Паспорт программы "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | Рабочая программа кружка «Почемучка» |
Разработчик программы | Воспитатель Иванова Т. Е. МБДОУ «Детский сад «Солнышко» |
Цель программы | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. |
Задачи программы | Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Развитие у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов. Развитие у детей умственных способностей. Социально-личностное развитие каждого ребенка. |
Целевая группа | Дети подготовительной группы |
Этапы организации и проведения опытов | I этап-постановка проблемы II этап-поиск пути решения проблемы III этап- поведение наблюдения, опыта, эксперимента IV этап-обсуждение итогов и формулировка выводов |
Условия организации работы |
|
Диагностика усвоения рабочей программы | Проводиться раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
Организация контроля за выполнением программы | Контроль за выполнением данной программы осуществляется администрацией детского сада в соответствии с планом старшего воспитателя. |
Содержание программы
Занятия-эксперименты для детей подготовительной группы
Занятие №1. Какая бывает вода?
Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная без запаха, имеет вес;
познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать кроссворд.
Материалы: таз с водой, стаканы, сосуды разной формы, воронка, пипетки, соломинки для коктейля, песочные часы.
Занятие №2 Вода-растворитель. Очищение воды.
Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способами очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Материалы: сосуды, вода, стиральный порошок, песок, соль, мука, растительное масло, пищевые красители, бумажные фильтры, бумага, марля.
Занятие №3 Сила тяготения.
Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материалы: глобус; предметы, разные по весу: шишки, детали от конструктора, мячи.
Занятие №4 Упрямые предметы.
Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Материалы: машинки, небольшие пластмассовые и резиновые игрушки, открытки, монеты, простые карандаши.
Занятие №5 Волшебные стеклышки.
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения- микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.
Материалы: лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена, листья деревьев; фотографии телескопа, подзорной трубы.
Занятие №6 Почему предметы движутся?
Задачи: познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Материалы: небольшие машины, шары, книги, неваляшка, кусочки мыла, стекла, микроскоп, простые карандаши.
Занятие №7 Хитрости инерции.
Задачи: познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность использовать знания в повседневной жизни.
Материалы: небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.
Занятие №8 Что такое масса?
Задача: выявить свойство предметов- массу; познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами; научить способам их использования.
Материалы: два пакета с крупой и ватой; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.
Занятие №9 Воздух
Задача: расширить представления детей о свойстве воздуха; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с изобретением воздушного шара.
Материалы: веер, листы бумаги, воздушные шарики, ванилин, чеснок, миска, бутылка, насос.
Занятие №10 Солнце дарит нам тепло.
Задача: дать представление о том, что Солнце источник тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами.
Материалы: настольная лампа, набор предметов, бумага, ножницы, белые и черные кусочки ткани, камни, песок.
Занятие №11 Почему дует ветер?
Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра- движение воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Материалы: рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
Занятие №12 Почему не тонут корабли?
Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил : соответствие размера, формы предмета с весом.
Материалы: таз с водой; предметы; деревянные, металлические, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из под яиц, фольга, бусинки
Занятие №13 Путешествие Капельки
Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды в жизни человека.
Материалы: электрический чайник, холодное стекло, глобус, мнемотаблица.
Занятие №14 Чем можно измерять длину?
Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; познакомить с мерами длины в древности.
Материалы: сантиметровая лента, линейка, простые карандаши, отрез ткани
Занятие №15 Все обо всем.
Задачи: развить познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам с опорой на собственные предположения.
Материалы: стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, деревянные; песочные часы и тд.
Занятие №16 Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачность, твердость, форма; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда, кораблики, картинки с изображением айсберга.
Занятие №17 Откуда взялись острова?
Задача: познакомить детей с понятием «остров», причинами образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
Материалы: модель «Морское дно», глина, стеки.
Занятие №18 Как происходит извержение вулкана?
Задача: познакомить детей с природным явлением- вулканом, причиной его извержения.
Материалы: карта России, поддоны, картон, сода, уксус, листы бумаги, цветные карандаши.
Занятие №19 Как появились горы?
Задачи: познакомить детей с причиной образования гор, движением земной коры, вулканическим происхождением гор.
Материалы: лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», миски, стаканы, пищевой краситель.
Занятие №20 Испытание магнита.
Задачи: познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитами его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать как самостоятельно можно изготовить компас.
Материалы: магниты, скрепки, карандаш, ластик, ракушки, воздушный шарик и тд.
Занятие №21 О «дрожалке» и «пищалке»
Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звук-дрожание предметов.
Материалы: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
Занятие №22 Как сделать звук громче?
Задача: обобщить представления детей о физическом явлении- звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, которые можно усилить с помощью специальных предметов.
Материалы: расческа, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты, рабочие листы.
Занятие №23 Почему поет пластинка?
Задача: развить у детей умение сравнивать различные звуки, определить их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинку- флейту.
Материалы: пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля.
Занятие №24 Как образуются метеоритные кратеры?
Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.
Материалы: мука, поднос, ложки, линейка, кусок полиэтилена; совки; карточки с алгоритмом действий.
Занятие №25 Почему в космос летают на ракете?
Задача: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.
Материалы: листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.
Занятие №26 Секретные записки
Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность.
Материалы: лимон, вата, спички, чаша, листы бумаги, кисти, краски, лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки.
Занятие №27 Что такое молния?
Задачи: познакомить детей с понятием «электричество»; объяснить причину образования молнии.
Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, скрепка.
Занятие №28 Почему горит фонарик?
Задачи: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способов использования лимона в качестве батарейки.
Материалы: картинка с изображением электрического ската, карманный фонарик,6-лимонов,проволока.
Занятие №29 Электрический театр
Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность.
Материалы: оргстекло размером 25*40 см; папирусная бумага разных цветов; булавки, 2 толстые книги; варежка; ножницы, шаблоны фигурок, простые карандаши, полукартон, калька.
Занятие №30 Радуга в небе
Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме- алгоритму; развить внимание.
Материалы: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом, миски, зеркала.
Занятие №31 Забавные фокусы
Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
Материалы: 3 чайные ложки, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов; наполненная водой до краев банка.
Занятие №32 Круглый стол
Задача: подведение итогов за год; что нового узнали, какие знания приобрели.
Материалы: сундук знаний; фотоотчет.
План работы в детской мини-лаборатории с детьми
подготовительной группы
Месяц | Темы игр-экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | - | - | - | Какая бывает вода? |
Октябрь | Вода-растворитель. Очищение воды. | Сила тяготения. | Упрямые предметы. | Волшебные стеклышки. |
Ноябрь | Почему предметы движутся? | Хитрости инерции. | Что такое масса? | Воздух |
Декабрь | Солнце дарит нам тепло. | Почему дует ветер? | Почему не тонут корабли? | Путешествие Капельки |
Январь | - | Чем можно измерять длину? | Все обо всем. | Твердая вода. Почему не тонут айсберги? |
Февраль | Откуда взялись острова? | Как происходит извержение вулкана? | Как появились горы? | Испытание магнита. |
Март | О «дрожалке» и «пищалке» | Как сделать звук громче? | Почему поет пластинка? | Как образуются метеоритные кратеры? |
Апрель | Почему в космос летают на ракете? | Секретные записки | Что такое молния? | Почему горит фонарик? |
Май | Электрический театр | Радуга в небе | Забавные фокусы | Круглый стол |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Паспорт средней группы Наам Светланы Алексеевны. МКДОУ с. Круглоозерное детский сад « Родничок» Паспорт средней группы «Медвежата- веселые ребята»
паспорт группы...
Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.
Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Роль паспорт группы в образовательном процесс, представление паспорта второй младшей группы «Малинка»»
Выступление на педагогическом совете с темой: «Роль паспорт группы в образовательном процесс, представление паспорта второй младшей группы «Малинка»»...
