лист бумаги на полу, а вы будете доставать на ощупь по одному предмету, поочередно подносить к включенному фонарику и рассказывать о способности света проходить сквозь различные материалы.

Итак, что мы видим? (Ответы детей)

Сделаем вывод Ставим карточку- схему №2 (Лучше всего свет проходит через плёнку, поэтому абажуров из нее не делают. Через ткань и бумагу свет  частично проходит. Поэтому абажуры из ткани и бумаги приглушают свет, создают приятный для глаз полумрак.  А через керамическую плитку и деревянный брусок свет совсем не проходит. Именно поэтому абажуры из керамики и дерева делают только с отверстиями, через которые может пройти свет).

12. НЕЙТРАЛЬНЫЙ СЛАЙД. Предлагаю провести опыт и познакомиться с ещё одним свойством света.

 Для проведения этого опыта я сделала картонные абажурчики и вырезала в них различные геометрические фигурки. Включите фонарик, наденьте на него абажур, посветите на лист картона и посмотрите, какую форму принял луч вашего фонарика. Изменяется ли размер светового пятна от расстояния?

Сделаем вывод Ставим карточку- схему №3 (луч света принимает ту форму, из которой выходит.  Ставим карточку- схему №4 Чем ближе мы подносим фонарик к листу, тем световое пятно меньше и чётче, чем дальше- тем световое пятно больше и рассеяннее).

А вы знаете, какие лампы горят в нашей групповой комнате? (указывает) Это люминисцентные лампы. Они излучают яркий рассеянный свет, похожий на свет солнца. Служат эти лампы гораздо дольше ламп.  накаливания и потребляют меньше электроэнергии. Именно такие лампы используются для освещения всех учреждений и улиц нашего села, когда наступает ночь.

Ребята, мне очень понравилось сегодня заниматься с вами. И я хочу знать, понравилось ли вам. Чтобы это узнать- посмотрим на наши схемы и поиграем в игру «Незаконченное предложение»: я начинаю говорить предложение, а вы заканчиваете:

  1. сегодня я узнал…
  2. мне было интересно…
  3. мне было трудно…
  4. меня удивило…
  5. мне захотелось…

Спасибо за занятие! Чтобы сегодняшним зимним вечером вы не скучали,  а провели время интересно, я каждому из вас дарю задание- ребусы,  в которых зашифрованы слова. А вы попробуйте выполнить их самостоятельно или с родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме "Детский сад - наша вторая семья" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности целью которой является совершенствовать представления детей о детском саде, как о второй семье...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему «Осень» для детей подготовительной группы.

Предлагаю Вашему вниманию занятие в области познавательного развития для детей подготовительной группы на тему "Осень".Презентацию к данному занятию вы можете посмотреть по данной ссылке:...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему "На помощь Деду Морозу" для детей средней группы

Предлагаю вашему вниманию Конспект ООд в области познавательного развития "На помощь Деду Морозу" для детей средней группы. Буду рада если кому - то окажется полезным!...