«Я б в геологи пошел…» Конспект организованной образовательной деятельности
методическая разработка по окружающему миру

Подсадная Галина Анатольевна

Дать представление  о значимости профессии геолога в жизни общества и каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_b_v_geologi_poshel.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Я б в геологи пошел…»

Конспект организованной образовательной деятельности

Раздел «Познавательное развитие»

Подготовительная группа

  Интеграция образовательных областей:  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

                                                                   

Подготовила: Подсадная Г.А., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №35 «Родничок»

Цель. Познакомить детей с  профессией «геолог».

  Задачи.

  1. Дать представление  о значимости профессии геолога в жизни общества и каждого человека.
  2.  Закреплять умение обследовать полезные ископаемые (с помощью разных органов чувств), называть их свойства и особенности
  3. Развивать познавательный интерес, память, мышление, внимание, связную речь, интерес к исследовательской деятельности
  4. Упражнять детей в подборе качественных прилагательных к существительным, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
  5. Расширять словарный запас: полезные ископаемые, геолог
  6. Закреплять умение работать в коллективе сверстников 
  7. Способствовать сохранению и укреплению здоровья

7.  Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал и оборудование: иллюстрации,  отображающие труд геологов;  инструменты и предметы, необходимые для труда геолога: рюкзак, молоток,  карта,  компас, карандаш, спички, кружка фонарь, рация, коробка с камнями; увеличительные стекла и магниты, рюкзаки  по количеству детей; муляж горы, костра, моря, искусственные деревья, пластиковые контейнеры; полезные ископаемые: соль, мел, глина, песок железная руда; драгоценные камни – янтарь и изделия из него на подносе; иллюстрации с изображением изделий из металла и янтаря; две игровые детские палатки; игровые модули: бревно, пеньки;  оборудование для выполнения спортивных упражнений: «кочки – коврики», подставки с закрепленными в них гимнастическими палками; аудиозапись веселой музыки, звуки природы.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром  по дороге в детский сад я встретила геолога, который возвращался с экспедиции. Он подарил мне   свой рюкзак,  и вот эту коробочку. Она очень тяжелая. Интересно, что лежит в ней? Давайте посмотрим. (Воспитатель открывает коробку. В ней находятся разные камни)

Воспитатель. Посмотрите,  какие красивые камни здесь лежат. Они разные или одинаковые? Чем камни отличаются друг от друга? (Размером, цветом, формой, у них разная поверхность…) А есть ли здесь знакомые для вас камни? Назовите их. (Уголь, гранит)

Воспитатель. Как вы думаете, почему в коробочке  геолога лежат  камни?  Кого называют геологом? (Предположения детей)

Воспитатель. Люди, которые занимаются, поиском разных камней, полезных ископаемых, называются геологами. Геолог – это профессия.

Воспитатель. Кто из вас знает, какие еще полезные ископаемые находят геологи? (Ответы детей)

Воспитатель. Верно. Геологи  находят и глину, и соль, и мел, и песок, и золото и серебро. Это все полезные ископаемые. Полезных ископаемых много. В нашей группе есть коллекция полезных ископаемых. Посмотрите, на столе находятся некоторые из них. Назовите их! (На столе у воспитателя соль, мел, глина, песок, железная руда, дети называют их)

Воспитатель. Как вы думаете, почему люди  и мел, и соль, и глину, и песок назвали  полезными  ископаемыми? (Потому что они приносят людям пользу) 

Воспитатель. Какую пользу людям приносит глина? (Из глины делают посуду, игрушки, кирпичи)

Воспитатель. Зачем людям соль? (Чтобы солить продукты)  

Воспитатель. Как используют люди мел? (Мелом мы рисуем, люди мелом белят дома, мелом  подкармливают животных, мел используют для приготовления зубных паст и порошков, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов)

Воспитатель. Зачем людям песок? (Мы играем с песком, он используется в строительстве дорог, в строительстве разных зданий, в песочных часах)

Воспитатель. А вот здесь спрятано полезное  ископаемое, которым богата наша Губкинская земля. (Коробка с железной рудой накрыта салфеткой)   Как вы думаете, что же здесь находится? (Предположения детей)

 Воспитатель. Чьи родители работают на шахте имени Губкина, Лебединском ГОКе? Что добывают на этих предприятиях? (Железную руду)  Где находится железная руда?  (Глубоко под землей)

Воспитатель. Как люди используют железную руду? (Ответы детей) Есть ли в нашей группе, предметы, сделанные из железа? Назовите их.

Воспитатель.  Дети, вы верно рассказали о том, где используются полезные ископаемые. Почти все, чем человек пользуется в своей жизни,  делается из полезных ископаемых.

Воспитатель. Скажите, а где можно найти полезные ископаемые? (Предположения детей)

Воспитатель. Полезные ископаемые можно обнаружить в самых разных местах: в горах, на дне моря, под землей.

Воспитатель. Дети, как вы считаете, профессия геолога легкая или трудная?  (Предположения детей)

Воспитатель.  Профессия геолога очень трудная. Геологам приходится много ходить, взбираться в горы с тяжелыми рюкзаками за спиной в любую погоду: и в дождь, и в жару, и в холод. Иногда полезные ископаемые находятся в глубоких пещерах.  И туда тоже спускаются геологи! Геологи находят разные камни, отбивают молотком маленький кусочек камня, изучают его, складывают в рюкзак. Затем геолог отмечает знаком на карте место, где были найдены нужные камни - полезные ископаемые. А уж потом специальные машины добывают полезные ископаемые. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

 Воспитатель. Дети, что мы можем узнать благодаря геологам? (Благодаря геологам  мы можем узнать, чем богата наша земля, про все подземное богатство  геолог может рассказать)

Воспитатель Дети как вы думаете, где живут геологи во время экспедиции? На чем они готовят пищу? (Жить геологам приходится в палатках, и готовить пищу на костре)

Воспитатель. А еще геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу, чтобы не заблудиться. Вот такая это профессия! 

Воспитатель. Как вы думаете профессия геолога интересная? Почему? (Геолог путешествует по самым красивым местам) А нужна ми она людям? (Нужна, потому что приносит пользу людям)

Воспитатель. Дети, кто запомнил, кого называют  геологом? (Человека, который занимается поиском, полезных ископаемых, называют геологом. Геолог – это профессия)

Воспитатель обращает внимание на  фотографию геолога с рюкзаком.

Воспитатель. Посмотрите, что находиться  за спиной у геолога? (Ответы детей) 

Воспитатель. Как вы думаете, что находится в рюкзаке у геолога? (Предположения детей)

Воспитатель. Давайте посмотрим, что же лежит в рюкзаке геолога, которого я встретила утром. (Дети называют содержимое  рюкзака: молоток, рация, фонарь, карта,  карандаш, компас, лупа, спички, чашка, пакетик чая, рассказывают, зачем они нужны геологу: молоток, чтобы отбивать куски крепкого горного камня и т. д..)

Воспитатель. Дети, а вам хотелось бы быть геологами? (Ответы детей)  Сегодня я предлагаю вам стать геологами, и отправится в экспедицию на поиски полезных ископаемых. Мы будем искать железную руду и янтарь. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают янтарь, железную руду). Что поможет нам найти железную руду? (Магниты)? А янтарь? (Увеличительные стекла)

Воспитатель. Давайте соберем все предметы геолога обратно в  рюкзак. Они  могут нам пригодятся в походе. Возьмем в исследовательском центре магниты и увеличительные стекла. Я буду руководителем экспедиции и понесу  рюкзак геолога. Вы тоже берите рюкзаки, девочки кладите в них и увеличительные стекла, а  мальчики – магниты.  Нам также будут нужны две палатки и  контейнеры для размещения находок. Кто хочет их понести? (Дети разбирают пособия) 

Воспитатель. Вот и все у нас готово для нашей экспедиции. Становитесь друг за другом.  

Воспитатель. Путь  предстоит трудный. Нам придется преодолеть несколько преград.

На пути детям встречаются преграды

 Спортивные упражнения

(Во время выполнения упражнений звучит веселая музыка )

1. Впереди трава высока, 

      То крапива, то осока

      Выше ноги поднимайте,

      Голову не опускайте! (Дети змейкой идут вокруг установленных вертикально гимнастических палок, высоко поднимая ноги) 

2. А сейчас - прыжки по кочкам

     Очень тихо на носочках

     Если с кочки упадете,

     То утонете в болоте (прыжки с продвижением вперед по резиновым коврикам)

Воспитатель. Вот мы и на месте. Что вы видите вокруг? (Лес, горы)

Воспитатель. Здесь мы будем искать полезные ископаемые.  Посмотрите, здесь много разных камней. Среди них нужно найти  железную руду и янтарь. Мы разделимся на две группы: мальчики будут искать железную руду с помощью магнита, а девочки будут искать янтарь  с помощью увеличительного стекла. Посмотрите еще раз на них внимательно. Для того, чтобы хорошенько  рассмотреть и камушки и все – все – все, что попадется им на пути, вам нужны наблюдательные глазки. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Радуга»

В небе гром, гроза (движение глаз влево – вправо)

Закрывай глаза! (закрыть глаза на 30 секунд)

Дождь прошел (широко открыть глаза)

Трава блестит, (взор вниз)

В небе радуга стоит (показывают рукой дугу, прослеживают взором)

Поисковая деятельность

Воспитатель. Теперь ваши глазки стали лучше видеть. Можно отправляться на поиски полезных ископаемых. (Дети достают из рюкзаков увеличительного стекла, магниты)

Воспитатель. Кто найдет  нужный камень, покажет его мне и положит в коробочку. (Дети расходятся, ищут нужные полезные ископаемые, воспитатель  сравнивает находки с образцами)

Воспитатель. Как много полезных ископаемых вы  нашли, ребята. Расскажите, в каком месте вы их нашли: в горах или на равнинах, у моря? Я сейчас сделаю пометку на карте. 

Воспитатель. А сейчас устроим стоянку, поставим палатки, разведем костер. Усаживайтесь поудобней на бревнышке. Мы с вами поиграем в игру «От каждого по словечку».

 Дидактическая игра «От каждого по словечку» (Описание  полезных ископаемых)

(Воспитатель предлагает одному их мальчиков выбрать понравившийся янтарь,  и  передавая его из рук  в руки друг другу, рассказать о том, какой он: какого  цвета, размера, тяжелый  - легкий, блестящий  - неблестящий, твердый – мягкий, гладкий  – шероховатый, теплый – холодный. Аналогичным способом дети составляют рассказ о железной руде, только камень выбирает девочка)

Воспитатель. Давайте уложим свои находки в рюкзаки. Погасим костер. Пришло время отдохнуть. Располагайтесь на отдых. (Мальчики и девочки располагаются на отдых в разных палатках)

 Релаксация.

 Воспитатель. Представьте себе, вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно, вы дышите легко и свободно. (Звучит спокойная музыка, дети отдыхают в палатках)

 Потянитесь и откройте глаза. Глазки открываются, дети просыпаются. Вы хорошо отдохнули?

 Воспитатель. Пора  возвращаться назад.

(Дети и возвращаются, преодолевая препятствия, располагают находки на столе)  

Воспитатель. Ребята, какую пользу людям приносит железная руда? Нужна ли она людям? (Ответы детей)

Воспитатель. Как используют люди янтарь? (Предположения детей)

Воспитатель. Из янтаря делают украшения, картины, посуду и многие разные предметы. Сейчас мы поиграем в игру.

Дидактическая игра «Подбери предмет»

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением предметов, сделанных  из янтаря и железа и разделить их на  группы: под картинку с  изображением янтаря поместить предметы из янтаря, а под картинку с изображением железной руды –предметы из железа.(Дети выполняют задание) 

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из янтаря (Дети рассматривают изделия из янтаря, называют их: бусы, брошь, серьги, дерево из янтаря, ваза) Украшения из янтаря дарят всем людям радость и спокойствие, приносят удачу, сохраняют здоровье.

Воспитатель  предлагает девочкам нарядиться в бусы из янтаря

Подведение итога.

Вопросы к детям:

- О какой профессии вы сегодня узнали?

- Что делает геолог?

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, если вам интересно было узнать по новую профессию геолога – улыбнитесь мне, а если вам не понравилось быть геологами – можно немножко взгрустнуть.

Введение тематики образовательной ситуации в игровую деятельность.

Воспитатель дарит  детям увеличительные стекла для изучения мира камней. Дети рассматривают коллекцию  камней через увеличительные стекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов» в рамках тематической недели «Краски лета»....