Исследовательский проект "Зачем пауку паутина?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Антусевич Ирина Алексеевна

Цель проекта: узнать кто такой паук и  зачем ему  паутина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauk.docx630.89 КБ

Предварительный просмотр:

http://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e66137a9104.jpg

Исследовательский проект

Тема «Зачем пауку паутина ?»

http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/media/2019/07/09/1261299483/44e1c43d1ea2d196951712cd5b025ace.png

                 

                                       Руководитель проекта: Антусевич Ирина Алексеевна

                                        воспитатель МБОУ СОШ №3 (корпус 2)

https://www.artleo.com/large/201411/92990.jpg

Тема «Зачем пауку паутина?»

                                                                 На тоненькой ветке висят паутинки.

                                                             Из них паучата рисуют картинки.

                                                             Сегодня по плану урок рисованья.

                                                                Им важный паук объясняет заданье:

                                                                “Возьмите росинку, добавьте рассвета,

                                                                Измерьте на глаз расстоянье до лета,

                                                           Поймайте на слух полет стрекозы,

                                                           И капельку влейте сосновой слезы,

                                                            И лапкой проворной весело, смело-

                                                        Вперед, паучата, скорее за дело!”

                                                    И замер у ветки шалун-ветерок,

  Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.

Тип и вид проекта: информационный, индивидуальный.

Описание проекта.

Однажды девочка из нашей группы Вика во время прогулки увидела паутину, а на ней большого паука. Она так громко закричала и убежала на веранду. Когда я спросил у неё, что случилось, Вика ответила, что она очень боится пауков и паутину.   И тогда я решил рассказать Вике про пауков. Но для этого мне самому нужно все узнать про них.  Я попросил маму рассказать мне про пауков. Оказалось, что мама тоже не очень много знает о пауках. Она сказала, что расскажет мне попозже, когда сама найдет информацию про них.

Гипотеза:

1. Паук-это не насекомое.

2. Паутина- это уникальный материал. И эта уникальность заключается в свойствах паутины.

Цель: узнать кто такой паук и  зачем ему  паутина.

Задачи:

  • Собрать с помощью взрослых информацию о пауках.
  • Провести опыт с паутиной.
  • Познакомить с проектом моего исследования детей детского сада.

Методы исследования:

  • Работа с доступной литературой.
  • Работа в сети интернет.
  • Беседа с родителями и детьми детского сада.
  • Чтение «Энциклопедии для малышей» Елены Ульевой.
  • Проведение эксперимента с паутиной

На следующий день я пришел в детский сад и рассказал воспитателю Ирине Алексеевне о разговоре с мамой. Она предложила мне вместе собрать информацию о пауках и о том, зачем пауку паутина, тем более, что я уже сам могу прочесть эту информацию. Я очень обрадовался, мне не надо будет ждать, и я сам смогу все узнать.

После того, как я опросил детей нашей группы, то сделал вывод, что многие считают пауков насекомыми с двумя, а то и с десятью глазами, но это не так.

Мы с Ириной Алексеевной просмотрели книги, энциклопедию, информацию в интернете и вот, что я узнал:  

Первое –это то, что паук не насекомое, а животное полезное для человека.

 Отличается он от насекомых тем, что у него нет усиков. У насекомых количество ножек 8, а у паука всего 6. Голова и грудь у него объединены в одну часть тела, тогда как у насекомых три части: голова, грудь и брюшко.

Соединяет эти два отдела маленькая трубочка.

Ротовое отверстие паука находится на брюшке, и оно слишком мало для того, чтобы поглощать пищу. Органы пищеварения пауков не приспособлены к перевариванию твердой пищи. Собственно именно поэтому пауки не поглощают своих жертв полностью, они просто высасывают из них всю жидкость, оставляя лишь оболочку.                                                                      Второй вопрос, который я задавал детям нашей группы: зачем пауку паутина, мне все без исключения давали один и тот же ответ: для охоты.

       Из паутины пауки делают ловчие сети для «охоты» на насекомых. Но этим вовсе не исчерпываются ее функции. Дополнительно она применяется для утепления норок перед зимовкой, защищая их от холода и влаги; для создания коконов, в которых созревает потомство; для защиты от дождя – из нее пауки делают своего рода навесы, предотвращающие попадание воды в «домик»; для путешествий. Некоторые пауки переселяются сами и выпроваживают из лона семьи детей на длинных паутинках, уносимых ветром как на парашюте.
Пауки могут предсказывают погоду. Если намечается дождь, то пауки перестают плести паутину, а сами пауки скрываются в щелях.                                                                                                
Что же такое паутина?

Если самих пауков разглядывать неприятно, и многие даже их боятся, то паутина, созданная ими, невольно привлекает внимание и вызывает искреннее восхищение. Она напоминает изящное кружево.

