Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у воспитанников подготовительной группы
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

ДУПЛЯКОВА ОКСАНА ИВАНОВНА

Данный проект называется «Детские забавы» и разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские забавы

(Творческий проект мини - музея)

Составитель:

Дуплякова О.И., воспитатель

г. Юрга 2017

Введение

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…  Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

       Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение.

      Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Так же у детей развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

  

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Наименование проекта

Детские забавы

2.

Образовательное учреждение, реализующее проект

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Начальная школа – детский  сад №33 г.Юрги»

3

Вид проекта

Краткосрочный, творческий и познавательно – исследовательский.

4.

Срок реализации:

С 13.02.2017г. по 31.03.2017г.

5.

Участники проекта

Воспитатели:

Дуплякова Оксана Ивановна, воспитатель

МКОУ «НШДС №33 г. Юрги»

Воспитанники дошкольного возраста (дети старшей группы)

Родители (законные представители) воспитанников старшей группы

6.

Актуальность

У детей 5 года жизни возрастает потребность в получении большего количества знаний и представлений об окружающем мире. Но ребёнок владеет недостаточными навыками и умениями самостоятельно добывать эти знания, поэтому в данном вопросе очень важна роль окружающих взрослых, которые помогут рассмотреть и прочитать детскую энциклопедию, прокомментировать познавательную телепередачу, ответить на детские вопросы.

Одним из наиболее интересных способов поддержания познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, является коллекционирование. 

Коллекционирование помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции. Учит ценить и приумножать традиции своей семьи, воспитывает патриота, развивает умение ценить красоту.

Родителям  и педагогам стоит лишь подметить увлечение ребёнка, предложить начать собирать коллекцию, отвести самое лучшее место на полке, рассказать о своих детских коллекциях, показывать всем детям группы, пусть ещё небольшую, но бережно хранимую коллекцию. Так, незаметно для ребёнка эта затея станет очень увлекательной и, может быть, на долгие годы. Главное, делать это увлечённо и эмоционально. А если ребенок увидит и другие коллекции, то проявит ещё больший познавательный интерес к окружающему миру.

Музей коллекций в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.

7.

Цель

Развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

8.

Задачи

1.Создать условия для развития детского коллекционирования;

 2. Развивать любознательность и познавательную активность детей;

 3. Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

 4. Формировать детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

5. Расширять кругозор воспитанников.
6. Обогащать и активизировать словарь детей
7.  Активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества.

8. Воспитывать  бережное отношение к хранению коллекций.

9.

Методы

и приемы используемые

в соответствии с образовательными областями

- консультации для родителей;

- интервью детей: «Моя коллекция»;

- индивидуальная выставка коллекций детей;

- беседы с детьми;

- чтение художественной познавательной литературы;

- индивидуальная работа по рассматриванию предметов коллекции; 

- придумывание и инсценировка сказок;

- выставка музея коллекций;

- экскурсии в мини - музей воспитанников из других групп и родителей; 

С родителями

- привлечь к сбору коллекции;

-  встречи с родителями, имеющими коллекции.

10.

Краткое изложение сути проекта

       Проект «Детские забавы» предполагает организацию совместной деятельности педагога, детей и родителей способствующей развитию познавательной активности детей, свободной творческой личности дошкольника, гармоничному развитию речевых, умственных, познавательных, творческих возможностей.

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. 

11.

Новизна и ценность

проекта

        Новизна проекта «Детские забавы» заключается в использовании  принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта.                  

        Содержание проектной деятельности учитывает расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности через создание коллекций. 

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

12.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (13 - 28 февраля) –анкетирование  с родителями, по выявлению пед компетенции в области детского коллекционирования,  планирование, сбор материала, создание развивающей среды, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности.

2. Основной (1 – 20марта) – проведение мероприятий с детьми и работа с  родителями по плану.

3. Обобщающий: (20 – 31марта) – анализ полученных результатов.

13.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Коллекционирование:

- развивает интеллект, восприятие;

- повышает речевую активность;

- расширяет познавательный кругозор детей;

- воспитывает культуру познания;

- развивает познавательные умения;

- формирует у детей представления о значимости коллекций;

- повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.

14.

Ресурсное обеспечение проекта

  • Информационная – методическая литература.
  • Детская художественная познавательная  литература.
  • Иллюстративный материал.
  • Дидактические и настольно – печатные игры.
  • Использование возможностей Интернета в поиске информации. 
  • Ноутбук, флэшка с видео презентацией «Наши забавы».
  •  Принадлежности для продуктивной деятельности детей.
  •  Создание мини – музея совместно с детьми и родителями.

15.

Интеграция образовательных областей 

Речевое развитие

НОД Эти удивительные камни.

Цели:  познакомить со значением слова «коллекционер», расширять словарный запас детей, слушать внимательно содержание, делать выводы, выделять сходство и различие признаков в предметах. отвечать на вопросы полным ответом. Приложение №1

 Рассказ ребенка «Моя любимая коллекция».

Цель: развивать умение составлять рассказ о собранной коллекции.

 Рассматривание иллюстраций , книг, фотоальбомов. Цели: формировать умение узнавать новое , рассматривая иллюстрации видеть красоту изображенную художником. Прививать любовь к книге, книжным иллюстрациям.

Загадки про экспонаты из коллекций.

Цель: закреплять умение разгадывать загадки.

Приложение №2

  Беседы с детьми на тему:

  •  «Для чего нужны музеи»
  • «Виды коллекционирования».

 Цели:  Познакомить детей с видами коллекционирования, активизировать речь детей, вызвать положительные эмоции. Приложение №3

Познавательное развитие

   Заочные экскурсии в музей через просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций 

  •  «Музеи мира»

Цели: познакомить детей с музеями которые существуют в мире. Вспомнить нашу  экскурсию в краеведческий музей в г. Юрга.

  • «Известные коллекционеры».

Цели: пополнить знания о коллекционерах и их коллекциях.

    Конструирование . Приложение №4

  • Город дружбы. 
  • Грузовая  машина.

Цели: обыгрывание построек с экспозициями из коллекций.  Развивать фантазию, испытывать радость от совместной деятельности.

   

Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Назови соседей»; «Расскажи, а я покажу»; «Откуда герой»; «Принеси, что опишу».

Цели: развивать быстроту реакции,  память, внимание, умение быстро выполнять задание, не ошибаясь, развивать зрительную память.

Социально – Коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: Приложение № 5

  • «Торговый дом».

Цели: продолжать учить самостоятельно, организовывать игру, распределять роли, развивать сюжет, продолжать через игру знакомить с символами и традициями новогоднего праздника.

  • «Путешествие в игрушечное царство».

Цели: познакомить младших дошкольников со своими коллекциями. Развивать умение рассказывать об экспонатах из коллекции.

   

Упражнения на развитие мелкой моторики:

« Угадай» - игры на ощупь.

Художественно –эстетическое развитие

    Продуктивная деятельность экспонатов из своей коллекции. «Нарисуй свою любимую игрушку из коллекции»

Цели:  закрепление полученных впечатлений дошкольниками впечатлений в мини - музеи, через отражение художественно – творческой деятельности. 

Раскрашивание раскрасок .

Цели: Продолжать учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контур,

развивать цветовое восприятие. Приложение №6

Прослушивание музыкальных композиций : пьеса П.И Чайковского «Новая кукла». 

Цель: прививать умение  слушать и понимать музыкальные произведения.

Физическое развитие

 Подвижные игры «Кто больше соберет игрушек»; «Пробеги и не задень»

Цели: развивать смелость, ловкость, быстроту;

создать весёлое, радостное настроение.

16.

Взаимодействие  с родителями:

  • привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми коллекций;
  • консультации для родителей и изготовление папок-передвижек на тему

 «Что такое коллекционирование», «Воспитываем коллекционеров»; 

Приложение №7

  • приглашение родителей на  экскурсию в мини - музей

17.

Формы представления результатов

  • Оформление индивидуальных выставок экспонатов из коллекции мини – музея.
  • Проведение экскурсии в мини - музей с младшими дошкольниками.
  •  Представление проекта «Детские забавы » на родительском собрании и педагогическом совете МКОУ «НШДС №33 г. Юрги».
  • Публикация проекта «Детские забавы» в средствах массовой информации, на сайте МКОУ «НШДС №33 г. Юрги».

                                               

Заключение

          Немаловажную роль при реализации проекта играет предметно-развивающая среда, назначение которой – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Неоценимую помощь оказало коллекционирование, способствующее становлению творческой личности ребенка. Оно помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки.

Дети познакомились с предметами разных коллекций, узнали, почему взрослые коллекционируют те или иные предметы, а так же проявили себя в роли коллекционеров.

Данный проект, получился познавательным, практическим и результативным. Все воспитанники и их родители активно участвовали в проекте.

Были прочитаны книги, стихи и рассказы о предметах коллекционирования, Дети пополнили свой словарный запас новыми словами.

Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить выставку музея коллекций, расширить интересы детей. Экспонаты в музее были доступны непосредственному  их восприятию. У воспитанников  формировалась способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и они могли самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.

 Считаем, что проект достиг цели, коллекции понравились не только детям, но и всем родителям, ведь в них столько тепла и доброты. Дети заинтересовались коллекционированием. Работа в музее коллекций ещё идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.

Музей коллекций в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна. Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

                       

                Библиографический список литературы:

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.  
  2. Рыжова Н.А.  Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  3.  Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.  
  4.  Рыжовой Н. А. Статья «Как стать коллекционером».  / Игра и дети.   - 2004.- № 4. – С. 23- 26.
  5. Нургалиева М. Проекты детского музея – Забавные и обучающие. //М. Нургалиева // Музеи. – 2010.- №9 - С. 32-35
  6. Презентация «Известные коллекционеры». [Электронный ресурс] – Режим доступа:   https://infourok.ru/material.html?mid=32520
  7. Презентация «Музеи мира». [Электронный ресурс] – Режим доступа:   https://infourok.ru/material.html?mid=32520

Детская литература:

  1. Большая  детская энциклопедия для мальчиков. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Оливер М. – М., 2012. – 128 с.
  2. Большая  детская энциклопедия для девочек. – Литература: энциклопедия / Филио. – М., 2008. – 300 с.
  3.  Большая  энциклопедия  динозавров. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Баррет П. – М., 2003. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.Наша работа посвящена изучен...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Проект "Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста"

У детей 5 года жизни наблюдается большой интерес в получении знаний и представлений об окружающем мире. Но у ребёнка нет соответствующих навыков и умений самостоятельно добывать эти знания, поэтому оч...

Проект "Коллекционирование. как средство развития познавательной активности"

Развитие позновательного  интереса и позновательно - исследовательской деятельности дошкольного возраста через коллекционирование...

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объе...

План проекта по самообразованию "Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в подготовительной группе"

Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира.Мир открывается ему через опыты его личных ощущений,действий и переживаний .Эксперементальная деятельность позволяет в яркоий и ...