Проект «Экологическая тропа в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полина Юлия Вячеславовна

Проект «Экологическая тропа в детском саду

«Мир, окружающий ребенка, -  

                                                                                                              это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой »

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми-цикл экскурсий по экологической тропе.

 Цель:

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Задачи проекта:

-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

Проект открывает возможность формирование собственного жизненного опыта и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

К работе проекта привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без её поддержки и положительного примера. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

 · Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.  

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.  

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

 · Родители.

-  Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

· Педагоги:

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.  

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• экологические беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• КВН, викторина «Поле чудес»;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• опытно-исследовательская деятельность

 · физкультурно-оздоровительные мероприятия.

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические праздники;

• экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

• экологические сказки;

• экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. д.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

1. «Фитобар»

Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных  трав,их пользе для укрепления организма.

2. «Цветочная мозайка(цветник).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений

3. «Тетушка Липа»

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

4. Летняя лаборатория

 Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

5. «Наш огород».

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

8 «Волшебный лес»(ель,клен,сосна,)

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

 9.Яблоня

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.

10. «Птичья столовая»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц,формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц,их значение в природе.

11. «Лекарственная поляна»

Цель :знакомство с лекарственными растениями,закрепление знаний и умений по уходу за ними.

12 . «Зона творчества»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть  увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.

13. «Зона релаксации»

Цель :предоставление возможности для психологической разгрузки.

В результате реализации проекта:

-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

-реализовались новые инновационные технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

По, моему мнению, экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Постоянное общение с природой, выращивание цветов, уход за питомцами живого уголка, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия выработки у детей заботливого и гуманного отношения ко всему живому.  Ребята наблюдают за лесными тружениками - муравьями, слушают шелест листьев, пение птиц, кваканье лягушек.

Учим детей слушать "голос леса". Дети знают лесные ягоды, умеют различать съедобные и ядовитые грибы, знают много лекарственных растений.  Педагоги используют  различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию:

  • экскурсии,
  • экологические занятия,
  • экологические игры, чтение литературы экологического содержания,
  • опытническая работа,
  • проведение ежегодных акции "Берегите первоцветы" и "Птицы - наши друзья".

Считаю, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми широко используется поэзия, альбомы по временам года, таблицы, схемы. В детском саду много картин. Это пейзажи Шишкина, Левитана, Грабаря, Поленова и др. Педагоги используют серию картин "Диких и домашних животных". Собран наглядный материал по экологии.

 Дети вовлекаются в разные мероприятия: "Путешествие в город ", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы" и другие.

В результате целенаправленной работы по формированию экологической культуры старших дошкольников  произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и  наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. 

Выстроенная система работы способствует развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний об объектах и явлениях природы. Особое место в работе педагогов отводится формированию представлений об окружающем природном мире, навыков содержания и ухода за растениями и животными через трудовую, игровую деятельность, художественное слово, изобразительное искусство. Углубленная работа по данной проблеме способствовала достижению следующих результатов:

-  удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях   природы;

-  видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной;

-  расширился и обогатился словарный запас.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ologicheskaya_tropa.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Проект "Экологическая тропа в детском саду"

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической...

Летний проект "Экологическая тропа в детском саду "

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–р...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений &m...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проводился в старшей группе нашего детского сада.Знакомство детей с окружающе природной действительностью, поможет им полюбить а далее и созранить окружающий мир....

Экологический проект «Экологическая тропа в детском саду»

laquo;Охранять природу — значит охранять Родину».М. ПришвинЛюбовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к род...