Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лапшина Елена Васильевна

Конспект занятия по развитию экологических представлений

для детей старшей группы Царство комнатных растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ponedelnik.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнка

«Детский сад» №»

Конспект занятия по развитию экологических представлений

для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.

                                                             Выполнила: Лапшина Елена.

                                              Студентка  ОДО 284 гр.

                                                  Проверили:    

           

Барнаул 2021.

Цель: Закрепить у детей представления о растениях.

Задачи:

Образовательные:

- Расширение представлений о разнообразии культурных растений в группе;

- побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида;

- обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;

Развивающие:

- закрепить знания об основных потребностях растений;

- обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли);

- развивать(активизировать) связную речь, через ответы на вопросы;

Воспитательные:

- активизировать трудовые умения;

- активизировать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

Материал и оборудование: Комнатные растения (3х видов - аспедриса, бальзамин, нефролепис); инвентарь для ухода за растениями.

Ход занятия:

Часть1:

Создание образовательной ситуации

В.: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. К нам сегодня в гости пришёл медведь. Ему в честь пробуждения ото сна подарили подарок и он хочет загадать вам загадку. Чтобы вы узнали какой подарок. И об этом мы сегодня с вами поговорим:

Воздух очищает, создает уют.

На окнах зеленеют

И зимой цветут (комнатные растения)

Мотивация детей на предстоящую деятельность 

В.: Медведь совсем не знает, как какое растение называется и как ухаживать за ними, просит нас помочь ему. Ребята, поможем Медведю?

В.: Скажите для чего нужны комнатные растения?

Д.: красоты, уюта, очищают воздух» дают» кислород.

В.: Все мы любим цветы и знаем, что они не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.

В.: У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (Д.: фиалка, папоротник, хлорофитум, бегония, сансевьера, аспедриса, бальзамин, нефролепис).

В.: Сегодня мы рассмотрим вот эти 3и растения - аспедриса, бальзамин, нефролепис. (Перед детьми на первом столе стоят цветы, чтобы всем было видно.)

В.: Вы уже видели как выглядят наши цветы, поэтому подумайте и ответьте, что есть у этих растений? (Д.: Стебель, корень, листья.)

В.: Для чего растению нужны корни?

Д.: чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве.

В.: Чтобы корни хорошо росли, что для этого необходимо? Какие условия?

Д.: Горшок, вода, земля, воздух.

В.: Если не поливать землю, что будет? (Д.: Цветок засохнет.)

В.: Если не рыхлить землю, что произойдёт?

Д.: Земля станет твёрдой, образуются камки, и вода будет плохо впитываться.

В.: Для чего растению нужны стебель, листья?

Д.: чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород.

В.: Что будет с растением, если его поставить в тёмное место?

В.: Какие условия необходимы растениям для роста и развития?

Д.: солнце (свет и тепло, почва, вода, удобрения, забота, воздух).

В.: Когда растение получает и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения? Расскажите.

В.: Медведь спрашивает, а какое настроение у вас?

В.: Чтобы оно оставалось у вас хорошим, давайте поиграем.

Физкультминутка «На лугу растут цветы».

  На лугу растут цветы
  Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
  К солнцу тянутся цветы.
  С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
  Ветер дует иногда,
  Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
  Наклоняются цветочки,
  Опускают лепесточки. (Наклоны.)
  А потом опять встают

  И по-прежнему цветут!

В.: А теперь давайте немного расскажем и покажем Мишки о уходе за растениями.

В.: Как узнать, что растение нужно полить?

Д.: Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые.

В.: Какой водой нужно поливать растения?

Д.: Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня.

В.: Как определить, что растению требуется полив?

Д.: земля на ощупь сухая, листочки вялые.

(Перед тем как проводить уход за растением, дети  называют это растения и  определяют по его внешнему виду, что им необходимо в данный момент (полив, опрыскивание, рыхление земли и т.п.), и рассказывают, по каким признакам они это узнали.)

В.: Давайте выберем из 3х растений тот, который более сухой и покажем Медведю, как надо поливать цветок.

(Вызываю ребёнка, который показывает и рассказывает, как надо поливать цветок.)

В.: Для чего нужно рыхлить землю?

Д.: Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать.

В.: Чем вы рыхлите землю? (Д.: Палочками.)

В.: А почему палочками? (Д.: Чтобы не ранить корни.)

В.:  Как надо рыхлить землю?

Д.: рыхлить надо около стенок горшка, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности.

 (Вызываю ребёнка, он выбирает растения которое нужно прорыхлить-объесняет почему, называет его и показывает, как надо рыхлить землю.)

В.: Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Д.: растения надо мыть).

В.: Как надо мыть растения с крупными листьями?

Д.: крупные листья протираем тряпочками.

В.: Как мы моем растения с мелкими листьями?

Д.: мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора.

В.: Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью?

Д.: пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки.

В.: А у наших растений какие листья, всели из перечисленных есть?

В.: Давайте протрем листья у наших цветов.

(Вместе с детьми демонстрирую, как моются растения. (Крупные листья протираем тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой, чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки.))

(Распределяю работу детей, контролирую их деятельность, помогаю советом, отмечаю тех, кто успешно справился с делом.)

