Конспект ООД "Пргулка по лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прыгун Раиса Алексеевна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, образовательная область - познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_prirodoy.doc680 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №5» города Бийска

Конспект НОД

В старшей группе.

Тема: «Прогулка по  лесу».

Педагог: воспитатель Прыгун Раиса Алексеевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Ознакомление с природой в детском саду

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Время:  22 минуты.

Цель: Способствовать формированию у детей  представлений о разнообразии растительного мира.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Формировать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать. Расширять и активизировать словарь. Развивать  музыкальный слух.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, лесу. Воспитывать умение видеть красоту осеннего леса, любоваться им. Воспитывать  самостоятельность, творческую активность, наблюдательность.

Материалы и оборудование: Группа оформлена - осенний лес. Ноутбук или медиапроектор, слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений, два письма от старичка Лесовичка, пенёк (бутафорский), набор картинок с изображением кустарников, листья разных цветов для рефлексии.

Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», лото «Деревья и кустарники». Отгадывание загадок о лесе, растениях и жителях леса. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Мы корзиночки возьмем» и песни «Наш лесочек так хорош!». Рисование «Осенний лес», лепка «Грибы» и аппликация «На лесной полянке выросли грибы»
Методы:

  1. Словесный.
  2. Наглядный.
  3. Практический.
  4. Игровой.

Приемы: организационный момент, игра на эмоциональное сближение, сюрпризный момент, дидактические игры, художественное слово-загадка, беседа

Место проведения: Групповое помещение.

Предполагаемый результат: Дети имеют представление о различных видах лесов и их характерных признаках. Умеют различать по внешнему виду лиственные и хвойные деревья, умеют отличать кустарники от деревьев. Имеют представление о правилах поведения  в лесу.

Ход НОД

1 этап: Вводная часть

- Организационный момент

- Игра на эмоциональное сближение

- Художественное слово  (загадка)

- Сюрпризный момент

- Мотивация

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Орг. момент.

Игра на эмоциональное сближение

Художественное слово  (загадка)

Сюрпризный момент (Письмо)

Мотивация.

Доброе утро ребята!

Вы ребята проходите,

Друг на друга поглядите,

В круг веселый вижу я,

Встали все мои друзья!

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево;

В центре круга соберемся

И обратно все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И работать мы начнем.


Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, мы узнаем, если отгадаем загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!

Правильно, мы сегодня отправимся в лесное царство. А для чего человеку нужен лес?

«Да, ребята! Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес - верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес - родной дом растениям и животным. Лес-украшение планеты!»

-Ребята смотрите, что это лежит на пеньке?
-Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам.

«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Ребята, вы хотите пойти в гости к старичку Лесовичку.
-Ребята, но прежде, чем отправиться на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу.

Дети здороваются.

Выполняют движения согласно тексту.

 

Проходят и садятся на стульчики

Лес.

Можно гулять, собирать ягоды, грибы

Письмо.

Да.

группа оформлена - осенний лес.

Дети заходят в группу

Приглашаю детей присесть на стульчики

(на экране медиапроектора лес)

Слайды №№ 2,3,4

(обращаю внимание детей на пенёк)

(читаю письмо вслух)

2 этап: Основная часть НОД - Получение детьми новой информации

- дидактическая игра «Можно-нельзя»

- Исполнение песни-хоровода «Наш лесочек так хорош»

- Беседа

- физкультминутка «Мы корзиночки берем».

- дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Формировать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать. Расширять и активизировать словарь. Развивать  музыкальный слух. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, лесу. Воспитывать умение видеть красоту осеннего леса, любоваться им. Воспитывать  самостоятельность, творческую активность, наблюдательность.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

песня «Наш лесочек так хорош!»

Дидактическая игра: «Назови правильно»

Сюрпризный момент

Что, можно, а чего нельзя делать в лесу?

-Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете! Возможно, вы  и песню о лесе знаете?


Молодцы! Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу! Тихонечко занимайте свои места.

Давайте пройдемся по тропинкам глазами. Сначала пойдем по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.
Молодцы, ребята, а какие деревья вы знаете?

Как называется лес, где растут берёзы, клёны, дубы, рябины?
Почему такой лес называется лиственным?

А почему их называют лиственными деревьями?

-Какие ещё виды деревьев вы знаете? Посмотрите на слайд и назовите их.
-Эти деревья называются как?

А почему они так называются?

Правильно, ребята! А как называется, лес где растут хвойные деревья?
Ребята, а ведь есть такие леса, где растут сразу и лиственные и хвойные деревья! Такой лес, как вы думаете, как называется?

Ребята, такой лес называется смешанный.

Прогулки в таком лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.

В какой лес мы пришли на прогулку?

Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать.

Пробежимся по дорожке,
Перепрыгнем через лужи.
Под листочки мы заглянем -

Ягод соберем на ужин:
Ежевики и малины,
Голубики и калины.
Гроздья спелые брусники,
И немного земляники.

Ой, ребята, посмотрите! В лесу есть не только деревья! Что это?

Чем отличаются деревья от кустарников?
правильно, а еще?

Какие кустарники вы знаете?

Присаживайтесь!
Давайте, посмотрим на экране!
 

Давайте поиграем в игру и узнаем кто из вас самый внимательный! Я буду показывать вам картинки с изображением деревьев и кустарников, а вы говорить что это? И название.

Молодцы ребята, вы правильно назвали кустарники и деревья.

Ребята, какие еще есть растения в лесу?
Правильно, грибы. А какие бывают грибы? Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса.
Как вы думаете, кто любит грибы?

Какие еще растения есть в лесу? Правильно, это травянистые растения. У травянистых растений, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!

Ребята, а у нас на пеньке опять письмо! «Ребята! Как же вы меня порадовали - соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображениями растений леса. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны для здоровья! Всего доброго!

С уважением, старичок Лесовичок».

Ребята давайте поблагодарим старичка Лесовичка. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить в свободное время.
Вот и закончилась наша прогулка в лес.

Дети называют, что можно: гулять, играть, собирать ягоды и грибы и др.
что нельзя: ломать ветки, срывать цветы, калечить деревья, громко кричать, уносить животных из леса, бросать мусор.

Знаем!

Дети исполняют песню «Наш лесочек так хорош!»

Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдёшь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять
И всем дружно помогать,
И  зверям, и птицам
Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить  с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Дети садятся и следят глазами за указкой

Береза, клен, дуб, рябина

Лиственный.
Потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники.

Потому, что на деревьях листики.

Сосна, ель, пихта, кедр.

Хвойные деревья.

Потому что у них вместо листиков хвоинки.

Называется хвойный лес.

Затрудняются ответить

Мы гуляем в смешанном лесу.

(Дети шагают по кругу друг за другом.)
(Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
(Бегут по кругу.)

(Прыгают на двух ногах.)

(Приседают.)
(Имитируют сбор ягод.) (Шагают на месте.)

(Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

кустарники 

Деревья высокие, а кустарники низкие.

У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.

Занимают свои места.

Ежевика, малина, шиповник, смородина, сирень и облепиха.

Дети отвечают

Грибы.

Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Грибы любят белки, они их запасают на зиму.

одуванчик, подорожник, колокольчик

Спасибо!

Дети встают в круг. Звучит аудио запись мелодии.

(на экране медиапроектора лес)

(на экране медиапроектора гимнастика для глаз) слайд 8

Показ деревьев

на экране медиапроектора лиственные деревья. Слайд 9

слайд 10

слайд 11

на экране медиапроектора хвойные деревья слайд 12

на экране смешанный лес

слайд 13

Слайд 15,16

(на экране медиапроектора кустарники) слайд 17

( показываю картинки деревьев и кустарников, дети определяют что это и называют)

На экране медиапроектора ягоды и грибы.

На экране медиапроектора травянистые растения.

Обращаю внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитываю его:

3 этап: Итог НОД

-Беседа

-рефлексия

Цель: Закрепить и обобщить знания детей.

-Ребята, где мы сегодня побывали?

-Вам понравилась прогулка в осенний лес? -Какие бывают леса?

-Какие растения растут в лесу?

-Что вам больше понравилось на прогулке?

-А что необходимо знать и выполнять, чтобы быть друзьями леса?

-Да, всё верно ребята, вы большие молодцы!

-В корзинке лежат разноцветные листочки. Возьмите зеленый листок те, кто доволен своей работой на занятии сегодня, кто все внимательно слушал и отвечал на вопросы.  Возьмите желтый, те, кто старался, но не все получилось как хотелось. Возьмите красный, если вы невнимательно слушали и не отвечали на вопросы, вам было сегодня трудно, непонятно.

И прикрепите свои листочки на дерево всезнаек.

В лесу

да

хвойные, лиственные, смешанные

грибы, травянистые растение, кустарники

петь песню

не шуметь, не рвать, не ломать, не мусорить, никого домой не забирать

Выполняют рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Письмо из леса".

Знакомство с составом числа 6,закрепление порядкового счета....

Конспект занятия "Краса леса - деревья"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"

Интегрированное занятие  по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...

Презентация к конспекту "Что в лесу опасно"

В этой презентации представлены разнообразые картинка про лес,то что произростает в лесу(съедобное и что нельзя есть),опасные насекомые,которые могут угрожать человеку....

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"...

Конспект занятия В лесу родилась елочка

Познавательное занятие для детей раннего возраста  "В лесу родилась елочка"...