Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему «Осень» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Мухаметзянова Елена Сергеевна

Предлагаю Вашему вниманию занятие в области познавательного развития для детей подготовительной группы на тему "Осень".

Презентацию к данному занятию вы можете посмотреть по данной ссылке: https://cloud.mail.ru/public/L2ZK/zQVkugLDS

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_osen.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

 детский сад № 1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ

Конспект

организованной образовательной деятельности

 в форме занятия в области познавательного развития

 на тему «Осень»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Мухаметзянова Е. С.

2017

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. 

Задачи:

образовательные:

- совершенствовать обобщенные представления о приспособленности животных и птиц к изменениям в природе;

- уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах;

- продолжать приобщать детей к русской народной культуре через закрепление старинных названий осенних месяцев;

развивающие:

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы;

воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе, умение работать в команде, любознательность.

Активный словарь: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, бурая, рябинник, свадебник, грудень, подзимник.

Пассивный словарь: хмурень, листобой, мокрохвост.

Интеграция по видам деятельности: познавательная, игровая, двигательная.

Оборудование и материал:

Аудиозапись П. И Чайковского «Времена года», экран, проектор, ноутбук, мольберт (2шт.).

Демонстрационный материал: слайды, мяч, карточка с вопросами к викторине.

Раздаточный материал: вырезанные детьми из бумаги листочки березы и дуба, картинки перелетных и зимующих птиц.

Предварительная работа: Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»; рассматривание иллюстраций осенней природы.

Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек», З. Федоровская «Осень», М. Волошин «Осенью», В. Даль «Старик - годовик», Л. Станчев «Осенняя гамма».

Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Три осени».

Речевая разминка «Осень», работа с трафаретами «Что нам осень принесла?»

Настольно – печатные игры: «Ботаническое лото», «Уберём урожай», «Времена года».

Ход занятия:

 (Дети входят в группу).

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями).

- Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга.

«Дружная семья»

 Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Вместе мы - дружная семья!
- Сегодня мы поговорим об осени. Вот и закончилась осень, много радостных и ярких красок она нам с собой принесла. Давайте еще раз вспомним все, что мы знаем об этом прекрасном времени года.

(Дети присаживаются на стульчики).

- Ребята, я хочу Вам прочитать рассказ – загадку, послушайте внимательно!

(Воспитатель читает под музыку П. И. Чайковского «Времена года» отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).

«В лесу шуршат листья, и казалось, будто кто - то ходит под осинами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к тёплым синим морям».

- Я прочитала Вам отрывок из рассказа Оксаны Иваненко «Спокойной ночи» под музыку из цикла «Времена года. Осень» знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского.

-  О каком времени года идёт речь? (Об осени).

- Правильно! Как вы догадались, что речь шла об осени? (Шуршат листья, листья краснеют и золотятся, цветы увяли и засохли, трава пожелтела, птицы улетали к тёплым, синим морям, дуют ветра, идут дожди, на улице слякоть, ненастье и т.д.)

- Как ведут себя птицы осенью? (Птицы стаями летят к тёплым синим морям).

- А почему? (стало холодно, насекомые пропали, и птицам стало нечем питаться).

- Правильно. Как называют таких птиц? (Перелётные).

- Каких перелетных птиц вы знаете? (зяблик, ласточка, соловей, грач, аист, скворец, журавль).

- Молодцы!

- А какие изменения произошли в жизни диких животных? (Они заготавливают припасы, утепляют свои норки, готовятся к спячке и т. п.).

- Давайте мы с Вами поговорим о животных, которые впадают в спячку. Какие дикие животные впадают в спячку? (медведи, ежи).

- Ребята, а как медведи готовятся к зимней спячке? (Медведи отъедаются, накапливают внутренний жир, чтобы потом всю зиму спать в берлоге и сосать лапу).

- Так, хорошо! А как ежи готовятся к спячке? (Они также, как и медведи, отъедаются за лето, накапливают внутренний жир, носят листочки в норку, чтобы зимой было теплее).

-Правильно!

- Какие дикие животные не впадают в спячку? (Волк, лиса, заяц, белка).

- Как волк готовится к зиме? (Шерсть у него к зиме становится светлее и теплее, чтобы он зимой не замерз).

