Проект Зимние чудеса 2020
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мигунова Наталья Васильевна

Работа над проектом позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса  ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.  Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску информации, стремление к получению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Зимние чудеса214.16 КБ
Файл Зимние чуседа109.44 КБ
Файл Зимние явления381.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПроектC:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»

  • Вид: практико-ориентированный проект
  • Тема проекта «Зимние чудеса»
  • Актуальность:

Работа над проектом позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса  ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.  Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску информации, стремление к получению новых знаний.

  • Возрастная группа: подготовительная

 Цель проекта: создать для детей условия для расширения и закрепления знаний о зиме как времени года

 Задачи:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы средней полосы России, сезонных изменениях в природе и жизни животных, связанных с зимним периодом.
  • Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе элементарных опытов.
  • Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители

  • Сроки реализации проекта 13 января – 17 января
  • Продукт проектной деятельности: Викторина «Зима-Волшебница». Альбом «Зимние чудеса»

Планируемые результаты:

-конкретизация у детей необходимых знаний по теме «Зима»

приобретение детьми опыта взаимодействия друг с другом, со взрослыми;

- повышение познавательной активности;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

 

 

План работы над проектом:

I Этап

ПодготовительныйC:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

  • подготовка условий для реализации проекта - предметно-пространственная развивающая среда, дидактическое, методическое обеспечение (подбор литературы, дидактических игр, наглядных пособий и др)

II Этап

Основной 

  • реализация проекта по образовательным областям – ООД, режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями

III Этап

Заключительный

  • Викторина «Зима-Волшебница». Альбом «Зимние чудеса»

II Основной этап

сроки

Образовательные области

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Январь

Образовательная деятельность

I блок: Организованная  образовательная деятельность

Познавательное развитие

 

Ознакомление с окружающим миром

Беседа «Зимние явления в природе»

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь.

Беседа «Если зимушка пришла, много снега принесла»

Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

1.     Чтение отрывка из стихотворения С.В. Коноваленко «Времена года».

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицыC:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея-

Такая сказочно красивая!

Беседа «Как звери зимуют».

Цель: формирование представлений о жизни зверей зимой

Задачи:

·        расширять знания детей о диких животных нашего края, их повадках, образе жизни.

·        Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа.

- Чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов

- Рассматривание иллюстраций.

Беседа  «Зимние деревья».

Цель: дать представление о деревьях как объектах живой природы

Задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
  • Расширять словарный запас детей.

Беседа  «Зимующие птицы»

Цель: дать представление о зимующих птицах

Задачи:

·        Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

·        Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.

·        Учить детей доброте, отзывчивости, наблюдательности.

 Подготовительная работа:

изготовление кормушек для птиц,

 заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.

Беседы: C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

«Приметы зимы»
«У кого какая шубка»
«Во что мы любим играть зимой»
«Как вести себя на улице зимой»
«Какая людям одежда нужна зимой»

Формирование элементарных математических представлений

Тематические занятия, использование счетного материала на «зимнюю» тему

Речевое

развитие

 

Развитие речи

Составление описательных рассказов на тему «Зима», «Зима в городе», «Зима в лесу» и др.

Рассказы из опыта детей «Что нам нравится зимой», «Как мы в хоккей играли» и др.

Рассматривание картин и составление рассказов по картинам о зиме, животных зимой, зимних забавах («Как дети птицам помогали», «На катке» и др)

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование

«Снегири на ветке», «Зимняя береза», «Ель», «Ветка елки с игрушками», «Девочка в длинной шубке», «Узоры на окне» (можно использовать нетрадиционные способы рисования), «Лыжник», «Снежинки»

Лепка

«Девочка в длинной шубке», фигурки животных и др.

Аппликация

«Снегири на ветке», «Зимняя ночь», «Зимний пейзаж», по замыслу

Музыка

«Стало все кругом бело», «Зимние подарки», «Голубые санки» и другие

Слушание музыки. П.И. Чайковский «Времена года. Январь», фрагменты из балета «Щелкунчик»

Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка. C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Физическое развитие

 

Физическая культура (в помещении и на воздухе)

Спортивные игры на воздухе: хоккей, санки, катание на ледяной дорожке, с горки.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Два Мороза», «Ловишки» и другие

Формирование основ здорового образа жизни: беседы о закаливании, о пользе спортивных игр и упражнений. Знакомство с Олимпийскими играми, зимними видами спорта (презентации, мультфильмы)

Спортивные развлечения на прогулке

II блок: Режимные моменты

Чтение художественной литературы

Н. Носов «На горке», С.Маршак «Тает месяц молодой», Г.Скребицкий «Сказка «Четыре художника. Зима.», Н.Сладков «Суд над декабрем», Русская народная сказка «Мороз Иванович», С.Есенин «Береза», И.Никитин «Детство» (отрывок), С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Зима», С.Дрожжин «На безлюдный простор», Н.Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок), Е.Трутнева «Первый снег». В. Сутеев «Снеговик-почтовик»

Чтение пословиц, загадки и стихи о зиме

Познавательно-исследовательская деятельность

Опыты на прогулке с водой, льдом, воздухом

Наблюдения: следы на снегу, поведение птиц и др.

Конструктивно-модельная деятельность

Поделки из бумаги (оригами): «Елка»

Игровая деятельность

Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Трудовая деятельность

Расчистка снега на участке. Строительство снежных фигур

Развивающее общение

Игровые образовательные ситуации

Беседы:

«Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Зимние забавы».

III блок: Самостоятельная деятельность детей

Игры, рисование, раскрашивание, рассматривание фотоальбомов «Зима в парке», «Зимний лес» и др.

 

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей к оформлению зимних участков, скульптур из снега, изготовлению кормушек
  • Консультации для родителей по организации зимних прогулок с детьми 

Приложения:

 

Загадки про диких животных.

  1. На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
  2. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).
  3. Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса)
  4. Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,                              

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

  1. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого- то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это? (Волк)

  1. Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой? (Заяц).

  1. Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Если вам немного повезет, 

Орешек из руки у вас возьмет.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это-…. (Белка).

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

  1. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

 Скажите быстро- кто же я? (Олень)

  1. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…. (Волк).

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…. (Лиса)

  1. Летом сер, зимой бел-

Чтоб никто его не съел. (Заяц)

  1. Припрятала орешки

И сушит сыроежки.

Зимой в ее дупле

Что хочешь на столе.   (Белка)

14.Этот зверь в берлоге спит,

     Лижет лапу и ворчит.     (Медведь).

   

«Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег               2.С неба все скользят  пушинки

Падает на землю…. (снег)                серебристые…..(снежинки)

  1. На поселок, на лесок                  4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок)                Все сильнее…. (снегопад)

  1. Все бегут в перегонки                 6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки)        Нарядился….  (снеговик)

  1. Рядом снежная фигурка                8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка)                    С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

 

Пословицы и поговорки о зиме. 

  1. Зима без снега- не быть хлебу.
  2. Снег на полях – хлеб в закромах.
  3. Снега надует – хлеба прибудет.
  4. Солнце - на лето, зима- на мороз.
  5. Сугроб да вьюга – два друга.
  6. Мы в дом ель, а она с собой – метель.
  7. Снегирь – спутник зимы.
  8. Январь году начало, зиме- середина.
  9. Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг.
  10. Новый год – к весне поворот.
  11. Не бойся зимы, бойся отзимка.
  12. Снег глубок- хлеб хорош.
  13. Январь – весне дедушка.
  14. Не пугай, зима, весна придет.
  15. Не  велик мороз. Да краснеет нос.
  16. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  17. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  18. Зимний денек – с воробьиный скок.
  19. В январе что ни ночь, то тьма короче.
  20. Месяц январь- зимы государь.
  21. Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
  22. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
  23. Январю –батюшке морозы, февралю- метелицы.
  24. Как зима ни злится, а весне покорится.
  25. Зима лето строит: зимнее тепло- летний холод.
  26. Зимой льдом не дорожат.
  27. Зима лодыря морозит.
  28. В зимний холод всякий молод.
  29. У зимы рот велик.
  30. Зима не лето, в шубу одета.
  31. Лето работает на зиму, а зима на лето.
  32. Зима снежная, лето дождливое.
  33. Зима морозная – лето жаркое.

 

Стихотворения о зиме                                   

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекоюC:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

(А. Пушкин)

 

Зима

Кто в пуховой шубке белой,

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые

Крупно в кольца завитые

Бьются о плечо,

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула –

Раз. Куда бы ни взглянула,

Застлан был ковер...

Новый взмах - и речка встала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руку поднимает –

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры –

И роскошные узоры

Вытканы кругом.

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка,

Матушка-зима.

(Л. Чарская)

 

...Заколдован невидимкой,                                                  

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку...

(С. Есенин)

 

Снегопад

Снегопад, снегопад,C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Как слоны, сугробы!

Снег и снег три дня подряд

Самой высшей пробы.

Падает, падает,

Всех сначала радует –

И чего заладил этот снегопад?

А зима смеется:

- Так он и зовется

Снегопад, чтобы все в сугробы,

В снежные сугробы,

В мягкие сугробы

Падали подряд!

(Н. Садовский)

 

Снежинка

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

(Н. Садовский)

 

Зимние краски

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день зима кует

На реке зеленый лед.

(Н. Садовский)

Зашумела, разгулялась в поле непогода,

Принакрылась белым снегом гладкая дорога,

Белым снегом принакрылась, не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга, не видать и свету.

(И. Никитин)

 

Мороз                                                                                                   

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну

И за ночь своею волшебною кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,

И зимняя сказка приходит в мой дом.

Цветут-расцветают кусты перламутром,

И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Мороз его чутко хранит от тепла.

И долго жар-птица над лесом летает,

Раскинув два белых лучистых крыла.

(П. Киричанский)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. Пушкин)

 

Мороз - красный нос (отрывок)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли, 

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н. Некрасов)

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А. Фет)

 

Вьюга, снежная пурга,                                                                

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

(С. Маршак) 

 

Загадки про зимние виды спорта

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра — ….
(Хоккей)

На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки.
(Лыжня)

Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
Лыжник

Две полоски на снегу
Оставляет на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(Лыжи)

Подняв носок,
Бегут в лесок.
(Лыжи)

Две новые,
кленовые Подошвы двухметровые.
В них поставил две ноги —
И по большим снегам беги!
(Лыжи)

Две курносые подружки
Мчатся, мчатся друг за дружкой.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)

С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)
C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими…
(Коньками)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,                                                                           
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? …
(Коньки)

Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
(Коньки)

Очень их надеть
Хочу.
Словно ветер
Полечу.
Унесусь я,
Встав на лёд,
Зимней ласточкой
В полёт.
(Коньки)

Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться.
(Санки)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)

Тащили их на горку,
Чтоб устроить гонку.
(Санки)

За веревочку коня
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я
На коне лечу!
(Санки)
 C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется …
(Клюшка)

Долго ходом шли коньковым
Друг за дружкою втроем,
Было очень нелегко им
Забираться на подъем.
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,–
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? …
(Биатлон)

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)

До чего же повезло –
Сколько снегу намело!
Выходим спозаранку
Кататься мы на …
(Санках)

Викторина для старших дошкольников «Зимушка-зима» 

Цель: обобщить знания детей о зиме.

Конкурсы:

1) Конкурс «Знаете ли вы зиму?»

Воспитатель задает вопросы про зиму по очереди каждой команде (по 6 вопросов). Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Примеры вопросов:

а) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

б) Назовите зимние праздники? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества, крещение)

а) Самая известная новогодняя хороводная песенка? (В лесу родилась елочка)

б) Какое дерево является символом Нового года? (ель)C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

а) Назовите самый первый месяц года? (январь)

б) Самый короткий зимний месяц? (февраль)

а) Что зимой делает медведь? (спит)

б) Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

а) У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)

б) Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка) 

а) Какие вы знаете зимние забавы? (снежки, лыжи, коньки и санки)

б) Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

2) «Назови птицу»

3) Физкультминутка «Весёлые хоккеисты»

Спортивный конкурс. Перед каждой командой устанавливают ряд кеглей. Ребенок с клюшкой в руке должен провести шайбу мимо кегель, после чего возвращается к команде, передает клюшку следующему игроку.

4) «Пазлы»

Задание: необходимо сложить пазл из 8 частей по теме «Зимние виды спорта». Каждая команда выполняет задание за отдельным столом.

5) «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

2. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – уголки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня,C:\Users\Пользователь\Desktop\126691692_6ea11933e356.png

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10. Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег).

6) «Юные художники» 

Напротив каждой команды устанавливают мольберт с листом бумаги. Детям завязывают глаза и вручают фломастеры. Задание: каждая команда должна нарисовать снеговика. По очереди дети подходят к мольберту. Каждый ребенок рисует определенную часть снеговика: 1-й – нижний шар, 2-й – средний шар, 3-й – верхний шар, 4-й – ведро на голове, 5-й – метлу, 6-й – морковку (и глаза, ротик). После окончания работы дети снимают повязки и вместе с жюри весело оценивают свои работы.



Предварительный просмотр:

Зимние чудеса

 Снежные рулоны

Вот тебе и зимние чудеса – словно кто-то скатал рулончики из снега! Сворачиваются они благодаря ветру, который должен быть в меру сильным, снежок – рыхлым и влажным, земля – заледенелой, чтобы снег не прилипал, и это лишь часть необходимых условий, при которых может образоваться эта редкая, но интересная зимняя сказка.

Рулоны на снегу

Снежный рулон

Красный снег

В арктических горных областях земного шара часто возникают невероятные зимние явления природы, но одно из самых удивительных – это так называемый красный снег. В этих местах массово размножается интересная водоросль – хламидомонада снежная, которая под длительным воздействием солнечных лучей придает снежному покрову розовую окраску, от светлой до насыщенной, делая его похожим на малиновые пенки.

Красный снег в горах

Снег розового цвета

 

Перламутровые облака

Эти зимние чудеса появляются на зимнем небе вблизи Северного или Южного полюса. Красотища, не правда ли? Перламутровые облака на самом деле состоят из ледяных кристалликов и образуются на уровне стратосферы, когда температура в ней опускается как минимум до -78. Они очень тонкие и заметны лишь перед заходом либо восходом солнца.

Перламутровое облакоОблако на небе

Ледяные цветы

Настоящая зимняя сказка случается в суровый зимний мороз: на поверхности водоемов вырастают ледяные цветы! Такие явления природы очень редкие, и возникают вследствие конденсации влажного воздуха на льду в виде кристаллов, либо формируются из соленой воды, которая идет из пор льда.

Морозные цветы на льду

Полосатые айсберги

А вот какие зимние чудеса случаются с некоторыми айсбергами: из-за таяния и повторного замерзания снега в некоторых областях ледника образуются полосы разного цвета. Голубые, например, образуются от замерзания в трещинах айсберга пресной воды, а темные – от оседания вулканической пыли.

Айсберг в мореАйсберг с голубыми полосками

Это не единственные удивительные явления природы, касающиеся айсбергов – предлагаем посмотреть, как огромная ледяная глыба переворачивается в воде прямо на глазах у туристов.



Предварительный просмотр:

Зимние явления

Лучик света - энциклопедия для детей:  Гололед (гололедица)

Гололед (гололедица)
Гололед – это вид атмосферных осадков в виде слоя льда, образующегося на поверхности земли и на предметах при замерзании капель дождя, измороси или тумана. Гололёд, в отличие от гололедицы, образуется исключительно при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха. 
Гололедица — это ледяная корка, покрывающая поверхность земли и другие предметы, образующаяся обычно зимой или осенью после оттепели или дождя во время похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега или капель дождя. В отличие от гололёда гололедица может иметь различное происхождение — не только из атмосферной влаги, но также из воды, покрывающей землю или поступающей на поверхность земли из других источников.

энциклопедия для детей:  Град

Град 
Град – это вид ливневых осадков, представляющий собой частички непрозрачного льда шарообразной или неправильной формы размером от 1 мм до нескольких сантиметров. Самые большие градины, выпавшие на землю, были размером 130 мм и массой около 1 кг. Град выпадает обычно летом из мощных кучевых облаков, темно-серого пепельного цвета с белыми, как бы изодранными, верхушками. Слой выпавшего града иногда составляет несколько сантиметров. Продолжительность выпадания чаще всего 5-10 минут.
Град наносит большой ущерб сельскому хозяйству, уничтожая посевы и посадки культурных растений.

энциклопедия для детей:  Дождь

Дождь 
Дождь – это атмосферные осадки, выпадающие из смешанных облаков в виде капель воды размером от 0,5 до 7 мм. 
Дожди делятся на виды: градный дождь (дождь с градом), грозный дождь (дождь с грозой), обложной дождь (дождь, когда небо полностью затянуто низкими серыми тучами), косой дождь (дождь со струями, падающими под углом, ливневый или проливной дождь, моросящий дождь (изморось), снежный дождь (дождь со снегом), грибной или слепой дождь (дождь при солнце, не закрытом облаками).

Лучик света - энциклопедия для детей: Изморозь

Изморозь
Не нужно путать изморось с изморозью. Изморось – это род моросящего дождя, название которого происходит от слова «моросить», а изморозь - это вид атмосферных осадков, представляющий собой отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при тумане; название ее происходит от слова «морозить». 
Различают два вида изморози. Кристаллическая, образующаяся в результате охлаждения водяного пара и состоящая из кристалликов льда, нарастающих с наветренной стороны при слабом ветре и температуре минус 15 градусов. Длина кристалликов кристаллической изморози обычно от одного до нескольких сантиметров. Зернистая изморозь, представляющая собой рыхлый лед, нарастающий с наветренной стороны предметов в туманную погоду, образующаяся при намерзании капель тумана. Может достигать в толщину 50 см.

энциклопедия для детей: Иней

Иней
Иней – это вид атмосферных осадков, представляющий собой тонкий слой ледяных кристаллов. Образуется он из водяного пара, вследствие охлаждения поверхности почвы, растений и других объектов до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, и часто сопровождается туманом. По форме частички инея напоминают снежинки неправильной формы. В ясные, тихие ночи, когда температура падает ниже нуля, иней выделяется вместо росы. Зимой под тяжестью инея ветки деревьев часто ломаются.

Лучик света - энциклопедия для детей: Ледоход

Ледоход
Ледоход – это движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра. Различают весенний и осенний ледоход. При весеннем ледоходе по воде движутся льдины, образовавшиеся в результате разрушения ледяного покрова. Это огромные массы, несущиеся с большой скоростью. При осеннем ледоходе по воде движутся льдины, недавно образовавшегося льда, оторвавшегося от берегов. 
Ледоход – очень опасное явление для речных судов.

Лучик света - энциклопедия для детей: Лёд

Лёд
Лед – это вода в твердом состоянии. По способу происхождения можно различить лед, образовавшийся замерзанием вод – морей, озер, рек и других водоемов, и лед, образовавшийся из снега. 
Основные запасы льда на Земле сосредоточены в Антарктиде, где толщина льда достигает 4 км. 
Зимой при низких температурах водоемы покрываются толстым слоем льда. А в городах лед очень мешает движению транспорта и пешеходов и является причиной частых травм и автокатастроф. Это явление называется гололедом. Зато дети очень любят зимнее время, так как можно кататься на коньках и играть в хоккей.

Лучик света - энциклопедия для детей: Метель

Метель 
Метель (вьюга) – это перенос ветром снега над землей. 
Различают верховую метель (метель из падающего снега), низовую метель (метель из выпавшего снега) и общую метель – сочетание верховой и низовой метелей. Интенсивность ее зависит от скорости ветра, интенсивности снегопада, размеров снежинок, температуры и влажности воздуха. Очагами этого явления являются лес, овраг, русло водоема или другое препятствие. Метель формирует рельеф снежного покрова. В народе метель называют снежной бурей, метелицей, метухой, поползухой и другими названиями.

Лучик света - энциклопедия для детей: Проталина

Проталина 
Проталина — это место, где стаял снег, и открылась земля. Обычно проталины наблюдаются весной. Вокруг стволов деревьев они образуются в виде глубоких воронок, среди полей - кажутся чёрными или зеленоватыми островками, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках они выглядят как сплошные белые линии. Появление первых проталин является верным признаком наступления весны. На проталинах мы часто можем увидеть проклюнувшуюся первую травку и первые цветы подснежники.

Лучик света - энциклопедия для детей: Снег

Снег
Снег - это вид атмосферных осадков, состоящий из мелких кристаллов льда. Снег образуется в облаках из микроскопических капель воды. При падении на землю кристаллы растут и образуют белые шестиконечные снежинки размером около 5 мм. Многообразие снежинок поражает, т.к. не существует на свете двух одинаковых. Как известно, снег при сдавливании издает звук, напоминающий хруст или скрип. По мнению ученых, этот звук возникает от того, что под давлением кристаллики снежинок ломаются, издавая хруст. В зимнее время снежное покрывало покрывает землю огромными плотными сугробами. При весеннем ласковом солнце снег тает, превращаясь в веселые ручейки.

энциклопедия для детей: Сосулька

Сосулька
Сосулька кусок льда, свисающий с какого-либо объекта. Она имеет обычно конусообразную форму. Образуются сосульки при низких температурах, при поступлении воды, например, вода стекает с крыши дома, где тает снег под воздействием солнечных лучей. Талая вода стекает вниз и замерзает от холодного воздуха. От большой массы сосульки могут обрушиваться. Если температура поднимется больше нуля, сосулька начнет таять. 
Сосульки на карнизах и козырьках зданий представляют собой большую опасность. Падающие сосульки часто наносят травмы прохожим, иногда приводят к летальным исходам. Под тяжестью сосулек часто обрываются электропровода и ломаются конструкции зданий.

Лучик света - энциклопедия для детей: Сугроб

Сугроб
Сугроб - это снежные наносы, образовавшиеся с помощью снегопада и метели. Чаще всего они образовываются на подветренной стороне какого-либо препятствия в результате ветра и выпадающего снега. Эти снежные кучи очень похожи на песчаные дюны. 
Слово «сугроб» - древнее слово, обозначающее «кучу снега над могилой знатных соплеменников». 
Сугробы – это любимое зимнее развлечение девчонок и мальчишек. Это пушистые перины, в которых можно валяться, кувыркаться и прыгать. А из слежавшихся сугробов - выкапывать туннели и строить снежные крепости.

Лучик света - энциклопедия для детей: Туман

Туман
Туман – это атмосферное явление, делающее воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Другими словами это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком на небе. 
По происхождению туманы делятся на сухие, где в создании участвуют дым, копоть и пыль, и влажные, где в создании участвуют жидкие и твердые частицы воды. В зависимости от видимости туманы делятся: на слабый туман (дымку) видимостью более 1 км, но менее 10км, на туман видимостью менее 1 км и на сильный туман видимостью до 500 м. В прохладные утренние осенние часы над низинами и над водоемами мы можем наблюдать густые туманы. В морозные зимние дни туманы также нередки. 
          Туманы в населенных пунктах, на автотрассах и в морях препятствуют нормальной работе всех видов транспорта. Прогноз туманов очень важен для народного хозяйства.