Познавательно – исследовательский проект для детей 4-5 лет «Загадочный Север»
проект (средняя группа) на тему

Плаксина Анастасия Александровна

Данный проект позволяет познакомить детей с Севером, как частью света, его климатом, природными условиями и средой обитания животных; даёт возможность приобщить детей среднего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zagadochnyy_sever.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития детей»

Познавательно – исследовательский проект

 «Загадочный Север»

                                                     Разработчики проекта:

                                                      Плаксина Анастасия Александровна, воспитатель

                                                      Торчило Татьяна Александровна, воспитатель

г. Шарыпово, 2018г.

Актуальность:

Проблема. Ребенок принёс в группу игрушку белого медведя. Дети заинтересовались ею, стали задавать вопросы: где живёт белый медведь? Спит зимой как бурый медведь или нет? Чем питается? Что такое Север? Кто еще живет на Севере?

 Решили поддержать интерес детей и запустили проект «Загадочный Север».

Цель проекта: ознакомление детей с Севером, как частью света, его климатом, природными условиями  и средой обитания; приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера.

Задачи проекта:

  • сформировать представления детей о Севере;
  • продолжить знакомство с животным и растительным миром Севера;
  • рассказать о природе Севера, его климатических условиях;
  • расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера;
  • активизировать и обогатить словарный запас по теме;
  • развивать любознательность;
  • развивать познавательно-исследовательские качества;
  • воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Сроки реализации: краткосрочный

Участники проекта: дети 4 – 5 лет, педагоги,  родители воспитанников, сотрудники городской детской библиотеки.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с зоной крайнего Севера, с климатическими условиями, особенностями жизни животных и птиц в условиях холода, с коренными народами Севера, их обычаями, бытом;
  • Узнают как взаимодействует человек и природа в условиях низких температур;
  • Дети будут активно использовать полученные знания в дидактических, настольно – печатных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
  • Дети будут учиться беречь природу и заботиться о ней.
  • Пополнится развивающая предметно – пространственная  среда группы.

Основные направления работы по проекту:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- оснащение развивающей предметно – пространственной среды.

Реализация проекта

Этапы проекта

Формы работы

Ответственные

Подготовительный

этап

1. Индивидуальные беседы с родителями о запуске проекта по теме и помощи в оформлении РППС

2. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме.

3.Подбор презентаций, мультфильмов по теме.

4. Подбор дидактических, подвижных игр.

5. Подбор стихов, рассказов, сказок о животных Севера.

6. Рассматривание иллюстраций по теме.

Воспитатели, родители

Основной этап

Познавательное развитие.

1.Беседы с детьми «Что мы знаем о Севере», «Кто живет на Севере», «Как животные приспособились к холоду».

Цель: выяснить знания по данной теме; познакомить с климатическими условиями Севера с животным миром полярного района (название, особенности внешнего вида, название детенышей); развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; закрепление знания о частях света (север и юг); воспитание интереса к окружающему миру; бережному, заботливому отношению к животным.

2. Просмотр презентации «Север».

Цель: познакомить детей с животным миром тундры и Арктики, с приспособлением животных к холодным условиям

3. Просмотр мультфильмов «Умка», «Как Солнце и Луна помирились», «Храбрый Оленёнок».

Цель: познакомить детей с песнями, музыкой, легендами северных народов.

4. Д/игры: «Четвёртый лишний», «Чья мама», «Разрезные картинки», «Какой, какая, какое..», «Угадай по описанию», «Что будет если». «Угадай животное», «Кто что ест», «Чьё гнездо».

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речь; закрепить знания детей о животном и растительном мире Севера.

5. Опыты: «Почему лёд не тонет», «Опыт с водой и маслом», «Что такое прорубь».

Цель: развитие познавательно-исследовательских качеств, любознательности, умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Посещение библиотеки «В поисках Умки»

Цель: продолжать знакомить детей с животным и растительным миром тундры и Арктики, с коренным населением; воспитывать уважение к книге.

Речевое развитие.

1. Чтение сказок народов севера Якутская сказка «Кукушка», Эсскимоская сказка «Голубая бусина», Ненецкая народная сказка «Кукушка», сказка о живой воде», нганасанская сказка «Как луна стала помощницей путников», нивхская сказка «Тюлень и камбала», нганасанская сказка «Старик и птичка». Рассказ Б.Жидкова «На льдине», сказка В.Катаева «Цветик – семицветик».

Цель: познакомить детей с фольклором народов Севера; воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, к их культуре и обычаям.

2. Заучивание стихотворений «Север», Северное сияние», «Мечты об Арктике».

Цель: развитие связной и выразительной речи, активизировать и обогащать словарный запас по теме, продолжать развивать образное мышление, память, зрительное внимание, воображение, поэтический слух.

3. Отгадывание загадок о животных Севера.

Цель: продолжать учить детей узнавать животных по описанию, знакомить с разнообразием животного мира Севера.

4. ООД Составление описательного рассказа по картине «Белые медведи»

Цель: учить составлять рассказ по картине. Закреплять умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных: густая шерсть,  сильные лапы. Использовать в речи антонимы (сильный - слабый, большой - маленький). Воспитать добрые чувства к животным, поддерживать желание больше узнать о животных разных частей света.

5. Описание животных по схеме.

Цель: продолжать учить детей описывать животных опираясь на схему; учить составлять предложения, объединять эти предложения в короткий рассказ. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, упражнять в образование притяжательных прилагательных. Закрепить умение детей составлять распространенные предложения с однородными определениями.

Физическое развитие.

  1. Подвижные игры:  

народная игры Коми«Охота на оленей»; «Не наступи в воду», «Олени и пастухи», «Ловля оленей», «Куропатки и охотник», «Льдинки, ветер и мороз», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Покажи животное».

Цель: познакомить детей с играми народов Севера; развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, координацию.

2. Образовательная деятельность по физической культуре на тему: «Умка в гости ждёт ребят»

Цель: формировать пространственные понятия, умение ориентироваться в пространстве, правильную осанку при выполнении ОРУ; закреплять умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге; развивать координацию движений в прыжках, в упражнениях на равновесие, быстроту в подвижных играх.

3. Ритмика «Найти маму медвежонка»

Цель: учить детей воспринимать музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; развивать основы музыкальной культуры; формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце; развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища.

Художественно-эстетическое развитие.

1. Аппликация «Белый мишка»

Цель: учить детей использовать метод обрывания бумаги в аппликации; развивать творчество, воображение, самостоятельность, активность; закреплять приёмы аккуратного наклеивания бумаги.

2. Коллективная работа лепка «Мы на Севере»

Цель: закреплять умения детей лепить северных животных, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

3. Рисование «Северный олень», «Девочка в национальной одежде»

Цель: закреплять умение рисовать животных и людей, элементы национальной одежды, смешивать краски.

4. Музыкальное занятие «Мелодии Севера»

Цель: формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание; развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образы животных, птиц, изображая их характер, повадки, мимикой, пластикой, различными танцевальными движениями; вовлекать детей в совместную творческую деятельность; реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Беседа на тему: «Правила безопасного поведения на льду», «О правилах поведения во время морозов».

Цель: Сформировать представления о правилах безопасности в зимнее время; воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям.

2.  С/р игра «Мы поедем, мы помчимся..», «Мы полярники».

Цель: познакомить детей с животным и растительным миром тундры и Арктики. Познакомить с профессиями людей, работающих на полярной станции.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели,

родители

Воспитатели

Воспитатели, работники библиотеки

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Инструктор по физической культуре, воспитатель

Инструктор по физической культуре, воспитатель

Педагог дополнительного образования, воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Муз. Руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Работа с родителями:

Сбор литературы;

Изготовление с макетами;

Беседы с детьми по теме;

Просмотр фильмов и мультфильмов про север.

Родители

Заключительный этап

Показ для детей младшей группы  сказки «Ворон Кутха» с использованием теневого театра

Цель: закреплять полученные знания детей по данной теме, развивать диалогическую речь, умение сопоставлять себя с персонажем; воспитывать желание поделиться знаниями, делать приятное другим детям.

Воспитатели

В результате проекта дети узнали много нового, интересного о Севере, его климатических условиях, познакомились с животным и растительным миром, с коренными народами Севера их культурой и обычаями. Пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей 5-7 лет "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ!"

Проект направлен на решение вопросовпознавательного и творческого развития детей всоответствии с базовыми образовательнымипрограммами....

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»...