Конспект НОД по познавательному развитию "Грибы. Ягоды" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сивкова Елена Д. Валентинаса

Расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Грибы. Ягоды»

Образовательные задачи:

Расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, грибок, грибочек, грибница, грибной, грибник, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб – боровик, сыроежка, опенок волнушка, груздь, лисичка, съедобные, несъедобные, ядовитые, мухомор, бледная поганка, ягода, кустик, земляника, черника, клюква, брусника, малина, лесные, садовые, крыжовник, красная, черная смородина, вишня, слива, вороний глаз, спелый, вкусный, сладкий, кислый).

Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).

Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.

Развивающие задачи:

Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с движением, мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью).

Воспитатель. Правильно. Давайте с вами вспомним стихотворение М. Ивенсен «Осень»:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Ахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

Основная часть.

Воспитатель. Что нужно взять с собой, отправляясь в лес за грибами? А как одеться?
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание муляжей). Что есть у грибов? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно, у гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев. 

Пальчиковая гимнастика «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Воспитатель. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана.

Какой гриб мы нашли под осинкой? (Подосиновик).

Какой под березкой? (Подберезовик).

А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички.

Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
Вдоль лесных дорожек, 
Много белых ножек. 
В шляпках разноцветных, 
Издали приметных. 
Собирай не мешкай! Это сыроежки.
Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. Название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми! 
Такое название сыроежки получили потому, что при засоле они становятся пригодными к употреблению в пищу быстрее других грибов -  уже через сутки; то есть их можно есть практически сырыми. Они требуют минимальной кулинарной обработки.  

Д/и "Подбери слово".

Что готовят из грибов ваши мамы? (варят, жарят, маринуют, сушат).

Что мы делаем с грибами? (Ищем, собираем, срезаем, моем, чистим, режем, солим, едим и т.д.)

Воспитатель. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

Вот стоит красавец! Вы знаете, этот гриб? Можно его собрать? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечатся. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому. 

Воспитатель. А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни).

Физминутка «По малину».

Воспитатель. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод).

Воспитатель. Что есть у ягод? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно у ягод есть корень, стебель, листочки и плоды.

Я капелька лета на тоненькой ножке. 
Плетут для меня кузовки и лукошки. 
Кто любит меня, тот и рад поклониться. 
А имя дала мне родная землица

Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают.
А можно есть зеленые ягоды? (Нет). Почему?

Ягоды брусники – небольшие и ярко-красные с кисло-сладким вкусом. Созревает брусника в августе-сентябре. Бруснику собирают на высохших болотных кочках.

Бруснику собирают на высохших болотных кочках.

Клюква растет и созревает всю осень.  Клюква растет на болоте. Эту ягоду употребляют в пищу как в свежем, так и в замороженном, моченном или сушеном виде, из нее готовят соки, морсы, желе, варенья, кисели, коктейли и клюквенный квас, или добавляют в салаты, пироги и другие блюда


Сидит рядом с нами, 
Смотрит черными глазами. 
Черна, сладка, мала 

И ребятам мила. 
Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали? (Черника от слова «Чернить»)

Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.    Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе. 

Д/и "Подбери слово".

Ребята, а что можно приготовить из  ягод?
Как называется варенье из земляники?
А из черники, малины, брусники, клюквы?
 

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Найди и соедини пару»

Самостоятельная работа детей. Соединить пары – провести «ниточки» фломастером (у детей за одним столом разные задания: ягоды или грибы)

После выполнения задания отметить хорошие результаты.

Окончание занятия.

Предложить детям вспомнить, чем сегодня занимались, о чем вели разговор.

Затем оценка работы детей воспитателем.

Итог. Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Мы на следующий год снова в гости в лес пойдем. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.

- Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- Не вырывать кустики ягод.

- Собирать только знакомые ягоды и грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)

Данная разработка  содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте".

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе  "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте"....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...