Познавательно-исследовательская деятельность "Соль и ее волшебные свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Игольницына Анастасия Евгеньевна

занятие по познавательному развитию по теме: «Соль и ее волшебные свойства» (старшая группа 5-6 лет)

Цель: формировать знания детей о свойствах соли, через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_i_ee_volshebnye_svoystva.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка -"Детский сад №239"

(МБДОУ ЦРР-"Детский сад №239")

Центральный район

Конспект занятия
Открытое занятие

По познавательному развитию

По теме: «Соль и ее волшебные свойства»

(старшая группа 5-6 лет)

                                                               

 Подготовила : воспитатель,

                                          Ферштант А. Е

2020

Цель: формировать знания детей о свойствах соли, через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить детей со свойствами соли, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;

2. Активизировать словарный запас по теме «Опыты и эксперименты», «Соль»;

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

2. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, умение работать в коллективе;

2.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;

Предварительная работа:

Просматривание слайдов о добычи соли, рассматривание иллюстраций.  Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. 

Оборудование и материалы:

Предметы для экспериментирования (салфетки, одноразовые стаканы, ложки, подносы), соль, сырое куриное яйцо.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: 

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и друг другу улыбнёмся. (Закрыть глаза)

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

Воспиатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

Дети: Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию.

Восиптатель: Садитесь на свои места поудобней, сейчас мы будем проводить опыты и совершать маленькие научные открытия.

Ох, чуть не забыла, сегодня с утра, когда я пришла в детский сад, на пороге для нас с вами лежало письмо, давайте вместе его прочитаем и узнаем, кто же нам его прислал? Воспитатель читает письмо

«Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль, когда готовят. Нас заинтересовало это вещество ,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

Воспитатель:

-Вот и нас озадачили…Ребята, нам самим сначала нужно выяснить, что такое соль и какие свойства она имеет.

Сейчас мы с вами превратимся в настоящих ученных и будем в нашей детской лаборатории исследовать соль.  

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести эксперимент с мелкой солью. Проходите, пожалуйста, к столам.

Возьмите стаканчик с солью и понюхайте. Есть ли у соли запах?

Дети: нет

Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли?

Дети: Соль не имеет запаха.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку.

Что вы сделали, налили или насыпали?

Дети: Насыпали

Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли? Какая она?

Дети: Сыпучая.

Воспитатель: А какой цвет имеет соль?

Дети: белый

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Растворилась
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли?

Дети: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: А цвет изменился у воды?

Дети: нет.

Воспитатель: Как вы думаете, какой стала на вкус вода?

Дети: вода стала соленной

Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли?

Дети: Если добавить соль в воду, она не изменит ее цвет, но изменит вкус.

Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты.

Разминка «Лягушки»

 На болоте две лягушки, две зеленые болтушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет!

Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наши исследования.

Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? Где ее используют?

Дети: В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лед).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент. Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно?

Дети: Потому – что оно хрупкое, может разбиться.

Воспитатель: Что вы видите? (Яйцо опустилось на дно, потонуло).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю взять второй большой стакан с водой, положить в него 3 ст.ложки соли, размешайте хорошенько, опустите аккуратно сырое яйцо. Что произошло с яйцом?

Дети: Оно плавает на поверхности

Воспитатель: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать?

Дети: Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Молодцы!

ВоспитательСоль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. 

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посипим их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Выводсвойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.

Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Вам понравилось быть исследователями? Что нового вы сегодня узнали?

Дети: ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Волшебные свойства соли».

ВведениеСегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой ка...

ООД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в младшей группе. Тема « Свойства бумаги».

ООД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская  деятельность)в младшей группе.Тема « Свойства бумаги»....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...