Педагогическое мероприятие с детьми старшего возраста В рамках реализации проекта «Этот великий день Победы» Из цикла интегрированных мероприятий «Защитники земли русской» Тема: «Великий полководец М.И.Кутузов».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогическое мероприятие
с детьми старшего возраста
В рамках реализации проекта
«Этот великий день Победы»
Из цикла интегрированных мероприятий
«Защитники земли русской»
Тема: «Великий полководец М.И.Кутузов».
Авторы:
Косминова Е.И., воспитатель высшей квалификационной категории
Пищур В.Г., воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ «Ручеёк» города Бородино
Цель: на конкретных исторических событиях знакомить детей с историей Родины, с великими полководцами, подчеркнуть, что русские люди с благодарностью помнят героев, защищавших нашу землю, воспитывать уважение к каждому человеку.
23 февраля наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Расскажите, каких защитников Отечества вы уже знаете?
- Как народ помнит тех, кто защищал свою страну? (возводит памятники, строит храмы, пишет песни, стихи)
- Какие памятники защитникам Отечества в нашем городе вы знаете?
- Вы уже знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападения врагов. Ведь Россия - страна богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею.
Защищать свою Родину – это святая обязанность во все времена, и народ сложил пословицы про свою Родину. Ребята, а вы знаете пословицы о Родине?
- Жить - Родине служить.
- Москва – сердце России.
- Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.
- Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
- Родина мать - умей за неё постоять.
«Россия мирная страна, войне никто не рад.
Крестьяне хлебушек растят, дворяне все на бал спешат
- всё впрочем, как всегда».
И вот давным-давно, больше 200 лет назад, на Россию напала армия французского императора Наполеона. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и эта была очень сильная армия. Наполеон сказал: «Я покорю Россию в два сражения!» И вот французские войска пошли войной на русских. В России тогда правил император Александр Первый. Русские люди говорили государю: «Веди нас на врага. Будем сражаться, не жалея своей жизни». Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась против Наполеона. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. Конечно, у них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить врагов. Одна простая женщина Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов. Когда французы подходили к какому-нибудь селению, люди уходили из него, сжигали своё имущество, дома, чтобы врагу негде было жить, и нечем было питаться.
Понял Наполеон, что быстро с русскими ему не справиться, и решил завоевать самый главный город. Повёл свое войско в Москву.
Тогда государь назначил главным полководцем храброго Михаила Илларионовича Кутузова. Солдаты уже давно его знали и любили, потому что он был добрым и заботливым командиром, солдат звал: «Детушки мои!» Они говорили: «Приехал Кутузов бить французов!». Остановил Кутузов наши войска у села Бородино и решил здесь дать бой врагу. Это было страшное сражение. Французов было гораздо больше, чем русских. Но каждый русский солдат сражался за двоих.
«Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский наш удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась как наши груди,
Смешались в кучу, кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Было все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы,
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать».
Наполеон вспоминал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой; здесь я увидел, что русские непобедимы».
Но в Бородинском сражении погибла половина русских войск, защищать Москву дальше - сил не было. Кутузов решил хитростью победить Наполеона, сдать Москву французам. «Нельзя погубить остаток войска. Без войска погибнет вся Россия, а с войском мы вернем Москву!» Так и случилось.
Гордо вошел Наполеон в столицу. Ждал, когда москвичи поднесут ему с поклоном ключи от Москвы. Но так и не дождался. Москва была пуста. Жители ушли из неё. Город горел. Французские солдаты болели, умирали от болезней, от голода и холода. Наполеон решил вести свои войска назад во Францию. Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там всё было разрушено и пусто. Французские солдаты мерзли и голодали. Кутузов провел еще несколько сражений, в которых русские разбили французов. Во время одного из боёв на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил свое войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!
- Во время знаменитой Бородинской битвы в сражениях участвовали и конные войска, сейчас мы посмотрим, умеете ли вы держаться в седле, какие из вас всадники?
Аттракцион: «Держись в седле» (пропрыгать на мяче-хопе до флажка и обратно, передать хоп следующему)
- Оружием в этих сражениях были не только сабли, пики, ружья, но и пушки которые стреляли ядрами. Ядра были очень тяжелыми, и совсем не просто было доставлять эти боеприпасы к пушкам.
Аттракцион: «Доставь ядра к пушкам» (по цепочке, 9 человек передают ядра - (мячики), а один заряжает пушку).
- Солдатам нужно быть очень меткими, чтобы сквозь дым и огонь попасть точно в цель.
Аттракцион: «Попади в мишень».
- Победителей встречали барышни с цветами лихо проезжали мимо гусары на своих скакунах. В мирное время любимым занятием было прогулки на лошадях.
Аттракцион: «Перевези даму на коне».
Русские люди говорили: «Господь не оставил нас и спас от врагов!» и в честь победы над французами построили в Москве храм Христа Спасителя на средства, собранные народом.
А ещё в Москве есть Кутузовский проспект – одна из самых и широких улиц столицы, названная тоже в честь великого полководца. На проспекте возвели Триумфальную арку, посвящённую победе над Наполеоном.
Время идёт, а народ с благодарностью и любовью помнит своих героев: художники написали картины об этих событиях, портреты героев, композиторы – музыку, писатели – рассказы, романы.
А вот здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение. Это Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу – вот так.
По этому кругу художник Рубо нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с русскими солдатами и командирами. А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник М.И.Кутузову.
- Ребята, как называется город, в котором мы живём? А вы знаете, почему у него именно такое название?
«Не в память ли о том сражении
В Сибири выросло селение
Под именем Бородино?
Не те ли, что французов били,
Здесь избы крепкие срубили,
Пахали, сеяли и жили.
И ныне здравствует оно.
С тех пор промчалось двести лет.
Не вычеркнула память, нет
Былых баталий дым,
Она по-прежнему крепка
И славу русского штыка
Передаёт через века
Потомкам молодым.
Да, двести лет как пролетело,
Но память нашу не стереть.
Мы помним предков, что хотели
Свободно жить иль умереть!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».
Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 г...
Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....
Конспект итогового занятия с детьми старшего возраста в рамках проектной деятельности " Мое Родовое Дерево"
В данном конспекте представлено описание заключительного этапа проекта " Моё Родовое Дерево" с указанием целей, оборудования и описанием предварительной работы.с детьми и родителями....
Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»
Конспект итогового мероприятия с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Почему нужно гулять зимой?»...
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...
Анкета для родителей, в рамках реализации социального проекта "Этот День Победы!"
Анкета для родителей, в рамках реализациипроекта "Этот День Победы!"...
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт...