"Загадочный Север"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Дементьева Ольга Вячеславовна

Занятие направлено на формирование целостного представления о природных зонах Севера, растительном и животном мире; обобщение знаний детей о климатических условиях, об экологических проблемах, возникающих по вине человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия48 КБ
Файл Презентация2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №17

комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Старшая группа.

Тема: «Загадочный Север»

Подготовила и провела:

Воспитатель Дементьева О. В

Санкт-Петербург

2020

Задачи:

Образовательные: формирование целостного представления о природных зонах Севера, растительном и животном мире; обобщить знания детей о климатических условиях, об экологических проблемах, возникающих по вине человека

Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения, бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Материал: Ноутбук, экран, проектор, материал для опыта.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте загадку:

«На столе передо мной

 Закрутился шар земной

 Арктика, экватор, полюс,

 Уместил всю землю ... (Глобус)

А вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам Севера. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. А начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие! (шум самолета)

Слайд № 1 (ледяная пустыня)

Вот мы с вами приближаемся к Северному полюсу.
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.

Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс — это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике) А как ещё называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега). Почему она получила такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут). Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (включить фонограмму северного ветра, вьюги). 

 

Слайд № 2 (полярная ночь)

В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Слайд № 3 (полярное сияние)

Вот   как   описывает   полярное   сияние   один   путешественник:

"Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный   занавес.   Крупные, чёткие   складки   украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились   по   нему   с   одного   края   до   другого.   Отдельные полотнища   занавеса   ярко   вспыхивали   и   тут   же   бледнели".
Дети рассматривают северное сияние на картине.
На смену длинной ночи приходит полярный день
. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
А теперь давайте вспомним какие животные и птицы живут в Арктике. (ответы детей). Молоды, правильно. Как ни сурова природа Севера, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи, белые медведи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.

Слайд № 4 (тюлени, моржи)

Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса.

А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.
А кто еще любит рыбу? Птицы.

Слайд № 5 (кайры, гагары, птичьи базары)

На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.
 В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

Слайд № 6 (белый медведь)
Но главный житель северных просторов — это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами
. Даже моржи могут стать его добычей. Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает, приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведем опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

Итак, наше “путешествие” продолжается. Занимайте свои места в самолете.

А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

«Белый мох на скале, а в расщелине лед.

Старый снег залежался, не тает».

Слайд № 7 (тундра)

Что это за природная зона? Ответы детей (тундра). Что указывает на то, что это тундра? Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

Слайд № 8 (олень, волк, песец)

Как приспособились животные и растения к условиям проживания в тундре?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель,  

олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра). Как приспособились животные к суровому климату севера? Ответы детей (густой мех, толстый слой жира). Правильно, молодцы.  Но из-за своего красивого меха животные и страдают, на них устраивают охоту.

А, как решается вопрос об охране животных? Ответы детей (созданы заповедники).

А кто скажет, что такое заповедник? Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные и птицы). Куда вносят наиболее охраняемых животных и птиц, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу). Почему она красного цвета? Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

Какие животные Севера внесены в Красную Книгу? Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки, олени, песец). Молодцы ребята, правильно.

Пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад. (шум самолета)

Скажите, вам понравилось путешествовать? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Всем спасибо!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

Познавательно – исследовательский проект для детей 4-5 лет «Загадочный Север»

Данный проект позволяет познакомить детей с Севером, как частью света, его климатом, природными условиями и средой обитания животных; даёт возможность приобщить детей среднего дошкольного возраста к к...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...