исследовательский проект "Для чего пауку паутина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Галина Викторовна

В  современном мире мало кто задумывается о пользе, которую приносят пауки людям, природе. Они пугают, вызывают чувство брезгливости, поэтому люди их безжалостно уничтожают, не задумываясь над тем, что это живые существа, и они должны жить, растить свое потомство, плести свою паутину. Проделанная работа вызвала у детей интерес к паукам. Возникло много вопросов. А действительно, для чего пауки плетут паутину, могут ли они без нееобойтись или нет. Какие бывают пауки и другие вопросы. Все ответы были получены в ходе исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paspotr_proekta_dlya_chego_pauku_pautina.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Н   Название работы:

«Для чего пауку паутина?»

У   Участники проекта:

Воспитанники средней группы №3

Ру  Руководитель:

Воспитатель : Гришина Галина Викторовна

Ц  Цель проекта:

Расширить представления детей о пауках, значении паутины для их жизнедеятельности

З   Задачи исследования:

 1 теоретически обосновать значение паутины для паука.

2 создать условия для практического исследования.

3 формировать знания детей о паутине, ее значение для паука.

4 воспитывать любовь и интерес детей к окружающему миру.

О Объект исследования:

Паук и паутина

П Предмет исследования:

Паутина, как паук ее плетет

Г   Гипотеза:

Сможет ли паук обойтись без паутины?

М Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, беседа.

Д   Длительность проекта:

Краткосрочный

Эт  Этапы исследования:

1) Опрос детей о том, что они знают о пауках и паутине.

2) Выдвижение гипотезы.

3) Чтение энциклопедий, книг.

4) Рассматривание картинок, иллюстраций.

5) Изготовление паутины и пауков.

6) Игры детей с пауками-игрушками.

7) Наблюдения за живым пауком в банке

8) Выводы

М    Материалы для

        проведения   опытов:

Банка с живым пауком, лупа.

Введение, резюме:

В современном мире мало кто задумывается о пауках, паутине, какую они приносят пользу людям, природе. Они пугают и вызывают чувство брезгливости, поэтому люди их беспощадно уничтожают, не задумываясь над тем, что это живые существа, и они должны жить, растить своих паучков – детенышей, плести свою паутину. Проделанная работа вызвала неподдельный интерес детей паукам.

Актуальность и выбор темы:

Идет паучок по воздушной тропинке,

Идет паучок по чужой паутинке.

Идет боязливо, идет осторожно,

Наверное, страшно ему и тревожно.

Как видно, впервые он вышел из дома.

И всё, что он слышит, ему незнакомо!

И всё, что он видит, ему неизвестно,

Но так интересно, но так интересно!

Прослушав стихи и загадки о пауке детям стало интересно узнать: как паук плетет паутину?для чего она нужна? Именно эти вопросы стали темой исследования.  В данном проекте исследуется паук и паутина. Выбор темы вызван интересом детей к разнообразию видов пауков и все пауки плетут паутину. А, правда, почему? Почему и для чего они это делают? Пауки бывают большие и маленькие, и паутина у них бывает разная. Она похожа на тонкую ажурную шаль.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

I этап: Накопление знаний о пауках

Предварительная беседа с детьми о пауках. Модель трёх вопросов:

  1. Что мы знаем о пауках?
  2. Что мы хотим узнать о пауках?
  3. Как мы будем это делать?

Во время беседы проводится обязательная фиксация ответов и желаний детей, чтобы учесть их в дальнейшей работе.

2.  В продуктивной деятельности рисовали на тему « Жил да был паучок» , « Мой веселый паучок», плели из ниток паутину и делали паука, собирали картинки и иллюстрации про пауков, стихи, загадки, сказки о пауках.

3. Знакомство с  миром  насекомых на комплексных занятиях по познавательному развитию

 

4. Чтение рассказов о пауках.

II этап: Организация работы над проектом.

Планирование совместной деятельности. Сбор и систематизация информации:

1. Дидактические игры

 «Четвёртый лишний», Цель: учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний, развивать мыслительные операции, память, внимание.

«Угадай, чей дом?» Цель: развивать и систематизировать знания детей о жизни насекомых, их жилищах(улей, муравейник, паутина, норка и т.д.) , развивать память, умение определять нужный способ для опознания предметов, обогащение словаря

2 . Играли в сюжетно-ролевые игры «Домики насекомых»,  «Лечебница доктора Айболита».

Цель: Уметь придумывать сюжет игры, находить нужные  атрибуты к игре.

