Конспекты НОД по развитию экологических представлений у детей
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Жучкова Валентина Сергеевна

Конспекты НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3_nod.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Жучкова В.С.

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

 Приложение 3

 

Конспекты непосредственно образовательной деятельности.

Из опыта работы:

                                                                   воспитателя МБДОУ д/с-к/в №7

                                                                    Жучковой Валентины Сергеевны

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию экологических представлений у детей младшего возраста

на тему: 

«Путешествие к бабушке Маланье».

Цель: формировать у детей экологические представления через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.

Задачи.

1. Закрепить знания детей о свойствах камня: камень – твёрдый, тяжёлый, из него можно строить различные сооружения.

2. Развивать речевые и сенсомоторные способности детей, активизировать словарный запас.

3. Воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности, нравственные качества: доброту, взаимовыручку.

Оборудование и материалы. Дом – 1 шт, деревья – 2 шт, дорожки – 2 шт, игрушка – черепаха – 1 шт, цветные камешки – 12 шт, цветы – 6 шт, бабочки – 6 шт, корзинки – 2 шт, овощи – 6 шт, фрукты – 6 шт, письмо – 1 шт.

Предварительная работа. Чтение стихотворений об овощах, фруктах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

- Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

День наступает

Всё оживает

Солнышко встаёт

Нам тепло даёт.

(Звучит музыка, влетает Карлсон.)

- Это детский сад «Солнышко»?

- Да.

- Тогда я правильно залетел, вот вам письмо.

- Спасибо, тебе Карлсон.

(Карлсон отдаёт письмо и улетает).

- От кого же это письмо, сейчас узнаем. (Читаю)

- «Здравствуйте, милые мои внучата! Я очень соскучилась и приглашаю вас к себе в гости. Ваша бабушка Маланья».

- Дети, хотите к бабушке Маланье? Тогда отправляемся в путь.

- Зашагали ножки топ – топ –топ (дорожка со следами)

Прямо по дорожке топ – топ – топ

По кочкам, по кочкам (дорожка с кочками)

По маленьким дорожкам.

- Ой, что это лежит?

- Черепаха

- Что – то с ней случилось. Посмотрите, там лежат камушки, наверное кто – то её дом сломал. Давайте, мы построим дом для черепахи. Возьмите в руки по камушку, постучите друг о друга. Какие камушки?

- Твёрдые, тяжёлые

- Правильно, поэтому дом у черепахи будет прочным. Сначала положим большие камешки, на них поменьше, и самые маленькие. Скажите, можно ломать дом черепахи?

- Нет

- Почему?

- Ей негде будет жить

- Попрощаемся с черепахой, нам нужно идти дальше.

- Посмотрите, дети, какая красивая цветочная поляна, а здесь все бабочки сидят на одном цветке, им так тесно. Я предлагаю взять по одной бабочке и посадить её на такой цветок, какого цвета сама бабочка.

(Звучит музыка, дети выполняют задание) .

- Витя, какого цвета твоя бабочка?

- Красного

- На какой цветок ты посадил свою бабочку?

- На красный цветок

- Дети, а цветы можно рвать?

- Нельзя

- Почему?

- Они повянут, на поляне станет некрасиво

- Правильно, ой, посмотрите какая красивая ромашка.

Сюрприз «Оживший цветок»

Песня «Я - ромашка»

Расцвела в саду ромашка

Белоснежная рубашка

Лепесточки раз и два

Все резные кружева.

- Спасибо, милая ромашка и до свидания.

- А вот и наша бабушка Маланья.

- Здравствуй, бабушка! Ты что такая грустная?

- Здравствуйте, милые мои внучата. Вот сижу и горюю. Созрел урожай и не могу с ним разобраться.

- Бабушка Маланья, мы тебе поможем, что нужно сделать?

- Нужно в одну корзину разложить овощи, а в другую корзину – фрукты.

(Дети выполняют задание).

- Вот спасибо вам, помогли бабушке. А за это я вас угощу.

(Угощает детей) .

- Спасибо, бабушка Маланья. До свидания.

- Вот дети, сколько добрых дел мы сегодня сделали. Кому помогли?

- Черепахе, бабочкам, бабушке Маланье

- Теперь нам пора возвращаться домой.

- По тропинке, по дорожке

Мы шагаем в детский сад

Лес осенний, до свиданья

Каждый встрече с тобой рад.

- Дети, вот и вернулись мы в детский сад. Попрощайтесь с гостями.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений у детей младшего возраста на тему:

«Раз цветок, два цветок»

Программное содержание:

Учить различать и называть части растений (стебель, лист, цветок)

Привлечь детей к выполнению простейших индивидуальных поручений.

Формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями.

Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Предмет труда:

Запыленные растения, требующие полива (поникшие листья, неупругие стебли, легкий горшок)

Инструменты и материалы:

Лейки с водой, отстоявшейся 1-2 дня

Клеёнка для стола

Клеёнчатые фартуки (на каждого ребенка)

Тазик с водой

Тряпочки (на каждого ребенка)

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам приходил волшебник-сказочник и оставил корзину. Да она не простая, в ней что-то есть. Давайте посмотрим.(дети смотрят).

- Да здесь цветы, не простые, а волшебные, из сказки. Они поющие, послушаем их песенку (слушание песенки цветов).

Как, цветочки, вы милы!

Ваши кофточки белы,

Воротник золотой

На нас смотрят с добротой!                      

- Спасибо нашим гостьям за такую хорошую песенку. А они еще что-то хотят сказать (слушает просьбу гостей).

- Ребята, цветочки просят нас показать и рассказать им, как мы вырастили такие красивые цветы, которые есть у них в Волшебной стране. Ведь наши комнатные растения видны в окне и все ими любуются, да и гостьям понравились.

- Подойдите к столам, и мы рассмотрим наши растения. Посмотрите, какие они красивые и разные. Это герань, бегония и фикус. У всех растений есть стебель, на котором живут листики, а у некоторых имеется и цветок.

- Ребята, а как вы думаете, что случится с растениями, если за ними не ухаживать? (Дети отвечают).

- Правильно, нужно их поливать. Сейчас мы с вами определим, какое растение нуждается в поливе. (Определяют с помощью пальчика, на глаз).

- Оденем специальные фартучки и вместе со мной покажем, как поливают растения.

Последовательность действий полива растений:

Взять лейку с водой и подойти к растению

Держать лейку за ручку правой (левой) рукой, другой поддерживая нижнюю часть, положить носик лейки на край горшка и аккуратно начать полив растений.

При появлении капель на поддоне закончить полив.

Оставить лейки на местах, слить в тазик воду из поддонов.

Воспитатель:

- Молодцы, хорошо поработали! Но растения не только нужно поливать, их ещё и моют, но тоже по-разному.

- Посмотрите, сколько пыли на листьях (дети подходят и смотрят).

- Вот растение Фикус, потрогайте листья, нажмите, какой лист? (Ответы детей).

- Правильно, он твердый, гладкий, широкий.

- Чтобы удалить пыль с растений с большими листьями (Бегонии, фикуса) нужно протереть их тряпочкой. Я вам покажу, как это нужно делать.

Показ последовательности действий мытья растений:

Положить в тазик с водой тряпочки.

Поднести все к растениям.

Отжать двумя руками тряпочку.

Положить лист в одну руку, а другой рукой аккуратно стереть с листа пыль.

Прополоскать тряпочку в воде.

Вновь отжать её и повторное вытирание.

Когда все листья станут чистыми, тряпочки прополоскать в воде и повесить сушить.

Дети выполняют все действия вместе с воспитателем.

- Молодцы! Хорошо потрудились, снимите фартуки, положите на стол. Теперь наши гостьи узнали, как мы ухаживаем за нашими растениями.

- Скажите еще раз, что нужно делать? (ответы детей).

- Мне шепчут наши Цветики, что им очень понравилось у нас в группе, и они хотят остаться погостить. Они рады за своих подружек, ведь за ними как ухаживают.

- Ребята, а вы хотели бы быть красивыми комнатными растениями? (ответы детей).

Психогимнастика «Я растение».

(Дети закрывают глаза).

- Представь, что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, чёрную землю. Ты еще маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (ответы детей).

- Правильно! Ведь за растениями ухаживали, поливали, мыли и любили.

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Весна»

Программное содержание: Дать знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки, закрепить знание детей об основных частях дерева (ствол, корни, ветви, листья). Дерево, напомнить, - это дом для насекомых, птиц. Вспомнить названия домиков для птиц. Расширение знаний детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к деревьям, птицам, насекомым.

        Оборудование: игрушки: кошка, птичка, бубен; выносные игрушки для игр в песке, птичье гнездо, ведро, бумажные комочки, сухие ветки.

        Ход прогулки.

Педагог: Ребятки, обратите внимание на то, что после зимнего сна проснулась природа, сколько в ней произошло изменений.

Загадка :

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня …. (Весна)

- Так какое время года наступило? (Весна)

- А какая сегодня погода? Светит ли солнышко?

- Ой, ребятки, посмотрите, солнышко протянуло свои лепестки, чтобы согреть нас. Давайте покажем свои ладошки солнышку и поздороваемся с ним.

В небе желтый цветок

Круглый год сияет,

И любой лепесток

До земли достанет.

- Ребятки, а на что солнышко похоже? (на шарик, мячик, цветок)

Посмотрите, солнышко уронило свой желтый лепесток к нам на участок. Посмотрите на нем что-то нарисовано? (Дерево)

Давайте найдем дерево на нашем участке. Кто знает, как оно называется?

Правильно, это дерево называется черёмуха. Что есть у дерева? (листья, веточки, корень, ствол)

А какая черёмуха по высоте? (высокая)

Давайте покажем у черёмухи ствол?

Какой он? (Толстый или тонкий?)

Да, ствол у черёмухи толстый, не гнётся, сильно не качается, когда дует ветерок.

А если бы он был бы тонкий, то мог бы сломаться. Давайте покачаемся, как деревца.

Я буду ветер, а вы деревья, я буду на вас сильно дуть, а вы будете качаться.

Подвижная игра  «Ветерок»

Цель: укрепление дыхательного тракта.

Педагог: Ребята, а что есть на ветках? (почки, домики). Что вырастает из почек? (листья).

Эти маленькие почки

Распечатала весна

В них сейчас не спят листочки

И растут день ото дня.

Ребятки, обратите внимание, что рядом с листочком выросла веточка с маленькими белыми цветами, из которых скоро появятся ягодки, которые будем кушать.

Ой, а это кто песенку поет: «чик-чирик!» (появляется птичка). Здравствуй птичка! А что ты тут на дереве делаешь?

Птичка: Я здесь живу, у меня есть домик – гнездо, где сухо и тепло. В нем скоро появятся маленькие птенчики, которые будут вас радовать своими песнями.

А вы знаете, на дереве еще живут и насекомые. Вот, например, муравьи. Нам не скучно здесь одним жить. (Рассматривание ствола у черёмухи, на котором ползают муравьи).

Ребятки, а давайте поиграем, превратимся в птичек. Птички будут летать, а кот будет спать. Когда кот проснется, будет ловить птичек.

        Подвижная игра «Кот и птички»

Цель: развитие двигательной активности, внимания. Учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Педагог: Ребятки, посмотрите, солнышко еще потеряло свой лепесток. Что же на нем нарисовано? (цветы). Но на нашем участке еще не распустились цветы. Давайте мы с вами соберем цветок.

П/и «Собери цветок»

Цель: закрепить умение детей действовать по сигналу, развить ловкость, координацию движений. (Детям раздаются лепестки красного и синего цвета. Движения по ходу игры: бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, подскоки).

Педагог: Ребятки, посмотрите солнышко еще нам подарило свой лепесток, на нем нарисован паровоз. Давайте отправимся в путешествие на паровозе.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»

Цель: учить действовать в соответствии со словами взрослого. Закрепить у детей желание трудиться, помогать взрослым, приучать работать сообща.

Педагог: Я буду «паровозиком», а вы «вагончиками» вставайте за мной, держитесь друг за друга. Поехали. (Передвижение по участку змейкой).

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят

Чух – чух, чух – чух.

1 остановка: станция «Игральная»

 Подвижная игра «Пузырь»

2 остановка: станция «Чистоты» (уборка павильона, сбор сухих веточек)

3 остановка: «Песочная».

Творческая игра «Песочные домики»

Индивидуальная работа

1. Ходьба по мостику.

Цель: укреплять в ходьбе по дереву, прямо, боком.

2. Попади в домик.

Цель: развитие двигательной активности, глазомера. (Метание мешочков с песком в обруч)

3.Дидактическое упражнение «Нарисуем солнышко»

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, произвольности психических процессов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дом для Капельки»

Задачи: конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют; учить бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (8 шт.)

Ход занятия:

Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (8 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.

Воспитатель (В.). Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась.

Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. Затем предлагает детям прочитать стихотворения.)

1. Вода везде — вода в стакане

И в чайнике, и просто в кране.

Когда водички вовсе нет —

То и не сваришь ты обед.

2. Не могут рыбы без воды,

Я не могу, не можешь ты.

Давайте все вместе водичку беречь,

И каждую капельку дружно стеречь.

3. Мы помогаем цветы поливать,

И листья большие у них протирать.

Еще наблюдаем, как лук наш растет,

Как через корни водичку он пьет.

Много всего узнаем каждый день,

Нам все интересно — учиться не лень!

В. Молодцы, ребята, спасибо! Вот видишь, Капелька, какие у нас добрые и бережливые дети. А сейчас подойдите, пожалуйста, все к столу. (Предлагает детям взять в руки по стакану с водой.) Как вы думаете, что в стаканах?

Дети. Вода.

В. Давайте попробуем. Да, точно — вода. А какая она по вкусу? А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит соответствующие опыты, добавляя в воду соль, сахар, краски.

В. А теперь давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Воспитатель предлагает подойти к другому столу и каждому взять по кубику льда в руку.

В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.) Правильно, лед — это тоже вода, только твердая и холодная. А вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды. Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар — это тоже вода.

Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара. А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твердой, и в горячей воде? (Ответы детей.) Правильно, любое место, где есть вода — дом для нашей Капельки.

Конспект прогулки по экологическому воспитанию

с детьми средней группы

Тема: «Раскудрявая береза»

Цели: познакомить детей с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; обычаем русского народа украшать жилища веточками берёзы. Укрепить веру в благополучное будущее, желание проявить заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. Расширять представления детей об окружающем, о родной природе. Развивать внимание, мышление, речь, память. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Материал: иллюстрации с изображением берёзы в разное время года,

Репродукции картины И.Левитана «Берёзовая роща», цветные ленточки.

        Ход прогулки.

Педагог в русском наряде встречает детей на участке, предлагает отгадать загадки о берёзе.

Педагог. Сяду рядышком на лавку,

Вместе свами посижу,

Загадаю вам загадки –

Кто смышленей, погляжу.

Вся в кудряшках,

В белой рубашке.

Во поле стояла,

Ветками качала.

В платье белом девушка стоит,

И народ ее благодарит

За ее печальную красу,

За ее зеленую косу.

(Обратить внимание на иллюстрации с изображением берёз.)

Педагог: Как называются эти деревца? Какого цвета ствол у берёзы?

Что растёт на веточках у дерева? Листочки у берёзы какие? (Зелёные, резные.) С чем сравнивается берёзка в загадках? (С красивой девушкой в белом сарафане; ветви в косы «вплетены».)

Много других замечательных деревьев растёт в нашей стране, но берёзку знает и любит каждый. Чем же отличается она от других деревьев? (Ответы детей.)

Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете.

Берёзу любили наши бабушки, дедушки. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир, здоровье и добро. Берёзку всегда сажали рядом с домом. Знаете, для чего? Для благополучия всей семьи: мамы, папы, сыночка, дочки; для защиты от болезней; для красоты; для чистого воздуха; для того чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Вы хотите прогуляться в березовой роще? (Приглашает сделать пальчиковую гимнастику – дети сжимают и разжимают кулачки, загибают пальчики.)

В лесок

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик – по дорожке,

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – за грибами,

Этот пальчик – за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

(Дети рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Берёзовая роща». Педагог предлагает «войти» в картину.)

Педагог. Какое настроение у вас? Почему? Нравится вам в берёзовой роще? Какие берёзы здесь? (Белые, светлые, кудрявые, зеленые, красивые, стройные.) Какой воздух в березовой роще? (Чистый, свежий…) Светло и празднично в березовом лесу в любое время года. Кажется, что стволы берез излучают внутренний свет, делая тени под деревьями легкими и светлыми. Любит русский народ березку. Художники стремятся передать ее красоту, нежность красками. Поэты передают свою любовь словами «белая береза», «береза моя, березонька», «березка белена, маковка зелена».

Берёзка

Берёзка моя зелёненькая,

Кудрявая, весёленькая.

Близ тебя, берёзонька,

Трава шёлковая.

Близ тебя, берёзонька,

Вода ключевая.

На тебе, берёзонька,

Соловьи поют.

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки

Веночки плетут.

Весной или в начале лета бывает праздник – Троица. Раньше в этот день девушки ходили в лес, в лесу выбирали молоденькую берёзку, украшали ее разноцветными ленточками, водили вокруг неё хороводы, загадывали желания. Веточками берёзы раньше в праздник Троицы украшали избы, заборы. Знаете, для чего? Чтобы вся семья была здорова и дружна; чтобы в доме всегда был мир, лад; чтобы будущий урожай был богатым и щедрым – как листья на берёзе.

А давайте украсим веточки берёзы, чтобы мы с вами всегда были дружными, не обижали друг друга, всегда были здоровы? (Педагог предлагает украсить ленточками веточки берёзы, загадать желание. Побуждает пожелать друг другу быть добрыми, вежливыми, дружными, заботливыми, красивыми.)

Наряд ее мягкий чудесен,

Нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней…

Р.Рождественский

(Педагог предлагает детям поводить хоровод около берёзки «Во поле берёзка стояла».)

Педагог: Ребята, а в нашем детском саду растёт много берёзок. Кто же их вырастил? Кто заботится о том, чтобы они росли здоровые, кудрявые? А вот я вам хочу рассказать историю, которая произошла с одной берёзкой.

Берёзка

У красы - берёзки

Платье серебрится.

У красы – берёзки

Зелёные косицы.

Со двора к берёзке

Выскочили козы.

Стали грызть берёзку,

А берёзка – в слёзы.

Защищать берёзку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса - берёзка

Выросла большою.

П.Воронько

Педагог: Какая беда случилась с берёзкой? Кто ее обидел? (Ответы детей.)

Беречь наши деревца, думаю, будем и мы с вами. И тогда в нашем детском саду всегда будет красиво.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме

экскурсии

 (средняя группа)

Тема: «Осень - прекрасная пора»

Цели:

Формировать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;

Развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

Воспитывать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

Ход экскурсии

I. Начинается экскурсия с места, к которому подступают деревья, кустарники, тронутые палитрой осенних красок.

Экскурсия начинается стихотворением И. Бунина "Листопад":

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной.

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

II. В ходе рассказа конкретизируются понятия "дерево", "кустарник", "трава", обращается внимание дошкольников на их многообразие, вводится видовое название растений. Объясняются им:

* причины изменения окраски листьев, листопада;

* чем вызвано многообразие плодов;

* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении используется стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной

"Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..."

III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.

Игра используется с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

IV. После экскурсии выясняется, как дети усвоили материал по данной теме. Для этого используются следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

В беседу включаются занимательные вопросы, пословицы, загадки например:

Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";

"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

"Многорук, а нога одна" (дерево).

"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).

"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

В конце беседы отмечаются смышленые, наблюдательные, организованные ребята, делается вывод, придав материалу целостность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию экологических представлений: "Разнообразие растительного мира земли".

Содержание : Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук,...

Конспект Занятия по методике развития экологических представлений у детей в подготовительной группе «Лесные модники»

«Лесные модники» Программные задачи:1.    Научить различать съедобные и несъедобные грибы;2.    Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить п...

Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы " Мишка в гостях"

Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы" Мишка в гостях"Программное содержание. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отно...

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...

Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.

Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей старшей группы “Царство комнатных растений”....

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»

Учебный год Содержание работы 22022 уч. год 1. Восаду ли, в огороде.2."Зелёная аптека» :-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.-Отгадывание загадокНакапливать зн...