Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Родькина Людмила Михайловна

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osenniy_les.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Путешествие в осенний лес»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Обучающие задачи:

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени

Учить составлять сложно – подчинённые предложения передающие сравнение двух периодов осени

Активизировать словарь существительными,  прилагательными, глаголами отражающие  признаки осени.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

Развивать умение красиво отражать свои мысли в длинных предложениях.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени.

Модели, используемые в непосредственной образовательной деятельности.

Схема - карточка: линька,  окраска, заготовка запасов, зимняя спячка, бодрствование.

Оборудование:

Аудио запись с пьесами П.И. Чайковского «Времена года»

Демонстрационная картина «Ранняя осень», «Золотая осень» из сборника иллюстраций «Добро пожаловать в экологию» издательство «Детство – пресс», стихи А.С. Пушкина «Осень» , И.А. Бунина «Листопад».

«Волшебный мешочек» с предметами: муляжи - желудь, гриб, орехи.

Небольшие картинки животных: лисы, волка, белки, медведя, лося, бобра.

           Образовательные области:

Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

           Виды деятельности:

 Коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, музыкально – художественная, чтение художественной литературы, двигательная деятельность.

           Формы работы:

Беседа, слушание, чтение и обсуждение, решение проблемной ситуации, моделирование, игровое упражнение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

   Педагог.  Ребята, сегодня мы совершим путешествие в осенний лес. Вы готовы?

   (дети: «Да»)

Педагог. А.С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Послушайте одно из них, которое называется «Осень» (выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень», обращает внимание на красоту поэтического слога,  затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.)

Педагог. Правильно. Здесь говорится об осени. А какое сейчас время года?

Как вы догадались? ( Выслушивает и уточняет ответы детей) Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как началась осень.

(Открывается демонстрационная  картина «Ранняя осень»). Проводится обсуждение картины по следующим вопросам:

  • Какой был лес в начале осени?
  • Что подсказывает вам, что осень уже наступила?
  • Какими дарами щедра ранняя осень? Вспомните дары леса, сада, огорода.

Педагог. Ребята, а как называется следующий период осени? (Открывается демонстрационная картина «Золотая осень»). Как называют пору осени, когда  все деревья, кустарники, трава окрашена в желтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей). Да, такое время называется золотая осень. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети.  

Педагог: Вспомните, дети, когда мы с вами гуляли в парке, вдруг подул ветер и на нас полил  желтый, золотой дождь, мы все  засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? ( Листопад) Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? ( Клён, берёза, лиственница и т.д.) А почему листья на дереве желтеют и опадают? ( Деревья  сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.)Послушайте, как поэт И. Бунин описывает это явление в своем стихотворении « Листопад» (Педагог читает стихотворение И. Бунина « Листопад»)

Физкультминутка.

Педагог. Ребята. Давайте изобразим листопад. Пусть каждый на минутку станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружится, падает на землю.  Звучит  пьеса П.И. Чайковского « Октябрь»,  (дети изображают движение листиков в воздухе)  

Педагог. А как выглядят сейчас наши лес, сады, поля, огороды? (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно, иногда идёт снег, многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы уже улетели.)  Как называется этот период осени? (Поздняя осень)

Педагог. Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? Воспитатель  выкладывает на стол карточки с изображением животных, дети выбирают карточку животного. С помощью карточек - моделей, дети рассказывают об изменениях в жизни животных с наступлением холодов.  Примерный рассказ детей с использованием моделей: У лисы  шерсть становится гуще, меняется её цвет с серо - бурого на рыжий. Запасов лиса не делает, так  как зимою днём не спит.  Ночь проводит в своей норе.

Педагог: Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Волшебный мешочек». И узнаем с вами, кто сделал эти запасы на зиму.  (Воспитатель выкладывает картинки на стол.) Дети,  вынимая один предмет из мешочка, говорят, что это,  и  кто это заготовил.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Какое время года перед осенью? Какое будет время после осени? (ответы детей)

А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (Ответы детей). Давайте с вами вспомним народные приметы об осени, которые когда- то были подмечены народом на основе наблюдений за жизнью природы: «Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме», « Паутина стелется по растениям – к теплу» и др.

Педагог: Ребята, мы столько сказали прекрасных и красивых слов об осени, столько всего вспомнили, а давайте  в заключение нашего занятия пройдём по чудесной галерее наших картин и поделок из природного материала.

Технологическая карта к занятию

Тема: « Путешествие в осенний лес»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Обучающие задачи:

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени

Учить составлять сложно – подчинённые предложения передающие сравнение двух периодов осени

Активизировать словарь существительными,  прилагательными, глаголами отражающие  признаки осени.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

Развивать умение красиво отражать свои мысли в длинных предложениях.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА

      ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

                              Вводная часть

1.Знакомит детей  с особенностями предстоящей деятельности

2.читает стихотворение

3.задает вопрос: о каком времени года идет речь?

1.Дети осознают, принимают поставленную задачу.

2.дети внимательно слушают.

3.дети думают, отвечают

            Основная часть

1.делает установку: А теперь давайте вернемся в прошлое и вспомним, как начиналась осень

2.открывает картину «Ранняя осень», задает вопросы по картине

3.задает вопрос: как называется следующий период осени?

4.открывает картину «Золотая осень» и задает вопросы по картине

5.предлагает вспомнить прогулку в парке и задает вопросы о ней

6.читает стих об осени

7.физкультминутка:

Предлагает изобразить листопад под музыку

8.создает проблемную ситуацию и задает вопрос: как называется следующий период осени?

9.задает проблемный вопрос: какова жизнь зверей осенью?

10.подводит детей к разрешению проблемной ситуации с помощью карточек – моделей

11.предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек»

1.дети вспоминают, отвечают

2.рассматривают, анализируют, отвечают на вопросы

3.дети думают, отвечают

4.рассматривют, анализируют, отвечают на вопросы

5.вспоминают, размышляют, отвечают на вопросы

6.слушают

7.выполняют упражнения

8.дети думают, высказывают мнения

9.думают, вспоминают, анализируют, отвечают на вопрос

10.рассматривают, анализируют, сравнивают, составляют рассказ

11.играют в игру, размышляют, рассказывают

        Заключительная часть

12.подводит итог,

задает обобщающие вопросы об осени

13.предлагает вспомнить народные приметы об осени, называет несколько примет

14.предлагает просмотреть картины и поделки из природного материала, изготовленных детьми заранее

12.Размышляют, высказывают мнения

13вспоминают, называют;

слушают, запоминают

14.рассматривают, обсуждают, высказывают мнения, делятся впечатлениями от выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Волшебников»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеЦель: Обобщение и закрепление навыков по разделу «Развитие связной речи» с использованием наглядного моделированияпрезентация по адре...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в сказку"

Увлекательное занятие-приключение входе которого определяется уровень усвоения детьми пройденного материала....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие к Дереву Мудрости"

Программное содержание Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи Задачи: Образовательные • Упражнять в умении определять первый и последний звук в слов...