Конспект по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ежова Анастасия Николаевна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashi_pomoshchniki_-_ushi.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СК Начальная школа- детский сад № 144"

Конспект ООД

по ознакомлению с окружающим миром

для детей с нарушением зрения

в подготовительной к школе   группе

«Наши помощники. Уши»

 

                                                                                                                         

                                                                               

                                                                               Составила:                                       

                                                                               Ежова А.Н.,                                                                                                                    

                                                                            воспитатель, первая

                                                                          квалификационная

                                                           категория

г. Дзержинск

2019 г.

Этапы ОС

Содержание этапов

  1. Целеполагание

Форма образовательной ситуации

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область

Познавательное развитие

Вид детской деятельности

Познавательная

Тема

«Наши помощники. Уши»

Цель

 Расширение    представлений о строении и значении органа слуха.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Расширять представления детей о строении и функционировании уха, о его значимости.

Развивать познавательную активность детей, способность к наблюдению и самонаблюдению, умение анализировать полученные результаты.

Воспитывать привычку здорового образа жизни, способствовать привитию стойких культурно - гигиенических навыков; умение слушать друг друга и воспитателя.  Познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха.

  1. Предварительная работа

Дидактические игры « Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка» ;  подвижная игра «Стоп» ; чтение В.Суслов «Тишина»

  1. Дидактическое оборудование

Игрушка - чебурашка, письмо с загадкой;

схемы-правила, воронка, стакан с водой, мольберт магнитный, аудиозапись с различными звуками, спица, набор карточек для показа источника звука(для детей).

  1. Обогащение словарного запаса детей

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка.

5.  Методы и приемы

Игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа, наблюдение, самонаблюдение, исследовательская деятельность, использование схем - правил, игра «Узнай, чей голосок», физкультминутка, художественное слово. 

6. Способы организации детей

Подгрупповая, индивидуальная.

7. Мотивационно –

    ориентировочная        

    часть

 (Дети стоят около воспитателя)

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад

 пришло письмо и адресовано оно

 нашей группе. Давайте, посмотрим,

 что же в нем. Вот и само письмо:

 «Я спешу

 к вам в гости. Угадайте, кто я?

 «Я сказочный зверек.

 Не медведь и не хорек,

 Горжусь большими своими ушами,

 Дружусь со всеми малышами?».

- А как вы догадались?

 (Воспитатель вносит игрушку).

- А вот и наш гость. Проходи пожалуйста,  

 Чебурашка. Тебя дети узнали

 по ушам. Они у тебя такие красивые,

 большие. Как ты думаешь, зачем тебе уши?

 Чебурашка: (воспитатель говорит за героя):

  Не знаю, наверное, для красоты.

 Воспитатель: Не только, Чебурашка. Оставайся

  с нами, сегодня мы поговорим о том,

  для чего нам нужны уши и что такое

  слух.

8. Организация детской деятельности

Воспитатель: Ребята, проходите к столам. И ты,

Чебурашка, не отставай. Садись и внимательно слушай (сажаю игрушку).

- Ребята, давайте рассмотрим ухо друг

 у друга. Сначала девочки повернуться к

 мальчикам, теперь повернитесь мальчики к

 девочкам и рассмотрите их ушко.

- Что вы увидели?

- На какую форму оно похоже? (Оно

 похоже на квадрат или на другую форму?)

 (Обведите ушко пальчиком, посмотрите я

 обведу на рисунке)

- То, что вы увидели и можно потрогать

 называется ушная раковина.  Повторим

 вместе.

- Теперь обследуйте свое ухо пальчиком.

- Ухо гладкое?

- Куда, может попасть пальчик из ушной  

  раковины?

  Из ушной раковины ваш пальчик попал в  

  слуховой проход.

  - Далеко ли уходит пальчик в ушко?

  - Почему дырочка нас не пускает?

  - Там находится самая главная часть уха  

  тонкая - тонкая пленочка. Называется она -    

  барабанная перепонка.

  Повторим это слово.  

  Звук ударяется об эту перепонку, и мы его  

  слышим.

  Чтобы понять, как мы слышим, проделаем  

  опыт. Ребята, только при тишине мы  

  сможем услышать, как рождается звук.  

  Сядем тихо.

Демонстрация опыта

  У воспитателя в руках воронка.

  Воспитатель: Ребята, я возьму воронку.      

  Представьте себе, что воронка - это ухо. Широкая      

  часть воронки - это ушная раковина (обвожу

  рукой), узкая - это наружный слуховой

  проход. Вода - это звук, который проходит  

  в ухо. Кусочек бумаги - это барабанная

  перепонка. Теперь смотрите и слушайте.

  Звук через ушную раковину идет к

  барабанной перепонке и ударяется о нее.  

  Перепонка дрожит, и мы слышим звук (во  

  время объяснения лью воду через  

  воронку).

  Чебурашка: Ой, а я сейчас дотронусь до  

  этой волшебной пленочки - барабанной  

  перепонки. Пальчиком я не достану,  

  возьму вот эту спицу.

  Воспитатель: Ребята, что же тогда произойдет с

  перепонкой, ведь она очень тонкая?  

  (Делаю в бумаге большую дыру).

  - Ребята, проверим, услышим звук? (лью  

  воду через отверстие бесшумно).

  - Перепонка повреждена, человек остался  

  глухим на всю жизнь, перепонку починить  

 нельзя.

Зрительная гимнастика

 Раз - налево, два –

 направо, Три - наверх,

 четыре – вниз

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир!

 Воспитатель: Ребята, теперь поиграем в игру  

 «Угадай, чей голосок», она поможет нам понять -  

 хороший ли у нас слух.

 (Встаем в круг на коврике, один ребенок в  

 середину)

 Чебурашка: Я поближе сяду, чтобы  

 ничего не пропустить.

 Воспитатель: Как ты узнал, что Маша тебя  

 позвала?

 -Усложним игру, постарайтесь изменить  

 свой голос, (повторяем игру 1-2 раза).

 Чебурашка: Все ребята справились с  

 заданием, какие хорошие у них ушки. А

 что еще могут наши ушки кроме

 определения звуков?

 Воспитатель: Проверим, можем ли мы с    

 помощью ушей определять направление звука?

 Останемся в кругу, Даша вставай в круг.

 Тот, на кого я покажу, похлопает в ладоши,

 а Даша покажет рукой, откуда шел звук.

 Даша, закрывай глаза: (показываю на    

 Лизу или Илюшу, или Сашу М.).

 - Лиза, Саша М., Илюша: а ты скажешь

 откуда шел звук: сбоку, сзади или впереди

 от тебя. Закрывай глаза, а ты (показываю)    

 топай ножками.

 - Правильно сказал Илюша?

 - Ребята получилось у нас определить,

 откуда были посланы звуки?

 - А еще с помощью ушей можно  

  определить расстояние. Садитесь на

 краешек коврика. У меня в руках

 колокольчик, я позвоню в него, а вы

 скажите близко или далеко он звенел.

 Закрывайте глаза (подхожу то близко, то  

 далеко).

 - Чебурашка: Ой, как интересно, можно я  

  тоже позвоню в колокольчик?

 Воспитатель: Попробуй (Чебурашка звонит в

 колокольчик).

 Чебурашка: Какие у вас замечательные

  уши, умеют определять расстояние. А

 сможете ли вы по звуку определить, что я

 видел, когда шел к вам в гости?

 - Пойдемте за столики, берите с подноса

 карточки и разложите перед собой. Когда

 поймете, кто (что) издает звук, поднимите

 карточку. Готовы?

 (Включаю аудиозапись на диске).

 Чебурашка: вы все верно показали.

 Воспитатель: Ребята, а вы сами видели, кого    

 встретил Чебурашка?

 - Что же помогло вам узнать        ?

 - Значит, наши уши могут еще и видеть.

 - Ребята, а почему у нас два уха, а не одно?

 - Как вы думаете, надо беречь наши уши?

 -        Как же помочь нашим ушкам быть

 здоровыми?

 (выставляю на доску карточки и  

 проговариваю)

 -        нельзя ковырять в ушах различными

 предметами, чистить уши можно только с  

 помощью родителей;

 - нужно беречь уши от сильного ветра;

 - нужно беречь уши от громких звуков;

 - нельзя заталкивать в уши различные

 предметы, т. к. слуховой проход очень  

 узкий и достать оттуда мелкий предмет  

 будет нельзя;

 - нельзя сильно сморкаться;

9. Рефлексивно-оценочная часть

-        Чебурашка: спасибо вам, ребята! Я  

 столько всего узнал про уши.

 Воспитатель: Все сегодня постарались, были  

 внимательны, хорошо поработали.

 Молодцы!

 - А ты, Чебурашка, оставайся у нас в  

 группе погостить!

Список литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

2 Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с

 нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

3. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

Человек.  – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в  условиях сенсорного восприятия // Проблемы воспитания и социальной

адаптации детей с нарушением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.:

1995.

5.  Подколзина Е.Н Социально-бытовая ориентировка дошкольников с  нарушением зрения. Город Детства, 2007.

6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр, - М,:ВАКО, 2005.

7.Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград : Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы

1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"

                                      Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...

конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н

Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе

Познакомить детей со свойствами воды, зерна....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...