НОД по развитию экологических представлений
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Каштанова Елена Валерьевна

НОД по РЭП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rep.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе "Растения - наши друзья"

Цель: закрепление знаний детей о деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Задачи:

- образовательная: уточнять и систематизировать знания детей о разных видах деревьев и кустарников; дифференцировать понятия«дерево» «кустарник»; способствовать обогащению словаря по теме; устанавливать причинно - следственные связи, учить рассуждать и делать выводы (сравнивать деревья и кусты, деревья между собой);

- развивающая задачи: развивать способность к обобщениям, наблюдательность, зрительную и слуховую память, связную речь.

- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Материал, оборудование: демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.

Предварительная работа:

- наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице, за их изменением в природе в разные сезоны;

- беседа«Деревья нашего двора».

- чтение рассказов, стихов о деревьях:

- разучивание загадок, считалок о деревьях;

- рассматривание иллюстраций;

-проведение словесно-дидактических игр«Раз, два, три к названному дереву беги»«Чей лист?»«Четвёртый лишний»«Узнай по описанию»«Назови ласково»;

- упражнения на развитие речевого дыхания: «Дует ветер в лесу»;

Словарная работа: корень, кора, крона, почки.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте ...

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д. Вы догадались, как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Воспитатель: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а воспитатель выкладывает на доске модели.)

(дышит, двигается, размножается, растет, питается)

 Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» (дерево)

Назовите, какие вы знаете деревья?

Дети: дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

Дети: высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой.

Воспитатель: а ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

На какие группы делятся деревья? (лиственные и хвойные)

Давайте с вами разделим эти деревья на две группы.

Ребята, расскажите, что вы знаете о деревьях.

Лера: Тополь – высокое, стройное дерево с зеленовато-серым стволом. У него густая зеленая крона. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислород больше чем другие деревья.

Милана: Береза – очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Дарина: Клен – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой корой. Растут они быстро, за год вырастают почти на метр. Клен любит свет и тепло.

Даниил: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.

Игра «С какого дерева листок» (дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям).

 Воспитатель: 2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Как отличить нас? Очень просто!

У – У дерева ствол выше ростом.

С – Стволов же больше – у меня.

Т – Так как же называюсь я?

 Дети: куст.

Воспитатель: Какие вы знаете кустарники? 

Дети: сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.

Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Дети: ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.

Воспитатель: Принесите картинки, на которых изображены кусты.

Ребята, расскажите, что вы знаете о кустарниках.

Ариша: Сирень – это кустарник, который радует нас своей красотой весной. Его цветы немного похожи на колокольчики и собраны в пушистые кисти. Сирень бывает разных цветов и оттенков. Ее аромат используют для изготовления духов. А древесину используют для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. А еще из цветков сирени можно приготовить варенье.

 Дарина: Малина – это куст, на котором каждое лето созревают небольшие красные ягоды. Они вкусные, ароматные и очень сочные.  Малина очень полезная. В ней много витаминов. Малина помогает при простудных заболеваниях.  Её любят и взрослые, и дети.

 У малины есть родственница – ежевика. У неё вкусные и сладкие ягоды. Они больше ягод малины и имеют фиолетовый цвет.

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее нельзя:

Она их главная еда.

Дети: трава.

Воспитатель: выберите картинки с травянистыми растениями.

Как вы их узнали? 

Дети: они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.

Воспитатель: в отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

 Физминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. 

(Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. 

(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали,

 (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. 

(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, 

(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. 

(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют 

(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют

 (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их

 (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! 

(Опустить руки)

2–я часть.

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Давайте подумаем, для чего растениям корень?

Дети: дышит, питает, удерживает в земле.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из–под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели?

Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.

                                      Д/игра «Помоги растению »

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья»?  Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду. А как растения помогают людям?

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в воде есть кислород.

Ребята, а как мы должны относиться к растениям, чтобы они радовали нас своей красотой и не погибли? Что нельзя делать на природе?

 *Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

 

Дальний конец группы, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки.

 

         Люди на природе отдыхали,

         Веселились, загорали.

         И не думая, бросали

         И обертки от конфет,

         И разорванный пакет,

         И коробочки от сока,

         От банана кожуру,

         От орехов скорлупу.

 Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

  Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Воспитатель: Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

 Воспитатель: Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор.  (Дети ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

 Воспитатель: Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-экскурсия по развитию экологических представлений у детей.

Занятие в форме экскурсии напрвлено на формирование у детей второй младшей группы представлений о зимних изменениях в природе....

Развитие экологических представлений через естественно-научные знания(ознакомление с космосом),статья

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.Экологические проблемы прису...

Конспект НОД по разделу "Развитие экологических представлений"

Конспект по разделу "Развитие экологических представлений"   программы Л.А. Венгера "Развитие" для воспитателей, сдающих на соответствие занимаемой должности....

Развитие экологических представлений детей в изодеятельности

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах....

Конспект занятия по развитию экологических представлений: "Разнообразие растительного мира земли".

Содержание : Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук,...