Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Дошкольный возраст - это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок - это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, что он увидел, поэкспериментировать. Дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, которые помогают им ориентироваться в окружающем, особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся им непривычными Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsiyu_sobiraem.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллекцию собираем, любознательность развиваем»

Коллекционирование в детском саду является одним из интересных и развивающих видов детской деятельности. Это не просто сбор предметов по определенной тематике, а систематическая работа, включающая:

- рассматривание и анализ предметов;

-использование материалов коллекций на занятиях по развитию элементарных математических представлений (как счетный материал), развитию речи, изобразительной деятельности;

- чтение познавательной литературы;

- проведение дидактических и сюжетных игр.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО.

Но основные задачи решаются в образовательной области

 «Познавательное развитие»:
- формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
- активизация познавательных процессов - восприятия, мышления, воображения, памяти;
- обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие поисковой и исследовательской деятельности;
- развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Для активного вовлечения детей, в создание коллекций, взрослым самим необходимо увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.

Можно выделить следующие группы коллекций:

  1. Коллективные - участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
  2.  Индивидуальные - ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
  3.  Домашние - это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
  4.  Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время.
  5.  Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д

         Работу по коллекционированию следует планировать поэтапно:

  1. этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.
  2.  этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.
  3.  этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

Главная наша задача - помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном.

Коллекционирование может оказать большое влияние на развитие детей, разнообразить их досуг. Увлеченность ребенка положительно сказывается на его характере. Обладатели даже скромных коллекций поражают своими энциклопедическими знаниями. Коллекционирование не только расширяет кругозор, но и формирует культурный и интеллектуальный круг интересов ребенка.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.Наша работа посвящена изучен...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Проект "Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста"

У детей 5 года жизни наблюдается большой интерес в получении знаний и представлений об окружающем мире. Но у ребёнка нет соответствующих навыков и умений самостоятельно добывать эти знания, поэтому оч...

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у воспитанников подготовительной группы

Данный проект называется «Детские забавы» и разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объе...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...