Изучив информацию, я дал такое определение паутине. Паутина- это нити, производимые с помощью прядильного аппарата, который является индивидуальной особенностью пауков. Она представляет собой вязкую жидкость, застывая на воздухе, которая образует длинные тонкие нити, имеющие клейкие пузырьки.  Из этой нити паук плетет паутину.
        Паутины бывают разными не только по размеру, но и по сплетенному рисунку.

Плетение паутины дело трудоемкое. Сначала конец нити нужно за что-то зацепить, например, за сучок, этих концов должно быть 3, соединяясь между собой, они образуют треугольник. Затем противоположный конец нитей крепится к другой поверхности, которая расположена на противоположной стороне помещения, угла и т. д. Затем паук начинает вырабатывать очень много нитей и в центре скрещивать их между собой, тянутся они от одного конца крепления к противоположному. После этого паук делает новый виток в работе, плетутся нити к краям от центра, они соединяют предыдущие все нити между собой. Самый последний этап – создаётся особая сигнальная нить, которая в нужный момент сообщает пауку о пойманной добыче. Сам паук располагается в центре паутины, как будто заполняет собой имеющиеся просветы. 

Как же так получается, что мухи, комары и прочие насекомые, попадая в паутину, безнадежно прилипают к ней и запутываются, в то время как сами пауки легко двигаются по тонким переплетениям нитей?

Я выяснил, чтобы не попасть в собственную ловчую сеть, паук постоянно вырабатывает немного сухой нити. Он хорошо знает, где находятся безопасные участки. А также, лапы пауков перемещаются по паутине совершенно особым способом. При соприкосновении паучьей лапы с паутиной липкая капелька с нити перемещается на волоски лапы паука, а затем, при поднятии лапы она так же легко соскальзывает с волосков обратно на паутину. Выходит, что паук не может прилипнуть к собственной паутине, потому что клейкая жидкость не контактирует непосредственно с ногой, а находится либо на паутинной нити, либо на волосках паучьей лапы.                                                                    

Для того, чтобы самому проверить это мы с Ириной Алексеевной решили провести опыт, для его проведения мы взяли: картон белый, картон цветной, скотч двусторонний, клей, ножницы, масло растительное.
Изготовили макет паутины: на картон наклеили скотч, повторяя рисунок паутины. Некоторые полоски скотча приклеивали липкой стороной наверх.  
Представили, что пальцы – лапки паука, побегали «лапками» по не липким полоскам. Пальцы не прилипали.
К липким полоскам пальцы прилипли. Тогда смазали пальцы маслом. Пальцы перестали прилипать и к клейким полоскам скотча!
Так и паук, даже если нечаянно наступит на клейкую нить, не окажется в плену собственных сетей, ведь его лапки смазаны особым веществом. Оказывается, пауки очень умные и предусмотрительные животные!

Исследовав мир пауков, понаблюдав за их жизнью, я узнала много интересного. Проводя опыты и наблюдения, исследовав литературу, я пришел к выводу, что пауки удивительно талантливы.

Обо всем этом я рассказал Вике. Вместе с ней мы провели опыт ещё раз. И теперь Вика перестала бояться этих насекомых.

Литература.


1. «Великолепная энциклопедия животных» Москва «Махаон», 2000г.
2. Интернет-ресурсы.
3. «Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей» АСТ «Астрель» Москва, 2011г.
4. «Насекомые» Москва «Росмен», 2009 г

1. Журнал «Непоседы»

2. А.А.Плешаков.  «От земли до неба»

3. А.А.Плешаков   «Зеленые страницы»

4. А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне»

https://img2.labirint.ru/rcimg/bb8e8b4df4410b29cc9aaccd158bec80/1920x1080/books39/388664/ph_1.jpg?1563712732

 

https://heaclub.ru/tim/a4865a9d08e3da7b40be21327e3cca78/shema-pautini-pauka-krugopryada.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/027e/00060975-8f47e432/2/hello_html_m69d38fb.jpg

http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/261824663773.files/image004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Игра-презентация «Секретные задания человека-паука»

Игру-презентацию можно использовать на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в слоговом анализе слов. Презентация содержит 6 заданий и создана с испол...

Познавательно-исследовательская деятельность "Беседа о пауке"

данный вид деятельности подходит для старшего дошкольного возраста. В игровой. доступной форме детям рассказываются о пауке....

Презентация информационно-исследовательского проекта "Надо ли бояться пауков?"

Выступление на городской конференции "Калейдоскоп идей - наши первые проекты"...

исследовательский проект "Для чего пауку паутина?"

В  современном мире мало кто задумывается о пользе, которую приносят пауки людям, природе. Они пугают, вызывают чувство брезгливости, поэтому люди их безжалостно уничтожают, не задумываясь над те...

Проектно - исследовательская работа "Пауки"

Проектно - исследовательская работа. Подготовительная к школе группа....

Исследовательский проект "Пауки" старшая группа с детьми ОВЗ

Исследовательский проект с детьми старшей группы по инициативе детей.Во время прогулки в детском саду дети увидели паука на паутине. Реакция ребят была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдель...