Паспорт программы "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_programmy_pochemuchka.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Название программы

Рабочая программа кружка «Почемучка»

Разработчик программы

Воспитатель Иванова Т. Е.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Цель программы

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы

Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Развитие у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развитие у детей умственных способностей.

Социально-личностное развитие каждого ребенка.

Целевая группа

Дети подготовительной группы

Этапы организации и проведения опытов

I этап-постановка проблемы

II этап-поиск пути решения проблемы

III этап- поведение наблюдения, опыта, эксперимента

IV этап-обсуждение итогов и формулировка  выводов

Условия организации работы

  1. Наличие водоснабжения в данном помещении.
  2. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской мини-лаборатории и их выполнение.

Диагностика усвоения рабочей программы

Проводиться раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Ожидаемые конечные результаты программы

  1. Развитие положительного отношения к трудовому обучению.
  2. Уменьшение количества недостатков психофизического развития.

Организация контроля за выполнением программы

Контроль за выполнением данной программы осуществляется администрацией детского сада в соответствии с планом старшего воспитателя.

Содержание программы

Занятия-эксперименты для детей подготовительной группы

Занятие №1. Какая бывает вода?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная без запаха, имеет вес;

познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать кроссворд.

Материалы: таз с водой, стаканы, сосуды разной формы, воронка, пипетки, соломинки для коктейля, песочные часы.

Занятие №2 Вода-растворитель. Очищение воды.

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способами очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Материалы: сосуды, вода,  стиральный порошок, песок, соль, мука, растительное масло, пищевые красители,  бумажные фильтры, бумага, марля.

Занятие №3 Сила тяготения.

Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материалы: глобус;  предметы, разные по весу: шишки, детали от конструктора, мячи.

Занятие №4 Упрямые предметы.

Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Материалы: машинки, небольшие пластмассовые и резиновые игрушки, открытки, монеты, простые карандаши.

Занятие №5 Волшебные стеклышки.

Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения- микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена, листья деревьев; фотографии телескопа, подзорной трубы.

Занятие №6 Почему предметы движутся?

Задачи: познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»;                      показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Материалы: небольшие машины, шары, книги, неваляшка, кусочки мыла, стекла, микроскоп, простые карандаши.

Занятие №7 Хитрости инерции.

Задачи: познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность использовать знания в повседневной жизни.

Материалы: небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.

Занятие №8 Что такое масса?

Задача: выявить свойство предметов- массу; познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами; научить способам их использования.

Материалы: два пакета с крупой и ватой; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.

Занятие №9 Воздух

Задача: расширить представления детей о свойстве воздуха; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с изобретением воздушного шара.

Материалы: веер, листы бумаги, воздушные шарики, ванилин, чеснок, миска, бутылка, насос.

Занятие №10 Солнце дарит нам тепло.

Задача: дать представление о том, что Солнце источник тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами.

Материалы: настольная лампа, набор предметов, бумага, ножницы, белые и черные кусочки ткани, камни, песок.

Занятие №11 Почему дует ветер?

Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра- движение воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Материалы: рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Занятие №12 Почему не тонут корабли?

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил : соответствие размера, формы предмета с  весом.

Материалы: таз с водой; предметы; деревянные, металлические, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из под яиц, фольга, бусинки

Занятие №13 Путешествие Капельки

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды в жизни человека.

Материалы: электрический чайник, холодное стекло, глобус, мнемотаблица.

Занятие №14 Чем можно измерять длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; познакомить с мерами длины в древности.

Материалы: сантиметровая лента, линейка, простые карандаши, отрез ткани

Занятие №15 Все обо всем.

Задачи: развить познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам с опорой на собственные предположения.

Материалы: стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, деревянные; песочные часы и тд.

Занятие №16 Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачность, твердость, форма; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда, кораблики, картинки с изображением айсберга.

Занятие №17 Откуда взялись острова?

Задача: познакомить детей с понятием «остров», причинами образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Материалы: модель «Морское дно», глина, стеки.

Занятие №18 Как происходит извержение вулкана?

Задача: познакомить детей с природным явлением- вулканом, причиной его извержения.

Материалы: карта России, поддоны, картон, сода, уксус, листы бумаги, цветные карандаши.

Занятие №19 Как появились горы?

Задачи: познакомить детей с причиной образования гор, движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Материалы: лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», миски, стаканы, пищевой краситель.

Занятие №20 Испытание магнита.

Задачи: познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитами его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать как самостоятельно можно изготовить компас.

Материалы: магниты, скрепки, карандаш, ластик, ракушки, воздушный шарик и тд.

Занятие №21 О «дрожалке» и «пищалке»

Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звук-дрожание предметов.

Материалы: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

Занятие №22 Как сделать звук громче?

Задача: обобщить представления детей о физическом явлении- звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, которые можно усилить с помощью специальных предметов.

Материалы: расческа, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты, рабочие листы.

Занятие №23 Почему поет пластинка?

Задача: развить у детей умение сравнивать различные звуки, определить их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинку- флейту.

Материалы: пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля.

Занятие №24 Как образуются метеоритные кратеры?

Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

Материалы: мука, поднос, ложки, линейка, кусок полиэтилена; совки; карточки с алгоритмом действий.

Занятие №25 Почему в космос летают на ракете?

Задача: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Материалы: листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

Занятие №26 Секретные записки

Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность.

Материалы: лимон, вата, спички, чаша, листы бумаги, кисти, краски, лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки.

Занятие №27 Что такое молния?

Задачи: познакомить детей с понятием «электричество»; объяснить причину образования молнии.

Материалы: воздушные шары,  шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, скрепка.

Занятие №28 Почему горит фонарик?

Задачи: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способов использования лимона в качестве батарейки.

Материалы: картинка с изображением электрического ската, карманный фонарик,6-лимонов,проволока.

Занятие №29 Электрический театр

Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность.

Материалы: оргстекло размером 25*40 см; папирусная бумага разных цветов; булавки, 2 толстые книги; варежка; ножницы, шаблоны фигурок, простые карандаши,  полукартон, калька.

Занятие №30 Радуга в небе

Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться     в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме- алгоритму; развить внимание.

Материалы: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом, миски, зеркала.

Занятие №31 Забавные фокусы

Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

Материалы: 3 чайные ложки, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов; наполненная водой до краев банка.

Занятие №32 Круглый стол

Задача: подведение итогов за год; что нового узнали, какие знания приобрели.

Материалы: сундук знаний; фотоотчет.

План работы в детской мини-лаборатории с детьми

подготовительной группы

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвертая

неделя

Сентябрь

-

-

-

 Какая бывает вода?

Октябрь

Вода-растворитель. Очищение воды.

Сила тяготения.

Упрямые предметы.

Волшебные стеклышки.

Ноябрь

Почему предметы движутся?

Хитрости инерции.

Что такое масса?

Воздух

Декабрь

Солнце дарит нам тепло.

Почему дует ветер?

Почему не тонут корабли?

Путешествие Капельки

Январь

-

Чем можно измерять длину?

Все обо всем.

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Февраль

Откуда взялись острова?

Как происходит извержение вулкана?

Как появились горы?

Испытание магнита.

Март

О «дрожалке» и «пищалке»

Как сделать звук громче?

Почему поет пластинка?

Как образуются метеоритные кратеры?

Апрель

Почему в космос летают на ракете?

Секретные записки

Что такое молния?

Почему горит фонарик?

Май

Электрический театр

 Радуга в небе

Забавные фокусы

Круглый стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...