Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и ручному труду для детей подготовительной группы на тему: «Это Родина моя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шакирова Любовь Александровна

Конспект разработан в соответствии с проведением итоговой ОД, с целью развития исследовательского подхода к окружающей действительности, систематизации знаний ореспублике Татарстан, стане Россия, планете Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ООД377.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета  Нижнекамского муниципального района

«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек»»

Конспект

итоговой организованной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

и ручному труду

для детей подготовительной  группы

на тему

«Это Родина моя»

C:\Users\Любовь Александровна\Desktop\россия.jpg

                                                                                                      Составила:

Шакирова Л.А.

воспитатель I кв. кат.,

МБДОУ №3 «Огонек»

пгт Камские Поляны

Конспект

итоговой организованной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира и ручному труду

для детей подготовительной группы

на тему: «Это Родина моя»

Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания о планете Земля, стране Россия, республике Татарстан.  Задачи: Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, их значение в современной жизни.      Развивать познавательный интерес,  внимание, память, самостоятельность, словесно-логическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности.              Обогащать речь детей выразительными средствами.                                        Способствовать устранению дефектов звукопроизношения.                                                                                Воспитывать у детей чувство патриотизма, доброжелательные взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу.                                                   Совершенствовать навыки работы с  бумагой при изготовлении игрушек «Оригами».     Вовлекать  родителей в педагогический процесс.

Предварительная работа: Знакомство с глобусом и картой мира, страной Россия, республикой Татарстан. Рассматривание флагов  и гербов разных стран.  Прослушивание гимнов России и Татарстана, танцевальных мелодий разных народов. Рассматривание иллюстраций и открыток о городах Татарстана, России,

 кукол в национальных костюмах

 Чтение стихов о Родине, о России, о родной природе.

Изготовление игрушек -оригами: лодочка, Самолет, пароход, лисенок, волчонок.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, глобус карта мира,

указка, мяч, круглые конфеты, полумаска солнышко, портреты президентов России и Татарстана, флаги и геры России и Татарстан а, картинки людей в национальных костюмах;  цветная  и белая бумага разной величины и форм, фломастеры, цветные карандаши и ручки, схемы – образцы игрушек оригами, подарочная сумочка, костюм Доктора, чемоданчик, витамины.

Ход ООД

Орг. Момент. Стук в дверь. В группу входит Доктор Айболит (родитель).

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята.

Дети приветствуют Доктора Айболита на татарском языке.

Дети.Исәнмесез!Хәерлеиртә!

Доктор Айболит. Ой, где это я? Люди -то на непонятном языке разговаривают. Опять Хоттабыч что - то напутал. (Горюет) Что же делать?

Воспитатель. Ребята, вы узнали  этого сказочного героя? (Да) Кто же он?

Дети.Это Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Воспитатель. Здравствуйте Доктор Айболит. Расскажите, как вы к нам попали.Доктор Айболит. Мне пришло письмо от больных зверей. Они живут в Калахари и     Сахаре, и на широкой Лимпопо. А что это такое и где это находится, я не знаю. Вот я  и попросил волшебника старика Хоттабыча перенести меня туда, но он видно, что-то напутал.

Куда же я попал?Вы можете мне помочь? (Да)

Воспитатель. Ребята, кто расскажет Доктору Айболиту, где мы живем?

Ребенок. Мы живемв поселке городского типа  Камские поляны, в республике Татарстан,  в большой и красивой  стране Россия.

Доктор Айболит.А Калахари, Сахара и Лимпопо что такое Вы знаете? (Да)

Ребенок. Калахари и Сахара – это пустыни, а Лимпопо – это река, они находятся в Африке.

Доктор Айболит. А Африка где находится?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нам может помочь  объяснить Доктору Айболиту, где находится Африка.

Ребенок. Глобус иКарта мира.

Доктор Айболит. Глобус, карта,  я не знаю, что это такое и как они мне могут помочь?

Воспитатель.  Сейчас наши ребята тебе все про них расскажут.

Ребенок. Планета  Земля  - это огромный шар. Изображают ее в виде глобуса, на нем есть все, что есть на планете Земля, только очень маленькое.

А карта – тоже модель нашей планеты Земля, только в развернутом виде.

 (Ребенок показывает на примере круглой конфеты, завернутой в фантик)

Игра «Быстро отвечай- ка»

Воспитатель.  

