Создание предметно-развивающей среды в мини- лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл.группе
статья (младшая группа) по теме
За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования, эмоциогенности , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл. группе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории
для решения задач сенсорного развития во 2 младшей группе.
Актуальность проекта. За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования, эмоциогенности , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл. группе».
Цель проекта.
-Изучение, анализ и использование литературы, инновационных технологий , комплексных ,вариативных и парциальных программ по данной теме.
-Видоизменение и совершенствование мини-лаборатории.
-Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-Совершенствование психических процессов у детей:
1.Формирование эмоциональной заинтересованности;
2.Знакомство с предметами и действиями с ними;
3.Развитие мышления и воображения;
4.Речевое развитие.
Длительность проекта- учебный год.
Участники проекта : воспитатель, родители и дети 2мл. группы.
Задачи проекта. Пробуждать интерес детей к поисковой деятельности, экспериментированию c приемами сенсорного обследования предметов;
Накопление сенсорного опыта (на основе операций с предметами).
Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Предполагаемый результат: Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития.
Этапы реализации проекта. 1.Организационный этап . В начале я провела анкетирование с родителями с целью выяснить , что они знают об экспериментировании в д/саду в младшей группе в частности:
Что вы знаете о поисковой деятельности, экспериментировании в дошкольных учреждениях.
Зачем нужны эксперименты с различными материалами в д/саду?
С чем можно экспериментировать ребенку в 3-4 года?
Как вы думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?
Как вы думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?
Проводите ли вы с ребенком эксперименты дома? (какие?)
Что нужно сделать, чтобы заинтересовать ребенка к поисково- исследовательской деятельности?
Критерии оценок: - Точность представлений;
- Обоснованность, полнота ответа. Анкетирование показало , что родители почти ничего не знают об экспериментировании , но заинтересовались этой темой .Поэтому я подготовила план по реализации проектной деятельности на месяц . Изучила литературу по экспериментированию и опытами для детей 3-4 лет , познакомилась с новыми разработками проблемных заданий . Продуктивный этап . Сначала я стала привлекать родителей к составлению и обсуждению поэтапного плана работы над проектом .На родительском собрании поближе познакомила родителей с экспериментами , которые пройдут в этом месяце , целями и задачами по сенсорному развитию. Родители с интересом откликнулись на предложение пополнить предметно-развивающую среду и подобрать необходимое оборудование , пособия и материалы. Были закуплены весы , лупы , мерные стаканчики , трубочки, фонарики , разные емкости , пищевые красители .Были сделаны полочки для размещения материала .Критерии по которым мини-уголок формировался были –открытость и доступность для детей ; содержание - соответствие по возрасту(по требованиям «Программы воспитания и обучения»,по которой работает наш д /сад. Дети тоже принимали активное участие в создании мини-лаборатории . Они собирали природный материал - всевозможные веточки , палочки, шишки и желуди , камушки , тряпочки , листочки от деревьев и т.п. Вместе с детьми мы стали создавать модели и схемы предметов , явлений и свойств. Так как мы широко используем ковралин , то и модели тоже были изготовлены на липучках. Внесла изменения в планирование совместной деятельности с детьми ,стала составлять картотеку игр , игр – экспериментов для детей на этот год .
Материал , который мы расположили в мини-уголке экспериментирования рассчитан не только на детей среднего уровня развития ,но и позволяет провести более сложные эксперименты с детьми более высокого уровня.
Игры на Формирование сенсорных эталонов . ( Л-3)* Цель . Учить детей осязательному способу обследования , узнавания и называния плоскостных геометрических фигур (круг , квадрат, треугольник) и объемных тел(шар , куб),природных и рукотворных материалов(листочки , камушки , желуди , крупы ,ткани , бумаги и т.п.).
«Найди такую же», «Найди то , что назову», «Узнай на ощупь», «Достань и разложи», «Чей домик», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Узнай и назови».
Неживая природа. (Л-5)* Вода. Узнаем, какая вода?
Цель. Выявить свойства воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Материалы. Три емкости (пустая, с чистой водой, с фиточаем , с добавлением ванилина); стаканчики для детей.
Воздух . 1.Что в пакете? Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материалы. Полиэтиленовые пакеты.
2. Игры с соломинкой. Цель. Познакомить с тем , что внутри человека есть воздух ,и обнаружить его.
Материал. Трубочки для коктейля.
3.Надувание мыльных пузырей. Цель . Научить пускать мыльные пузыри ; познакомить с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал. Поднос, Воронка (желательно прозрачная) Соломинка , палочки с колечками на конце , мыльный раствор в емкости.
4.Ветер по небу гуляет. Цель. Обнаружить воздух.
Материал. Таз с водой, осенние листочки.
* (Л-5)- Цвет. Волшебная кисточка. Цель. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух ( красного и желтого – оранжевый , синего и красного – фиолетовый , синего и желтого –зеленый ).
Материалы. Краски – красная , желтая , синяя ; палитра , кисточка ; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен ; листы с 3 нарисованными контурами воздушных шаров ;образец для закрашивания ,в котором 3 тройки воздушных шаров ,где по два шара закрашены - красный –желтый ; красный - синий ; синий и желтый ,а один нет.
Вес. Притяжение.
Легкий - тяжелый. Цель. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые ).
Материалы. Игрушки Мишка и кукла Маша, разнообразные предметы и игрушки ; непрозрачные емкости с песком и листьями , камешками, водой и травой , подбор символа («тяжелый» , «легкий»).
Звук.
1. Что звучит? Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Материалы. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
2.Музыка или шум? Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материалы. Колокольчик, трубочка, деревянные ложки, кубики, металлофон, коробочки со звуками.
Теплота.
Горячо- холодно. Цель. Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Материалы. Емкости с водой разной температуры, таз, для мытья игрушек.
Человек.
Наши помощники. Цель. Познакомить с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах , язык – определять вкус , пальцы – определять форму , структуру поверхности ) , с охраной органов чувств.
Материалы. Чудесная коробочка с дырочками, в которой лежит лимон ; коробочка с бубном ,чудесный мешочек с яблоком ; мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой.
Человек. Рукотворный мир. Свойства материалов.
1. Бумага, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность и свойства ( мнется, рвется , режется , горит ) .
Материал. Писчая бумага, ножницы, спички, спиртовка, емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.
2.Древесина, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи , изготовленные из древесины ; вычленять её качества (твердость , структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина ) и свойства ( режется , горит , не бьется , не тонет в воде).
Материалы. Деревянные предметы , емкости с водой , небольшие дощечки и бруски , спиртовка , спички , сапожный нож , алгоритм описания свойств материала.
3.Ткань, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества( толщина , структура поверхности , степень прочности , мягкость) и свойства ( мнется , режется , рвется , намокает , горит )
Материалы .Образцы х /б ткани 2-3 цветов , ножницы , спиртовка , спички , емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.
4.Глина , её качества и свойства. Цель . Научить узнавать вещи из глины , определять качества ( мягкость , пластичность , степень прочности ) свойства ( мнется , бьется , размокает ).
Материалы . Глиняные предметы , кусочки глины , вода , подставки для работы , емкости ,алгоритм описания свойств материала.
Итоговый этап. Проводя работу над проектом мы с детьми проводили небольшие игры с элементами экспериментирования и в совместной деятельности в течении всего дня пребывания в детском саду (на прогулке, в индивидуальной работе ,включали и в непосредственно –образовательной деятельности).Ребята с удовольствием принимали участие в играх . В результате у детей появился интерес к экспериментированию , сбору ,накоплению материала . Дети стали внимательны к окружающим предметам , у них началось формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, обследованию их с помощью органов чувств , закреплялось умение находить и называть предметы по определенным признакам , качествам (цвету , форме и т.п.). Подводя итоги этого проекта , я могу сказать, что создание оптимальных условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования позволил заинтересовать детей к учебной деятельности , и в дальнейшем я планирую продолжать начатую работу . Потому что поисково-экспериментальная деятельность позволяет всесторонне развивать современного дошкольника , объединять родителей и ребенка при решении образовательных задач , укрепляются связи ДОУ с семьей.
Список литературы.
1."Материалы и оборудование для детского сада" под редакцией Т.Н. Дороновой , Н.А. Коротковой (ЗАО "Элти-кудиц" г. Москва, 2003) допущено Министерством образования Российской Федерации.
2. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996
3. « Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» .Из опыта работы . Составитель Н.В . Нищева (СПб Детство-пресс 2011) .
4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников.» Из-
дательство АРКТИ ,Москва 2010.
5. «Неизведанное рядом.» О. В. Дыбина , Н .П . Рахманова, В . В Щетинина.(Творческий центр СФЕРА . Москва 2010.
6. «Ребенок в мире поиска» ( Под ред. Дыбиной О.В. Творческий Центр СФЕРА . Москва 2005.)
7. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. » (Издательство АРКТИ. Москва 2011.)
8. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-249000-1367838601.jpg)
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560778-1420748223.jpg)
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-418744-1509090541.jpg)
Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"
Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190198-1574158661.jpg)
"Создание предметно-развивающей среды в ДОО через организацию мини-музея Победы Великой Отечественной Войны"
Создание мини-музея Победы в Великой Отечественной войне - важная составляющая организации предметно-развивающей среды в ДОО, это использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деят...
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893631-1486965472.jpg)
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Сенсорное воспитание.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Инт...
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...