Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Дуппор Елена Владимировна

Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Потребность ребенка познавать окружающий мир каждый день заложено в него генетически, каждый день он имеет неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях, которые он может получить. Огромный потенциал возможностей удовлетворить эту потребность исследуя окружающий мир. Детское экспериментирование имеет огромное развивающее значение , так как дает детям реальное представление о окружающем мире.

Если рассмотреть какой либо конкретный объект , мы сравниваем его с похожими объектами , выявляя их сходство и отличие. Рассматриваем, фиксируем характерные признаки , назначение объекта, его изменения в ходе исследования, делаем простейшие выводы.

Очень важно в процессе исследовательской деятельности научить детей ставить гипотезы , предположения- это дает возможность  развивать любознательность, творческие способности и стремление достичь результата эксперимента.

Например:  исследуя свойства объекта , мы пользуемся всеми анализаторами (цвет, форма, величина, назначение, части, если возможно материал, соотношение природного и рукотворного), таким образом мы выявляем свойства материалов, их состав, системное назначение объекта в живой и неживой природе.

- Ребята,  рассмотрите пожалуйста ,какой формы вода в стакане?

Опыт: рассматривание разных сосудов с водой переливание.

Вывод : вода не имеет формы, она принимает форму сосуда.

-Ребята, какого цвета вода в стакане?

Опыт: рассматривание разных сосудов с водой, сопоставление с радугой цвета.

Вывод : Вода не имеет цвета

-Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)

Опыт: Опустите в стакан с водой цветную трубочку.. Видна  ли она?

Почему?

Вывод: вода прозрачная.

Давайте хором повторим, какая вода: «Чистая, бесцветная, прозрачная

, бесформенная.»

Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)

Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)

Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)

Вывод: У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)

Вывод: Чистая вода,  ничем не пахнет. Вода без запаха.

Как вы думаете, вода поменяет вкус, если в нее положить сахар.? (ответы) Возьмите сахар размешайте и попробуйте.

(дети проводят опыт)

 

Как вы думаете, вода поменяет запах ,если в нее положить кофе?

Опыт: Дети  насыпают  в свой стакан с водой кофе,  размешивают .Чем пахнет вода? (ответы)

-Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)

(Непрозрачная, имеет цвет , пахнет кофе)

Вывод: Вода имеет свойство  растворять вещество , и приобретать его свойства.

Также очень важно фиксировать с детьми вывод, как итог исследовательской деятельности, проговаривать его вслух, неоднократно, тек как следующее исследование, как правило, базируется на полученных знаниях предыдущего исследования.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

                    Сухомлинский В.А.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познаем играя

Слайд 2

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон

Слайд 3

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, изучать и самовыражаться . Удивительный песок

Слайд 4

Волшебница вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Оче...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

В статье раскрывается актуальность проблемы здоровья детей дошкольного возраста в современной системе образования...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...

Использование модульной цифровой лаборатории" Наураша в стране Наурандии" в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель : вызвать у детей интерес к экспериментально-исследовательской  деятельности с помощью внедрения в практику экологического воспитания инновационных  технологий – цифровой лаб...