Какого цвета на карте больше всего?(Синего)

- Что означает этот цвет (Это вода: моря, океаны, реки)

- Сколько океанов на планете Земля? (Пять)

- Что обозначает коричневым цветом на карте? (Горы)

  - Зеленым? (равнины)

- Белым? (Льды)

- Желтым? (Пустыни)

- Сколько материков на нашей планете? (Шесть)

- Как называется материк, на котором находится наша страна? (Евразия)

- Назовите самый холодный материк. (Антарктида)

- Самый жаркий материк? (Африка)

Вот, Доктор Айболит, в Африке и находятся пустыни Калахари и Сахара и река Лимпопо (Показывает на карте мира Африку)

Доктор Айболит. Как далеко находится Африка. Как же я туда попаду?

Воспитатель. Ребята, посоветуйте, доктору, на чем быстрее добраться до Африки.  (На самолете. Самолет- самый быстрый и удобный вид транспорта)

Игра с мячом.

Воспитатель. На разных материках находятся разные государства. Сейчас мы поиграем и вспомним, как называются жители разных стран.

В России живут - Россияне

Во Франции – Французы

В Америке – Американцы

В Китае – Китайцы

 В Японии – Японцы

В Англии – Англичане

В Италии – Итальянцы

В Испании – Испанцы

В  Бельгии – Бельгийцы

В Белоруссии – Белорусы

На Украине – Украинцы

В Татарстане – Татарстанцы

Дети садятся на стулья.

В разных странах живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Доктор Айболит. А на каком языке вы со мной поздоровались?

Дети.

- Мы поздоровались с вами на татарском языке.

- В республике Татарстан два государственных языка.

Воспитатель. Почему мы говорим на двух языках.

-  Россия и Татарстан - это наша Родина.

Доктор Айболит. Родина, а,что это такое?

Дети.

- Родина - это край, где мы родились, где мы живем.

- Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Воспитатель. Ребята, давайте почитаем Доктору Айболиту стихи о Родине и он сразу поймет, что такое Родина.

Чтение стихов сопровождается показом слайдов на тему «Родина»

1 ребенок.

«Здравствуй, Родина моя».Написал В. Орлов
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:                                                                                                                                                                             – Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

2 ребенок.

«Лучше нет родного края»Написала П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.


Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

3, 4 ребенок.

«Самая красивая страна».  Написала  Резеда Валеева.

– Солнце, солнце!

Ты всех выше,

Ты всех ярче.

Так скажи же:

Вся земля тебе видна,

Всех красивей

чья страна?

– Да, конечно, я всех выше, (Ребенок в полумаске Солнца)

Потому я всюду вижу,

Потому и знаю я,

Говорю тебе:

«Дитя!

На земле всех стран красивей,

Всех любимей

и счастливей

Только Родина твоя!»

5 ребенок.

«Что мы Родиной зовём».  Написал В. Степанов.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель.

У каждой страны есть главный город.

Кто скажет, как он называется? (Столица)

Назовите столицу России. (Город Москва)

Назовите столицу Татарстана (Город Казань)

Кто руководит страной? ( Президент)

 - Кто является президентом России?

 -Назовите президента Татарстана.

Доктор Айболит. Какие интересные разные имена у президентов.

Воспитатель.  Да,  и у наших детей разные имена: русские и татарские. Мы сейчас поиграем,  и ты увидишь, что наши дети знают  много других  мужских и женских имен.

Игра «Пять имен»

Все дети встают в круг. Водящий  ребенок (по выбору воспитателя) встает в центр круга, идет по кругу. Все дети хлопают в ладоши,  и все  хором говорят «Я знаю пять имен мальчиков (девочек) в зависимости от того, кто водящий. Водящий останавливается и называет имена: Ваня, Саша, Камиль, Марат, Сережа. Дети хлопают водящему. Смена водящего.

После игры дети садятся на стульчики.

Доктор Айболит.  Ребята, расскажите, что такое флаг?

Воспитатель.  Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги, они являются отличительным знаком государства -  символом.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств.  

На слайде показываются флаги разных стран.

Посмотрите, как много флагов. Цвету флага придается особый смысл.

Сейчас Павел  покажет  флаг России и расскажет, что обозначают цвета флагастраны Россия.

Ребенок.

 «Флаг России »     И. Агеева

Флаг России – триколор

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

Воспитатель.

Кто покажет флаг Татарстана и расскажет, что обозначают его цвета.

Выходит 2 ребенка.

1 ребенок. Государственный флаг  Татарстана разделён он на три части.  Верхняя часть зелёная, нижняя часть такого же размера красная, а в середине узкая белая полоска.

Зелёный цвет – символ живой и природы. Это символ молодости и весны.

2 ребенок. Белый цвет – это символ чистоты, чести. Мира.

