Конспект интегрированного занятия «Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Светкина Надежда Алексеевна

   Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 года с М.И. Кутузовым.

   Развивать у детей логическое мышление, память, воображение; интерес к историческим событиям; навыки вдумчивого, осмысленного отношения к окружающему; умение высказывать свои мысли, слушать других.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, Москве, героям войны 1812 года; учить восхищаться каждым днем счастливой жизни на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №116 комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия

«Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».

/старшая группа/

                                                           Подготовила руководитель кружка

                                                         «Наше Отечество» Светкина Н.А.

Программное содержание:

   Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 года с М.И. Кутузовым.

   Развивать у детей логическое мышление, память, воображение; интерес к историческим событиям; навыки вдумчивого, осмысленного отношения к окружающему; умение высказывать свои мысли, слушать других.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, Москве, героям войны 1812 года; учить восхищаться каждым днем счастливой жизни на земле.

Материал и оборудование:

Выставка: портрет М.И. Кутузова, карта Москвы, иллюстрации сражений на Бородинском поле, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Методы и приемы:

Словесный – беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы;

Наглядный – рассматривание портрета М.И. Кутузова, карты Москвы, иллюстрации сражений;

Практический – исполнение песни «Бравые солдаты».

Словарная работа:

Полководец, главнокомандующий, Казанский собор (храм который находится в Санкт-Петербурге).

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, посвященных войне 1812 года;  беседы о войне, чтение рассказов;  рассматривание иллюстраций с обмундированием и вооружением разных родов войск; комплексное занятие по изобразительной деятельности ( создание «панорамы» Бородинского сражения, раскрашивание фигурок, лепка пушек и т.д.); разучивание песен.

/Дети сидят полукругом, перед ними на экране портрет М.И. Кутузова, карта Москвы, иллюстрации на Бородинском поле./

  По ходу беседы, рассказа воспитатель обращает внимание детей на подготовленный иллюстративный материал.

 Воспитатель. Сегодня наше занятие посвящается защитникам земли Русской. Поговорим о нашей Москве. Величава и красива Москва. Она – один из крупнейших городов России, столица Российского государства, город-герой. За свою двухсотлетнюю историю существования она не раз горела в огне пожаров.

   Мы с вами сегодня узнаем частичку из истории Москвы – это далекий для нас с вами 1812год.

   В 1812 году началась отечественная война. В этой войне французская армия во главе с Наполеоном решили завоевать Россию. Армия Наполеона была сильна.

    Вся страна, все жители Москвы и других городов готовы были отдать жизнь за Россию, за Москву.

  Возглавил русскую армию полководец М.И. Кутузов. В царском указе говорилось: «Избирая Вас сего важного дела, Я прошу Всемогущего Бога, да благословит деяния Ваши к славе российского оружия и да оправдает тем счастливые надежды, которые отечество на вас возлагает».

  Дети, ответьте на вопросы:

Кто напал на Россию? (На Россию напал Наполеон.)

Чего хотел Наполеон? (Завоевать Россию.)

Кто стоял во главе русской армии? (Полководец М.И. Кутузов.)

  Воспитатель. Вот сегодня поговорим о светлейшем князе М.И. Кутузове. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет. Что можно сказать о Кутузове, каким он изображен на портрете?

  /Ответы детей/

 Воспитатель. Правильно дети, Кутузов был бесстрашным воином. Он много участвовал в военных походах. Был ранен в голову, в результате чего правый глаз перестал видеть.

  В войне с французами Кутузов был главнокомандующим русской армии. Он пользовался всеобщим уважением среди солдат и в народе. В сражениях Михаил Илларионович ел кашу из одного котелка с солдатами. Умело ведя бои Кутузов старался, чтобы в боях погибало как можно меньше солдат.

Физкультминутка (песня «Бравые солдаты».)

Воспитатель: 26 августа 1812 года произошло сражение в селе Бородино.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!...

Скажите дети, какое название получило это сражение?

/Ответы детей/

Воспитатель. Почему?

/Ответы детей/

Воспитатель. Наполеон решил быстро разгромить русскую армию, но стойкость, мужество, героизм воинов сделали нашу армию непобедимой. Перед сражением, против французов, князь Кутузов приходил в Казанский собор и молился перед Казанской иконой, просил Матерь Божью спасти Россию и даровать победу в войне с французами.

  После Бородинского сражения в деревне Фили собрался военный совет, где обсуждался вопрос: сражаться или оставить столицу без боя? Выслушав всех, Кутузов сказал: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей армии Россия потеряна», - эти слова Кутузова вошли в историю.
   На следующий день армия ушла из Москвы. Наполеон ждал, что встречать его выйдут москвичи, но когда французы вошли в Москву, она была пуста: народ вместе с армией Кутузова покинули город.

   Москва горела шесть дней. Пожар уничтожил склады с провиантом. Наполеон для своих солдат не приготовил ни зимней одежды, ни продуктов.  В наполеоновских войсках начался голод. И тогда он был вынужден оставить Москву и отступить по разоренной им же самим Смоленской дороге, где его ждал Кутузов со своей армией. Армия  Наполеона была разбита. Начались зимние морозы, окончательно добившие голодных, оборванных французов.

   Так  была одержана победа над французской армией в 1812 году. Подвиг М.И. Кутузова в войне 1812 года бессмертен. Он был пожалован редчайшим титулом светлейшего князя и удостоен звания фельдмаршала и ордена Святого Георгия Ι, ΙΙ. ΙΙΙ, ΙV  степеней.

  В середине апреля 1812 года тяжело заболел Кутузов. Поначалу казалось, что простая простуда не нанесет сильного вреда здоровью фельдмаршала. Но возраст и старые раны Михаила Илларионовича, перегрузки последних лет сделали эту болезнь роковой.

  М.И. Кутузов с высшими почестями был похоронен в недавно возведенном Казанском соборе, перед которым через несколько лет поднялся в его честь памятник.

 

  Именем Кутузова названы в Москве станция метро «Кутузовская», Кутузовский проспект.

  Давайте вспомним о каком герое я вам рассказала?

/Ответы детей/

Воспитатель. Кем был Михаил Илларионович?

/Ответы детей/

Воспитатель. В каких известных сражениях участвовал  Кутузов?

/Ответы дете/

Воспитатель. Какие пословицы знаете о Родине, о героях?

/Ответы детей/

Воспитатель. Молодцы дети, знаете пословицы. А сейчас давайте вспомним каким человеком был наш полководец.

Игра «Кто больше назовет прилагательных».

Воспитатель.  Каким  был  Кутузов? /ответы детей/

Очень хорошо, много добрых и красивых слов назвали. А вы хотели бы быть похожими на Кутузова? (Ответы детей.)

Воспитатель. Мне тоже очень хотелось бы, чтобы вы беззаветно любили свою родину и обладали теми качествами, которые были присущи князю М.И. Кутузову.

 А сейчас, ребята, я вам раздам трафареты русских и французских солдат, вы должны обвести фигурки и раскрасить их. Мы сделаем с вами макет «Бородинское сражение».

 

                                                     


Литература.

  1. Белепкин Б.Г., Шишова А.В., «Гордиться славою предков» - Дошкольное воспитание – 2002г. - №2, 3.
  2. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию. / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.
  3. Лермонтов М.Ю. «Бородино» - М.: детская литература.

 Приложение.

«Бравые солдаты»


Бравые солдаты с песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх! Левой! Левой! С песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.

Хочется мальчишкам в армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Эх! Левой! Левой!В армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.

Храбрые мальчишки нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.

Будете границы зорко охранять
Будете на страже Родины стоять.
Эх! Левой! Левой! Зорко охранять
Будете на страже Родины стоять.

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»

Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Берёза – русская красавица»

Цель:Уточнить знания детей о строении дерева, его отличии от других деревьев. Дать характеристику берёзе, уточнить знания о ней.Задачи:Формировать у детей чувство сплочённости, дружбы, положительного ...