Осуществляется соответствующий уход растений всеми детьми.

В.: Молодцы! Ребята давайте поиграем в игру «Что изменилось» с нашими цветами.

Перед детьми стоит 3 комнатные растения - аспедриса, бальзамин, нефролепис. Воспитатель называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, И убирает одно растение. Дети должны назвать растение какого не хватает или описать его внешний вид.

В.: Медведь сказал, что вы большие молодцы все рассказали ему  про комнатные растения. Столько всего показали по уходу и многому научили. Он всё запомнил и теперь сможет ухаживать за своим подарком.  Пора ему уходить домой.

Заключительная часть:

В.: - Чему вы сегодня научились?

В.: - О чем мы говорили на занятии?

В.: - Вспомните названия растений.

В.: - Из каких частей состоит растение?

В.: - Какие условия необходимы растениям для роста?

В.: - Как мы ухаживаем за растениями?

В.: Молодцы! А сейчас снимайте фартуки, и наведите порядок на своих рабочих местах.

Цель: Закрепить у детей представления о растениях.

Задачи: - Расширение представление о деревьях на участке детского сада;

- Активизировать словарь детей, уточнить названия деревьев, их характерные особенности;

- Развивать внимание, наблюдательность, говорить о своих впечатлениях в спокойном и нормальном темпе;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- Воспитывать интерес к окружающей среде.

Материал и оборудование: Презентация с иллюстрациями растений участка (клен, береза, рябина).

Ход занятия:

ЧАСТЬ 2.  Проводится на прогулке (ориентироваться на погоду).

В.: Ребята, для того чтобы узнать о чём наше занятие , вам нужно отгадать загадку.

Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево. (слайд 1))

В.: Сегодня мы поговорим с вами о деревьях, которые растут у нас на участке.

В.: Скажите, какие деревья вы знаете? (Дети называют.)

В.: Вспомните наш участок, какие деревья там растут? (Дети: клен, береза, рябина)

В.: Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

В.: А вы сможете узнать, если я вам покажу деревья нашего участка?

(показываю картинки, дети называют).

В.: Молодцы! Узнали!

В.: Отгадайте загадку, про какое 1ое дерево мы будем говорить.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза (слайд 2))

В.: Посмотрите на березу. Какого цвета у березы кора на стволе (белая)

В.: А вы помните, какая кора у березы? (где-то гладкая, а где-то шершавая.)

В.: На что похожи листочки, и какого они цвета в разное время года? Посмотрите.

(Дети отвечают. Помогаю их сравнить с треугольником, обращаю внимание на зубчики по краям. Даю образец ответа, а дети его повторяют)

В.: Теперь вы узнаете березку по листочкам, по стволу (Ответы детей.)

В.: Отгадайте загадку, про какое 2ое дерево мы будем говорить.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябины (слайд 3))

В.: А теперь посмотрите на рябину. (Рассматривание ствола, листьев.)

В.: На что похожи листья рябины?

В.: Какой ствол дерева?

В.: Как рябина выглядит в разное время года?

В.: Отгадайте загадку, про какое 3ье дерево мы будем говорить.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые.

А лист- ладошкой

С длинной ножкой. (Клен (слайд 4))

В.: Посмотрите на клен.

В.: На что похожи листья клена?

В.: Какой ствол дерева?

В.: Как клен выглядит в разное время года?

В.: Посмотрите на следующее картинки и скажите, что общего у этих деревьев? (Есть листья. Лиственные деревья.) (слайд 5)
В.: А сейчас деревья выглядят как на картинки? Опишите как?

В.: Вы увидели все три дерева с нашего участка, подойдите к столу и возьмите картинку того дерева, которое вам больше нравится и опишите его.

(Дети описывают кратко внешний вид и чем он им нравиться)

В.: А теперь поиграем с вами в игру. Игра «Узнай лист».

В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.

В.: Ребята, как вы думаете, деревья живые? Чем они дышат? (Живые, они дышат листьями.)

В.: Деревья вдыхают в себя грязный воздух, а выдыхают кислород – чистый воздух, которым дышим мы с вами. А сейчас, я вам предлагаю превратиться в деревья, руки – это ветви.

Физминутка: 

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

В.: Давайте сыграем еще в одну игру. Игра «Что лишнее?». (слайд 6)

В.: Посмотрите на доску.

(Показываю картинки с изображением клена, березы, липы, ели.)

В.: Какое дерево «лишнее»? (Ель.) Почему?

(Показываю картинки с изображением сосны, дуба, ели.)

В.: Какое растение «лишнее»? (Дуб.) Почему?

В.: Дети, что мы с вами можем сделать доброго и полезного для деревьев?

(ответы детей. Дополнение, обобщение).

Заключительная часть:

В.: Ребята о каких деревьях мы с вами говорили?

В.: Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья?

В.: Какую пользу они приносят людям?

В.: Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию двигательной активности детей старшей группы "Путешествие в страну Неболейка"

Занятие «Путешествие в страну Неболейка».Программное содержание:Продолжать формировать у детей потребность в ЗОЖ;Развивать психические, физические, нравственные качества, самостоятельность в про...

Конспект занятия по развитию экологического воспитания в старшей группе

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»Провела Седова О. А. 01.03.2021.Литература. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду....