«Зимующие птицы» Краткосрочный проект
проект по окружающему миру (средняя группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы»

для средней группы ознакомление с окружающим миром.                                                                                                                                                

.

                                                             

                                          Паспорт проекта. 

                                             Актуальность

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

     Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель проекта: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

Организационно-методические:

  • Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.
  • Обучающие:
  • Расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
  • Вызывать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему непрерывной образовательной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы,
  • Воспитывать желание оказывать помощь живым существам,
  • Побуждать к сохранению природных объектов ближайшего окружения,
  • проявлять ответственность за свои поступки.

Развивающие:

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
  • развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 9 января –24 января (краткосрочный).

Предполагаемый результат:

-Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

- Повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

- Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- Сформировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

-  Развить интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

- Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

- Обогащать словарный запас детей.

- Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

- Приобщать к совместной деятельности родителей: повысить уровень экологической воспитанности родителей; проводить с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жестокого обращения с объектами природы;

привлекать детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Этапы проекта:

1 этап. Разработка проекта.

Виды работ:

  • Сбор информации.
  • Отбор художественной и познавательной литературы.
  • Подбор иллюстративного материала.
  • Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
  • Оформление презентации «Зимующие птицы» с голосами птиц.
  • Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.
  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
  •  Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "Живая природа".
  • Определение целей, задач проекта.
  •  Подбор литературы по данной теме.

2 этап: Основной (практический).

Беседы с детьми

«Пришла зима».

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах зимой».

«Зимующие птицы».

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Организованная деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Развитие речи:        

- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

 - чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

 -  отгадывание загадок про зимующих птиц;

 - чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин, В. Бианки «Синичкин календарь.Январь».

Художественно – продуктивная деятельность

Аппликация на тему: «Снегирь на ветке рябины», «Синица», «Обрывная аппликация воробей»

Рисование на тему: «Синичка на ветке», «Снегири на ветке рябины», «Зимующие птицы».

Конструирование из бумаги на тему: «Синица»

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*Игра –инсценировка «Узнай птицу»

*П/и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц» «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки», «Парк птиц», «Птичий двор».

Музыкально деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. и сл.Т. Ломовой, «Воробей»,муз. и сл. А. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

* Слушание записи с голосами птиц.

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Работа с родителями

* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

 * Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный

-Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

-выставка совместного творчества родителей и детей;

- оформление презентации проекта.

- развешивание кормушек на территории детского сада.

Итог работы:

1.Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

2.Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

3.У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

4.Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

02Занятие "Зимующие птицы" (к проекту )

Программное содержание: Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.Закрепить понятие «зимующие» птицы.Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.Воспит...

"Зимующие птицы" Экологический проект " по семи шагам эко -школы зеленый флаг"

Тип проекта: информативно-воспитательный.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, реч...

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Зимующие птицы». (краткосрочный)

Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Зимующие птицы», по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творче...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (Экологический проект), МАДОУ д/с №115.

расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах, воспитание бережного отношения, заботы и любви к пернатым друзьям....

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

«Зимующие птицы» Краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группы

В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление ...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...