«Затерянная мини-лаборатория мышонка Умки».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цель:

 развивать познавательную активность детей младшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);

Обучающие задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);
  • расширять представление детей о некоторых факторах среды (температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).

Развивающие задачи:

  • развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
  • развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksperementirovanie.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детского сада №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Квест-игра «Затерянная мини-лаборатория мышонка Умки».

Поисково-познавательная игра в форме экспериментальных действий.

Технологии:

Познавательной деятельности

Информационно - коммуникативные

Развивающего обучения

Составила и провела:

Наумовец Мария Юрьевна

Санкт-Петербург

2020год


Цель:

 развивать познавательную активность детей младшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);

Обучающие задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);
  • расширять представление детей о некоторых факторах среды (температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).

Развивающие задачи:

  • развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
  • развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Словарная работа:

Лаборатория, прозрачный, невидимый, эксперименты, сухой, сыпучий, влажный, мокрый, теплый, холодный.

Виды деятельности:

Познавательная

Коммуникативная

Игровая

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Безопасность».

Технологии:

  • коммуникативные,
  • игровые,
  • развивающего обучения.

Материал и оборудование:

Ноутбук, столы,  листы бумаги, тазы с водой, пластиковая бутылочка,трубочки, вертушки, воздушные шарики, пакеты, пакеты с теплым и холодным песком, тарелочки- 10 шт, вода, лупы -10 шт, формочки -10 шт, совки-10 шт, стаканчики пластмассовые- 30шт,  ложки пластмассовые- 10шт,  молоко,  вода,  сахар, песок, шапочки, халаты.

Предварительная работа:

 Игры с песком, водой, наблюдение за ветром,  проведение техники безопасности. Подвижная игра «Песчинки», Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».

Ожидаемый результат:

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Организационный этап:

- в квест-игре участвуют 10 человек (младший возраст);

- у каждого ребенка халат и шапочка;

-эмблема-медаль с изображением мышонка (вручается по окончанию квест-игры);

- столы с заданиями для детей, для прохождения квест-игры.

Ход НОД

  1. Вводная часть                                

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поучаствуем в квест-игре. К нам в гости пришел мышонок Умка. Его послал профессор Колбочкин. Пока мышонок к нам добирался, чтобы научить нас экспериментальной деятельности – он растерял нужные инструменты и приборы. Нам нужно пройти все задания и выполнить поручение мышонка Умки, ему нужна наша помощь в поиске его мини-лаборатории. Для этого нужно быть внимательным и собранным,  помогать друг другу! Вы готовы отправиться в путешествие? (ДА) Тогда в путь!

- Посмотрите на эту карточку и скажите, где можно увидеть эти предметы и что это за предметы? (ответы детей). И мы отправляемся с вами в штаб связи, где нас будет ждать Профессор Колбочкин.

Дети подходят к ширме (штаб связи) и через скайп по компьютеру связываются с профессором.

Воспитатель: Ребята, поступил срочный звонок из «КИДС_ПЛЭНЭТ» из лаборатории профессора Колбочкина! Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!

Видеообращение: (На интерактивной доске – включаем скайп… профессор. Загадывает 3 загадки.)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

(Воздух)

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
И в куличики играть.
(Песок)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Прежде чем отправится в лабораторию необходимо одеть спецодежду и головные уборы (халаты и шапочки). У меня поле трех цветное – белое, желтое, синее, и кубик. На какой цвет поля кубик выпадет к такому столу (лаборатория) мы и отправимся.

 (Дальше дети выполняют все задания в лабораториях, собирая приборы в мини-лабораторию  для мышонка.)

  1. Основная часть

Лаборатория «ВОЗДУХА»  - белый стол

- Ребята, вы находитесь в  лаборатории «ВОЗДУХ». Здесь проводят опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. "Поиск воздуха"

- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- Предложить детям доказать с помощью предметов на их выбор, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы (трубочки для коктейля, вертушки «Ветерок», воздушные шарики, пакеты, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик, дует на вертушку и т. д.).

- Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Эксперимент 2. «Воздух работает»

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).

Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ.

Мышонок Умка: Молодцы, Ребята! Вы выполнили все мои задания, и  нашли мои потерянное оборудование. Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• Столы;

• Листы бумаги;

• Тазы с водой;

• Пластиковая бутылочка;

• Трубочки, вертушки, воздушные шарики, пакеты;

Воспитатель: Ребята, молодцы вы справились с данными заданиями. Что нам для этого пригодилось? Давайте, положим в чемодан мышонку.

Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»- желтый стол

Эксперимент 1. «Теплый — холодный»

Задача: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Воспитатель показывает детям  песок.

 - Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.)  - Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами.  Но сначала давайте договоримся, что во время игры:

 

 - песок в рот не берём;

 - не трём глаза грязными руками;

 - песком не обсыпаемся.

 Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками.

 - Какого цвета песок? (Коричневого).

 Воспитатель с мышонком: мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей).

Описание: Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

 - Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он (ответы детей: сухой, прохладный). Правильно, песок сухой.

 - Скажем вместе: сухой.

 - Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей) .

 - Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).

 - Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем. Как сыплется песок: струйкой, повторите вместе (повторяют).

Эксперимент 2. «Сухой песок сыпучий».

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Описание. Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка слепить кулич? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ (сухой песок сыпучий).

 Мышонок предлагает отдохнуть и  поиграть в игру, а потом продолжим.

 Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?

Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».

Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.

Эксперимент 3  «Сухой песок сыпучий».

 Воспитатель предлагает детям построить куличики из песка.

 - У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки.

 - Получились куличики (Ответы детей)

 - Почему не получились? (Песок сухой)

 - Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей)

 - Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей)

 - Давайте проверим.

 Воспитатель с помощью 1-2 детей поливает песок из лейки.

 - Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый)

 Давайте повторим все вместе: Если в песок налить воду, он станет мокрым.

 -Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой (Показать детям)

   - Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на тарелочку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Что получилось (Куличик)

    Мышонок: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и нашли мои недостающие приборы! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • пакеты с теплым и холодным песком
  • тарелочки- 10 шт
  • вода
  • лупы -10 шт
  • формочки -10 шт
  • совки-10 шт.

Лаборатория «ВОДЫ»- голубой стол

Эксперимент 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха».

Задачи: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). 

Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

 Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

 

Эксперимент 2 «Вода прозрачная».

Задачи: выявить свойства воды (прозрачная).

 Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

 В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

 Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Эксперимент 3 «Вода- растворитель».

 

Задачи: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель  с мышонком.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• стаканчики пластмассовые- 30шт

• ложки пластмассовые- 10шт

• вода

• сахар

• песок

  1. Заключительная часть:

Мышонок: Ребята, ура! Вы  справились со всеми заданиями и собрали  потерянные приборы. Теперь я могу возвращаться к профессору и продолжать исследовать и экспериментировать. А вы ждите меня снова в гости.

Воспитатель: - Ребята сегодня вы были юными исследователями и познакомились с некоторыми свойствами воды, песка и воздуха. А еще, благодаря тому, что вы  объединили ваши силы, действовали сообща, вы помогли мышонку собрать его мини-лабораторию!

   

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с чем мы сегодня играли? Что мы узнали о воздухе, воде, песке? (Дети отвечают).

Воспитатель: Молодцы,   а сейчас   вы можете  снять шапочки и халаты,  и  я с мышонком хочу вручить вам медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-лаборатория в детском саду

перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Квест-игра «Затерянная мини-лаборатория мышонка Умки».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка,...