3 Настольные игры

  «Лото - насекомые», «Домино-насекомые», «Разрезные картинки» из серии «Насекомые», « Мозаика».

6.  Изучение материалов книг, энциклопедий

7.  Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением пауков, насекомых

8 . Просмотр слайдов «Пауки, какие они?»

9. Загадывание загадок о пауках. Заучивание стихотворений о пауках. Знакомство с пословицами, потешками , песенками.

11. Рисование на темы: «Паук и паучата», «Мой веселый паучок». Аппликация «Паучок на паутине». Цель: Развивать фантазию, творчество, совершенствовать технические навыки.

III этап: Практическая деятельность.

Сбор стихотворений и пословиц в альбом.

Выставка рисунков «Мой веселый паучок»

Наблюдения за пауками на прогулках

IV этап: Презентация проекта «Для чего пауку паутина?» 

Цель: Выяснить какие бывают пауки, как они плетут паутину, чем является паутина для пауков, смогут ли пауки жить без паутины.

В ходе исследовательской работы, мы выяснили и узнали много интересного, наша гипотеза полностью подтвердилась.  

 Занимаясь своим исследованием, мы нашли ответ на волнующий вопрос: для чего паукам паутина?

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

- Паутина паука – это его дом и амбар (тоже домик, но для еды) .

- Паутиной пауки ловят для себя добычу: насекомые, попадая в паутину, запутываются в ней и выбраться не могут, они дергают за сеть, и паучки получают сигнал, значит, есть добыча, тогда паук спешит к ней, обворачивает её паутиной, и все что в неё попалось, превращается в жидкую еду. И позже паук может выпить её как напиток, как вкусный сок. Съедает свою жертву паук неторопливо.

Паутина служит для того, чтобы, прыгая, паучок не упал. Нас оберегает мама, а паучков – паутина.  Паучиха плетёт сумочку (кокон) и откладывает там яйца, а потом из них появляются маленькие паучки – её детки.  Паучата по паутине передвигаются, как будто бы ездят на транспорте, как люди на автобусе. А еще паутина нужна пауку, для того, чтобы в домике было уютно и чтобы он не мог заблудиться, она указывает ему дорогу домой. Мы всегда боялись пауков, начинали плакать, потому что было страшно. Теперь же, когда мы узнала о них так много интересного, бояться их  перестали, они нам очень понравились.

Выводы:

В ходе исследовательской работы, мы выяснили, что наша гипотеза подтвердилась.  

 Пауки действительно не могут обойтись без паутины. Паутина для них: дом, с помощью паутины они ловят себе добычу. Паутина очень прочная и красивая, узорная.

Раньше мы боялись пауков, а оказывается они совсем нестрашные. Еще они приносят пользу – ловят мух.  

Список литературы:1. «Биология» - «Животные»: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы: под редакцией В. М. Константинова, И. Н. Понамарёвой. – М. : «Вентана – Граф», 2001г.

2. «Детская энциклопедия для умников и умниц». – М. : АСТ. «Астрель», 2004г.

3. «Книга для чтения по зоологии» для учащихся 6-7 классов; составитель С. А. Молис. – 2-е издание, М. : «Просвещение», 1986г.

4. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всём». М: «Слово», 1995г.

5. «Юный натуралист» - статья «Чем замечательны пауки? », №6. 2001г.

6. Энциклопедический словарь

                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Из чего же, из чего же сделаны эти краски»

Выбор темы Я очень люблю рисовать  красками: акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не б...

Познавательно-исследовательская деятельность "Беседа о пауке"

данный вид деятельности подходит для старшего дошкольного возраста. В игровой. доступной форме детям рассказываются о пауке....

Поисково – исследовательская деятельность в средней группе . «Из чего же, из чего же?». .

Знакомство со свойствами снега на основе экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста...

Презентация информационно-исследовательского проекта "Надо ли бояться пауков?"

Выступление на городской конференции "Калейдоскоп идей - наши первые проекты"...

Проектно - исследовательская работа "Пауки"

Проектно - исследовательская работа. Подготовительная к школе группа....

Исследовательский проект "Зачем пауку паутина?"

Цель проекта: узнать кто такой паук и  зачем ему  паутина....

Исследовательский проект "Пауки" старшая группа с детьми ОВЗ

Исследовательский проект с детьми старшей группы по инициативе детей.Во время прогулки в детском саду дети увидели паука на паутине. Реакция ребят была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдель...