НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Еремеева Виктория Александровна
  • расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.

Цель: 

  • расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора
  • развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, проектор. Запись «Шум ветра», «шум леса». Дидактическая игра «собери цветок»

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель:  

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Основная часть.

- ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить?  (ответы детей)

- правильно, мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как можно без таблеток болезнь победить. Богат русский лес деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, травами и цветами. А вы знаете, что многие из этих растений обладают волшебными свойствами? Как вы думаете, какими волшебными свойствами обладают растения?

Дети: могут лечить от разных болезней.

Воспитатель: как такие растения называются?

Дети: лекарственные.

Воспитатель: правильно, такие растения называются лекарственными. Люди еще издавна заметили, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать растения и их свойства, стал выбирать лекарственные растения.  Знания о растениях люди передавали из поколения  в поколения друг другу. Лечение травами известно с самых древних времен, травы – это самые первые лекарства на земле. Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие в мир лекарственных растений. А на чем же мы отправимся? (предложения детей – машина, автобус, самолет)…Давайте сегодня полетим на самолетах.

                                          П/И «Самолеты»

Воспитатель: Вот мы и очутились на поляне около леса.

Слайд 1: Фонограмма – «шум леса», на экране появляется Травничек.

Травничек: Здравствуйте ребята! Зачем пожаловали ко мне в лес?

Дети: Мы хотим узнать  о лекарственных растениях, для этого мы отправились в путешествие.

Травничек:  Хорошо ребята, я в этом помогу.

Лес, как сказочное царство,

Здесь кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить!

Слайд 2:

Травничек:  Ребята, отгадайте загадку про целебное растение

Эту зелень ты не тронь,

Жжется больно, как огонь.

Дети : крапива.

Травничек:  правильно, это краписа. Крапива – первое витаминное растение, появляющееся весной. Ее листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы варят щи и делают салаты. А еще, настоем крапивы можно остановить кровотечение. Крапива является также очень ценным кормом для животных. Коровы, получающие крапиву, дают больше молока и лучшего качества. Куры, гуси и утки несут больше яиц. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые таким шампунем, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Слайд 3:

Травничек:      Смотрит солнышко – росток.
                         Не травинка, не листок:
                         Появился самый первый.
                         Желтый маленький цветок

Дети : мать-и-мачеха.

Травничек: да, это растение мать – и – мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, ¸ а с другой холодный – мачеха).  Оно помогает при кашле, заваривают его и пьют как чай. Отгадайте следующую загадку.

Слайд 4:

Травничек:           Стоят в поле сестрички:
                                         Жёлтый глазок,
                                         Белые реснички.

Дети: ромашка.

Травничек: правильно, ребята, это ромашки. Все вы очень хорошо знаете этот цветок. Ромашку не зря называют «целительницей». Чай из лекарственной ромашки с медом дает крепкий и спокойный сон. Отвар пьют при простуде и заболеваниях желудка, им полощут горло при ангине.

Звук ветра.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что произошло, все лепестки с ромашек облетели. Что делать, как им помочь?

Дети: собрать лепестки…

Дидактическая игра «Собери цветок(ромашку)

(дети собирают лепестки и составляют цветки ромашек)

Воспитатель: молодцы, посмотрите какое красивое ромашковое поле стало.

Слайд 5:

Травничек:     Спасибо ребята за помощь, но вот вам следующая загадка:      

                              Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Дети : подорожник.

Травничек: ребята, а как вы думаете, почему подорожник так назвали.

Дети:…растет у дороги.

Травничек: правильно ребята, подорожник получил такое название, потому что растет вдоль тропинок и дорог. Для лечебный целей собирают только листья подорожника. Листок прикладывают к небольшим ранам, он останавливает кровь и убивает микробов. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь остановиться, и ранка заживет.

Слайд 5:

Травничек:              В детстве-с жёлтой головой,
                                  В юности-совсем седой,
                                  А вот старым-не бывает,
                                  Пухом белым-улетает!

Дети: одуванчик.

Травничек: одуванчик – это многолетний сорняк в садах и на огородах. В старину его считали средством, хорошо влияющем на пищеварение, укрепляющее аппетит, очищающим легкие. Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов.

 Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!      (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый             (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.                                    (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом                         (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: с чем можно сравнить одуванчик?

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Воспитатель: в лесах и на лугах России растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, зверобой и еще много других растений. Все это- наша зеленая аптека, которая помогает человеку при многих болезнях.

Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?  (ответы детей)

Воспитатель: ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Послушайте правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему? (ответы детей)

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

- Ребята, нам пора отправляться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с Травничком.

Дети прощаются с Травничком.

Воспитатель: занять свои места в самолетах, заводим мотор…

Подвижная игра «Самолеты»

Заключительная часть

Воспитатель:

- О каких растениях вы сегодня узнали?

- Как к ним нужно относиться?

- Какие лекарственные растения растут на участке нашего детского сада?

 - Почему нужно беречь и охранять природу?

- Что вам сегодня больше всего понравилось во время нашего путешествия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лекарственные растения родного края"

Занятие "Лекарственные растения родного края" разработан для детей старшего возраста....

Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам....

ПРОЕКТ «Лекарственные растения родного края»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в...

Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: "Лекарственные растения родного края"

проект  "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ"Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для озн...

Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: «Лекарственные растения родного края»

1. Актуальность          В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников пр...