- А чем же питается волк зимой? (Охотится на зайцев, лис).

-А где он пережидает морозы? (в логове)

- Лиса как готовится к зиме? (Тоже меняет свою шубу- она становится светлее, чтобы быть не такой приметной в лесу, и теплее, охотится она на зайцев и мышей).

- А где лиса пережидает морозы и бураны? (в норе)

- Молодцы ребята!

- А как заяц готовится к зиме? ((Он меняет свою шубку с серой на белую, мех становится теплее, чтобы заяц не мерз в морозы, и всю зиму заяц грызет кору деревьев).

- Хорошо, а где же прячется заяц зимой от холодов? (Он зарывается в снег, при сильном морозе и спит там всю ночь, или прячется под ветвями елки).

- Хорошо! А как же белка готовится к зиме?

(Она собирает грибочки, ягоды, шишки, носит листочки в дупло, утепляет его, ведь зимой листья преют и отдают тепло, шубка у нее становится теплой и серой, чтоб она была не так заметна на голых ветках деревьев зимой, а еще при сильном морозе она прикрывается своим хвостом).

- Хорошо! Как люди стали одеваться в холодную погоду? (Надели куртки, шапки, сапоги, перчатки и т. п.).

-Конечно, если в начале осени мы ходили в кофтах. То теперь одеваем и теплую шапку, и теплую куртку, и сапоги с перчатками.

- А как люди готовятся к зиме? (Люди собрали урожай, приготовили на зиму запасы овощей и фруктов).

(При ответах на вопросы воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Осенью». Давайте встанем в круг, я возьму мячик, а Вы внимательно послушайте правила игры. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

(Игра проводится стоя в кругу).

Игра «Осенью» (с мячом).

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают, кружатся, ложатся на землю и т. д.

Дождь осенью — дождь осенью моросит, идет, капает, стучит по крышам и т. д.

Солнышко осенью – светит не так ярко, меньше греет.

Урожай осенью — урожай осенью убирают, выкапывают.

Птицы осенью — птицы осенью улетают.

Деревья осенью — деревья осенью роняют листья, готовятся ко сну.

Трава осенью – желтеет, высыхает.

Звери осенью — звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Человек осенью - убирает урожай, одевает теплую одежду и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята!

- Присаживайтесь на свои места!

(После игры дети садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, назовите мне осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен, посмотрите на экран.

(Воспитатель показывает слайд №1 с рябиной)

- Вот, например, одно из старинных названий сентября. Какое? (Рябинник).

- Как вы думаете, ребята, почему сентябрь называли «рябинником». (В сентябре, с наступлением холодов, краснеет рябина).

 - Правильно! Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».

- Какие еще старинные названия сентября вы знаете? (Хмурень, листопадник).

- А почему хмурень? (Небо в это время года чаще хмурится, идут дожди).

- А листопадник почему называли? (В сентябре начинается листопад).

(Воспитатель показывает слайд №2 - листопад)

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: Второй месяц осени – октябрь, в народном календаре называется листобой. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Октябрь словно сбивал листву с деревьев.

- В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».

- Ребята, что значит «ожидать крутой зимы»? (Ждать холодной, морозной, суровой зимы).

– Ребята, как еще называют октябрь? (Грязник, свадебник).

- Правильно! Грязник. А почему? (потому что из-за частых дождей на улице становится грязно).

 - Молодцы! Как еще называли в старину этот месяц? (свадебник).

- Почему его так называли? (Свадебником октябрь называли потому, что в старину в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены, весь урожай собран, и на Руси праздновались свадьбы).

- Правильно!

(Воспитатель показывает слайд№ 3 -  свадьба на Руси)

- Ребята, как Вы думаете, как в старину называли ноябрь, третий осенний месяц? (Ноябрь называли подзимник).

 - Почему ноябрь – подзимник? (Последний месяц осени, последний перед зимой).

- Правильно, ребята!

- В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли. А ведь и правда, ребята, вы, когда вечером возвращаетесь из детского сада домой, на улице уже темно. А почему? (День стал короче, а ночи длиннее).

- Все верно!

- Ребята, какое еще одно старинное название есть у ноября? (Грудень).

-  Название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не полностью покрытая снегом, лежит грудами, кучами. (Слайд № 4).

- Ребята, давайте немного отдохнем!

Физкультминутка:

«Осень».

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают,)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх).

- Ну что, отдохнули? Присаживайтесь на свои места!

(Дети садятся на свои места)

- Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

(Если дети затрудняются назвать приметы, воспитатель сам называет их, а дети объясняют значение примет).

1.Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

2.Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

3.Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

4. В октябре семь погод на дворе.

- Молодцы!

-  Ну что ребята, осень закончилась. А насколько хорошо вы знаете про неё, мы сейчас и проверим.

- Предлагаю поиграть в игру «Птицы». (Игра проводится стоя).

- Послушайте правила. На столе у меня – перевёрнутые картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. Также перед вами- 2 мольберта, на одном - солнышко, на другом - снежинка. Ваша задача - взять, не подглядывая, любую одну картинку, посмотреть, узнать птицу и вспомнить, перелётная она или зимующая. Если перелётная - на какой мольберт вы её прикрепите? (где изображено солнышко).

- А если зимующая? (на мольберт, с изображением снежинки).

- Молодцы, начинаем!  

( В конце игры дети одной команды проверяют у других правильность ответа, затем- наоборот).

- Вот и получилось у нас 2 команды!

- Ребята из первой команды присаживаются на стульчики, а теперь и ребята из второй команды в этом же составе присаживайтесь на свои места.

- Сейчас мы проведем с Вами мини – викторину. Готовы?

- Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде и за правильный ответ давать листочек. Первой команде березовый листок, второй команде дубовый листочек, а в конце викторины мы посчитаем, сколько листочков у каждой команды. Ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку. Ну что, начнем?

-Первый вопрос первой команде ребят!

1. Назовите три состояния Осени? (ранняя, золотая, поздняя)

(Слайд № 5).

- Посмотрите на экран. Верно!

- Вторая команда, вам вопрос.

2. Как называется осеннее явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад) (Слайд № 6).

- Вопрос для первой команды.

3. Какое дерево осенью платье-листья теряет, а пуговки оставляет (рябина)

(Слайд № 7)

- Следующий вопрос для ребят второй команды.

4. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие) (Слайд № 8)

- Теперь вопрос первой команде.

5. Холодный ветер частый спутник Осени. С помощью чего можно узнать направление ветра? (с помощью флюгера). (Слайд № 9)

- Вопрос второй команде.

6. О каком явлении Осенью можно сказать: не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) (Слайд № 10).

 (За правильный ответ команда получает листочек)

- Молодцы, ребята! Отвечали на все вопросы правильно и уверенно.

- Давайте посчитаем, сколько листочков у каждой команды.

- Ребята, я Вам раздаю по две геометрические фигуры. Какие это фигуры? (круг и квадрат).

-  Поднимите круг те, кому сегодня на занятии было интересно, кому понравилось наше занятие.

- Теперь поднимете квадрат те, кому было не интересно на занятии. Кому оно не понравилось.

(Воспитатель просит аргументировать свой выбор).

- Что для Вас было интересным на занятии?

- Что оказалось сложным?

-А теперь нам пора прощаться с нашими гостями, сказать им: «До свидания!  До новых встреч!»

(Дети прощаются с гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Жили-были Гномики». Подготовительная группа

Данное занятие проводится с группой детей  общеразвивающей направленности 6-7 лет по теме «Жили-были Гномики».  Цель занятия:  Развитие познавательной активности, само...

Конспект организованной образовательной деятельности "Карлсон выбирает профессию кондитера". Познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.

Конспект организованной образовательной деятельности "карлсон выбирает профессию кондитера". Познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Математический марафон» в подготовительной группе

Цель:закреплять знания  и умения детей, полученные на занятиях по математике.Задачи:Образовательные:упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;закреплять понятия: «предыдущ...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и ручному труду для детей подготовительной группы на тему: «Это Родина моя»

Конспект разработан в соответствии с проведением итоговой ОД, с целью развития исследовательского подхода к окружающей действительности, систематизации знаний ореспублике Татарстан, стане Россия, план...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: «Осень золотая» в средней группе.

Цель моего занятия: Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средс...

Непрерывная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Безопасность, дорога, дети» средняя группа

Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.Задачи:Образовательная область «Познание»Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назнач...