Красный цвет – это знак силы и жизни. Это цвет солнца, огня и молнии. Красный цвет символизирует жизнь, зрелость, энергию, силу.

Блиц – опрос.

Воспитатель.

 Где можноувидетьгосударственный флаг?

 -На зданиях, на параде.

-Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн).

Воспитатель. Что такое гимн страны?

Ребенок.Гимн - это торжественная песня.

- Это тоже символ государства.

Воспитатель.Где можно услышать гимн страны?

Дети.

- На параде.

- На важных мероприятиях.

-.во время награждения героев, спортсменов.

Воспитатель. Как  правильно надо слушать гимн?

Дети.

- Когда звучит гимн, все граждане встают и слушают стоя.

- Мужчины снимают головные уборы.

На экране слайд «Гербы стран мира»

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран, что вы на нем видите?

Дети. Это гербы разных стран.

Воспитатель. Что такое герб?

Ребенок.

Герб-  это ещё один  символ государства.

Ребенок.

«Герб России»

В. Степанов

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель.

- Какую форму имеют гербы? (Гербы имеют форму щита.)

- Что обозначаеткрасный цвет щита? (Храбрость и мужество.)

- Кем является всадник Георгий Победоносец? (Он является защитником от всякого зла.)

Двуглавый орел – символ непобедимости и силы.

 -Что он держит в лапах? (Скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны.

 -Но почему у орла две головы? (Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток

 -Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

Воспитатель. Покажите герб республики Татарстан, что на нем изображено.

Ребенок.

На государственном гербе РТ, изображен крылатый барс на фоне красного солнца. Барс означает богатство и силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту. А цветок – долгую жизнь. Вся расцветка герба напоминает цвет флага. Внутри зеленого кольца золотом вписан татарский орнамент. Он символизирует красоту и плодородие нашей земли.

Воспитатель

Одна у человека родная мама, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много он сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них:

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Воспитатель.

Ребята, а расскажите, за что мы любим свою Родину. ( Она красивая, богатая. И жизнь  у нас мирная и  дружная.

На праздниках люди наряжаются в национальные костюмы, пляшут и поют народные танцы и песни.

Посмотрите на картинки и вспомните, как называется нарядное женское платье в русском  народном костюме? (Сарафан)

- Как называется рубаха русского мужчины? (Косоворотка)

- Название мужского пояса (кушак)

- Как называется нарядный головной убор русской девушки? (Кокошник)

-Как называется женский, мужской головной убор в татарском народном костюме? (Калфак, тюбетейка)

- Как будет платье по-татарски? (Кульмек)

_Штаны в мужском татарском костюме? (Чалбар)

Игра «Угадай мелодию»

Дети встают в круг. Под русскую или татарскую мелодию выполняют танцевальные движения, характерные народным танцам. Говорят, под какую мелодию плясали.

Доктор Айболит. Спасибо, вам ребята. Так понятно и интересно  рассказали мне о планете Земля, о своей Родине,  и объяснили, как добраться до Африки. Пора мне спешить на самолет.

Воспитатель. Ребята не  хочется Доктора Айболита отпускать без подарков в Африку. Что же мы можем передать детям, живущим на этом жарком материке?  (Можем послать игрушки оригами)

Все согласны? Тогда давайте постараемся, делаем их аккуратно и красиво.

Подумайте, какую игрушку вы хотите сделать, проходите за столы, выбирайте  и приступайте к работе. Если кому-то понадобиться помощь, пожалуйста, помогите.

Родители тоже могут сделать игрушку, сложив ее по схеме. Свою игрушку вы можете украсить или написать на ней свое имя.

Конструирование из бумаги «Игрушки- оригами»

Готовые игрушки дети складывают в подарочную коробочку или сумочку, отдают ее Доктору Айболиту.

Доктор Айболит. Большое спасибо, ребята. А я вам оставлю витамины, будете принимать их по одной каждый день и будете здоровы. До свидания.

Дети. Саубулыгыз! Счастливого пути.

Д. Айболит уходит

Воспитатель благодарит детей за доброе дело, дети делятся впечатлениями от занятия.

Литература:                

  1. « Ребёнок в детском саду» №3 – 2004 г.                
  2. «С чего начинается Родина»                        

          Под редакцией Л. А. Кондрыкинской, Москва 2003 г.                      

3. «Герб и флаг России»              

          Е. К. Ривина, Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности.Тема:"Здравствуй, Осень"

Познакомить детей с временем года, осень.- Совершенствовать представления детей о времени года.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах листьев;-Активизировать понятие ...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Зачем зимой снег» для детей старшей группы

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.  Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том,  где и как рождается снег, какую роль играет в жизн...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...