Времена года
план-конспект занятия по окружающему миру

Лариса Анатольевна Носкова

Характерные признаки времен года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Времена года»

Цель:

. Расширение представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о диких животных

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.

2 .Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.

- развивать эстетическое восприятие красоты природы .

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе;

- доставить детям радость и удовольствие от игр.

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Ход занятия

- Сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появится этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:

Комочек пуха, белое ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это? - Зайчик.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Ой, посмотрите, что-то у зайчика в лапках (необычный конверт).

-А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.

_ Дети, посмотрим, что в конверте. Письмо. Зайчик забыл все приметы времён года и просит нас ему их напомнить. Поможем Зайке?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня в руках волшебное  покрывало, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех нас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет Зайке вспомнить  все времена года?

Дети: (отвечают)

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей покрывалом

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»

На экране картинка весны

Воспитатель:  Посмотрите куда мы с вами попали

Лера, загадай детям загадку:

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла (Весна)

Дети: (отвечают) .

Воспитатель: Ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.

- Зайчик мне шепчет, что он вспомнил приметы весны и хочет попасть в другое время года. Поможем зайке?

И с помощью волшебного покрывала мы отправимся в путешествие в другое время года.

Включается щебетание птиц. На экране картинка лета

Воспитатель: Какие звуки мы слышим?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: А в какое время года это можно услышать?

Дети: Это можно услышать летом.

Воспитатель: Правильно, летом, когда на улице тепло. А лето у нас было или еще будет?

        

Дети: Лето уже было.

Воспитатель: Конечно, лето в этом году уже прошло. Но посмотрите,  какое зеленое дерево стоит у нас сегодня в группе, а на нем висят не просто листочки, а листочки с приметами лета. Давайте подойдем поближе и рассмотрим это деревце. Каждый из вас может сорвать по листочку и назвать ту примету, которую он держит.

(Например: - Все дети летом любят играть в песочнице.)

Дети срывают по одному листочку и называют ту примету, которую держит.

А теперь, я вам предлагаю поиграть с зайкой и листочками (проведение физминутки)

Мы, как шустрые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг – скок, прыг – скок.

Ветер деревце качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке,

Прыг – скок, прыг – скок.

Воспитатель: Какое время года наступает за летом?

Хотите попасть в следующее время года? Зайчик? А ты?

Покрывало.  Музыка «Осень»

- И в какое же время года мы попали? (дети отвечают)

- А какая погода осенью?

- Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный.

Ребята, послушайте уже не слышно пения птиц, куда они пропали?

- Улетели в тёплые края.

Воспитатель. А животные, что делают осенью?

- Готовятся к зиме.

Воспитатель. А что происходит с листьями на деревьях?

- Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад.

Стихотворение (читает ребенок)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Воспитатель. А что убирают с полей, огородов?

- Убирают с полей урожай.

Воспитатель. Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

Мальчики собирают фрукты,  а девочки овощи.

Пока дети играют, появляется заставка зимы и потом начинает играть музыка «Зима»

- Ребята, посмотрите, мы неожиданно оказались в другом времени года. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете это время года.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила

(Зима)

Дети: (отвечают).

А что вы знаете о зиме?

- Зимой холодно, мороз, вьюга.

Воспитатель. Ребята, а чего так много зимой?

- Зимой много снега.

Воспитатель. Какой бывает снег?

- Белый, пушистый, мягкий, холодный.

Воспитатель. Молодцы. А с чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья? На что он похож?

- Он похож на ковёр, одеяло, шапку.

Воспитатель. Умницы! Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой?

- Мы любим, играть в снежки, катать друг друга на санках, лепить снеговиков, делать горки

- А давайте поиграем в снежки (игра «Снежки»)

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте еще  поиграем. Игра называется «Когда это бывает?». У каждого из вас по две фишки, красная,   белая. Я вам буду читать загадки, если я прочитаю загадку про зиму, вы должны будете показать мне белую фишку, а если про лето – то красную. Слушайте внимательно.

И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым. -

Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь.

 (Зима)

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»

приглашаю.

 (Лето)

Воспитатель: Умницы, со всеми трудностями вы справились. Зайчик мне нашептал на ушко, что ему понравилось с вами путешествовать и он вспомнил все времена года.  И он говорит , что у него для вас подарок. Он, конечно, не художник, но  очень старался и дарит вот такой красивый рисунок  «Зимний лес» (дарит рисунок на ватмане).

- Спасибо тебе, Зайчик. Мы с ребятами  дополним картинку, посыплем ее снегом  (дети рисуют коллективный рисунок.)

- А зайчик нам еще что – то хочет сказать. Он  видел как вы здорово  играли в снежки дарит вам необычные снежки, их можно есть.

- Дети: Спасибо.

Воспитатель. Зайчик, ты устал и проголодался, наверное, вот тебе подарок, корзина с овощами.

Заяц. Спасибо. До свидания.

Воспитатель. Ребята, мы долго путешествовали и устали. А сейчас мы укроемся нашим волшебным покрывалом и вернемся в детский сад.

Музыка

В какие времена года мы сегодня путешествовали?

Дети :(отвечают)

Воспитатель: В какие игры играли?

Дети : (отвечают)

Воспитатель: Что вам особенно понравилось?

Дети : (отвечают)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо все у вас получалось

Музыка. Дети уходят

Самоанализ занятия.

    Занимательное дело по теме «Времена года» проводилось в средней группе. Форма проведения – групповая.

    На занятии присутствовало        человек. Разрабатывая данный конспект занятия я, прежде всего, учитывала возрастные и психические особенности детей моей группы.

   Занятие проводилось в соответствии с задачами основной образовательной программы, по которой работает наш детский сад.

   Решались следующие задачи:

1. Образовательные:

- обогащать словарный запас;

- расширять представления детей о временах года;

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.

2 .Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

- доставлять детям радость и удовольствие от игр;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

   Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей. С помощью просмотра слайдов мы закрепили материал. В ходе игрового дела я использовала наглядные, словесные, игровые методы.

   Занятие прошло по плану и в доброжелательной обстановке.

   Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации, использовали имеющиеся у них знания и умения, они были внимательны, заинтересованы, организованны.

   Внимание уделялось каждому ребенку, в игровом  деле были задействованы все дети.

   Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были выполнены. По ответам детей было понятно, что игровое дело им понравилось, и я, в свою очередь от работы с детьми получила большое удовольствие.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...