Сообщение "Ознакомление дошкольников с искусством"
материал по окружающему миру

Ломакина Юлия Викторовна

В сообщении идет речь об основных видах искусства, методах и приемах ознакомления дошкольников с искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oznakomlenie_doshkolnikov_s_iskusstvom.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Сообщение с презентацией

«Ознакомление дошкольников с искусством»

Подготовила:

 воспитатель Ломакина Ю.В.

г. Электрогорск – 11.02.2020 год

        Искусство.        2 СЛАЙД

Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.

                                                                                                       3 СЛАЙД

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а все наглядное близко ребенку дошкольного возраста. Великие люди говорили, что искусство призвано…

• «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)

• «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р. Кент)

• «озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман)

• «исправлять природу» (Вольтер)

Эти высказывания раскрывают педагогические возможности при ознакомлении дошкольников с искусством.

Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Прежде чем говорить о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, напомню о видах и жанрах изобразительного искусства.

       Виды  искусства:        СЛАЙД 4

пространственно- временные

  • Хореография;
  • Кино и театр;
  • Цирк.

временные (длятся во времени)

  • Музыка;
  • Литература

пространственные (занимают пространство)

  • Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина);
  • Графика;
  • Скульптура;
  • Архитектура;
  • Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное);
  • Фотография;
  • Дизайн.

                     СЛАЙД 5

В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами  искусства создаёт условия для их развития.

Нейролингвист, профессор СПБГУ  Татьяна Черниговская объяснила, почему в эру суперкомпьютеров людям нужно обратить внимание на искусство:

«Мы оказались в другом типе цивилизации – это свершившийся факт. Переиграть компьютеры невозможно, и  только в искусстве – человека не превзойти. Необходимость искусства очевидна. Оно дает возможность человеку пройти не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, дает опыт того, что не случилось. То есть искусство – вторая жизнь.   

 Меня часто спрашивают, как отвлечь ребенка от компьютера? Приобщать к искусству. В искусстве наше спасение в век всеобщей компьютеризации».

Задача воспитателя - так организовать занятия по художественно - эстетическому развитию детей, чтобы они носили активный и творческий характер.

        СЛАЙД 6

Методы ознакомления дошкольников  искусством.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусством можно использовать следующие методы: наглядные и словесные

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

 Картины и репродукции применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для данного предмета или явления.

    Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета.

     Кроме наглядного метода, важнейшим методом при ознакомлении дошкольников с искусством является словесный метод. Художественное слово помогает полнее раскрыть содержание предмета искусства, лучше понять и оценить его значение.                                                             СЛАЙД 7                                  

     Приведу пример. У меня есть картина новогодней елки с подарками. Скажите, какой величины елку каждый из вас представил, где она находится, есть ли на ней игрушки, фонарики и какие подарки?                        СЛАЙД 7                                    

                                                                                                                  СЛАЙД 8

Р. М. Чумичева в своей книге «Дошкольникам о живописи» предлагает для более успешного ознакомления с произведениями изобразительного искусства следующие методы и приемы.

Приемы ознакомления дошкольников с искусством.

  • Прием пояснения 
  • Прием сравнения
  • Прием акцентирования
  • Прием оживления детских эмоций
  • Прием музыкального сопровождения 
  • Игровые приемы

                                                                                                        СЛАЙД 9

Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Этот прием помогает всматриваться в картину. Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Дети внимательно слушают рассказ по картине, смотрят и видят детали, соотносят изображенные предметы с реальными, выделяют главное в содержании произведения, устанавливают связи между предметами и явлениями, изображенными на картине. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

        СЛАЙД 10

Прием сравнения  можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы - умение делать анализ и выводы на основе умозаключений. Например, я использую при сравнении одной картины с другой. Направляю внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное, например, для весеннего дня. Прошу детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный (ясный) день в картине.

Ясный и пасмурный день (ранняя и поздняя осень), «Сравни лапы у слона, лошади и таксы», «Сравни, как растут ветки у сосны и у ели»...

Дидактические игры «Найди фигуру по силуэту»; «Собери целое из частей», «Что из чего?», «Угадай роспись?», «Разложи по домикам» ( виды искусств) и др.

        СЛАЙД 11

Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине. Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение. Вопросы обобщенного характера задаются в том случае, если дети приобрели умение ее анализировать. В программе «Тропинки» для активизации деталей картины предлагают использовать увеличительное стекло и бинокль. Детям предлагают представить, что можно увидеть, услышать, почувствовать, оказавшись в том месте, которое изображено на картине. Рассказать, что было до момента, изображенного на картине, что может произойти после. (Картины «Зайцы на снегу», «Кошка с котятами»…) Прием «вхождения» в картину. Этот прием оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей. Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

        СЛАЙД 12

Прием оживления детских эмоций используется для лучшего восприятия детьми характера изображенного персонажа («изобрази этого котенка», «почему заяц поднял уши и смотрит в даль», «что ты чувствуешь, глядя на …»)

Игровой прием, при помощи которого можно заинтересовать ребенка содержанием картин. Например, «Кто точнее передаст движение», «Изобрази зайчика», «Покажи лисичку».

        СЛАЙД 13,14

       Прием  сопровождения ( музыкального и художественного) используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей о предмете искусства. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом. Для более точного восприятия картины, можно подобрать подходящее произведение стихотворной формы.

        СЛАЙД 15

Игровые приемы.

Например, создание «живой» картины.  

Рассмотрим пример ознакомления воспитанников подготовительной группы с картиной «Собака со щенятами».

Стих-загадка.        

В.Берестов

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

1.Пояснение: короткий рассказ по картине.                                    СЛАЙД 17

2.Прием сравнения: предложить детям сравнить характеры щенков.

3.Прием акцентирования деталей: предложить детям исследовать картину с лупой и биноклем, «фотографирование».

4. Прием оживления детских эмоций: игра малой подвижности «Изобрази», где детям предлагается изобразить «Соню», «Шалуна» и «Обжору».

5. Прием сопровождения: во время игры используется песня «Мой щенок» (слова Синявского П., музыка Чичкова Ю.)

6. Предложить детям по схеме составить описание картины.

7. Описание картины 2-3 детьми.

8. Игра «Живая картина» (каждого героя спрашиваем, к какому миру он относится, живому или неживому (природному или рукотворному), что было до момента, изображенного на картине, что с ним происходит сейчас, что будет потом, какой он?)

Схема описания картины.

  1. Придумать название картины.
  2. Кто или что изображено на переднем плане.
  3. На каком фоне находится изображение.
  4. Какое общее настроение (впечатление) от картины.

Например, использование различных игровых приемов при подготовке занятия «Богородский медведь».

        СЛАЙД 15

 На самом занятии детям предлагается рассмотреть резную фигурку медведя. А также ответить на вопросы. Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы) Приведите пример монументальной скульптуры в нашем городе ( памятник основателю города  Р.Э. Классону) Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

К какому виду скульптуры  относится богородская игрушка? (скульптура малой формы)

 Назовите  материалы, из которых выполнены представленные  на картинках скульптуры малых форм (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло) Изображение животных называют анималистикой.

Загадка

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.

(Медведь).

Физкультминутка

«Медвежата».

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили…

- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно рассматривать с разных сторон)

   История создания богородской игрушки…

- На какую геометрическую фигуру похоже тело медведя? (на овал)…

- Как передал скульптор то, что тело медведя покрыто шерстью?

                                                                                              СЛАЙД 16

Приемы ознакомления детей с изобразительным искусством.                                                

• беседы об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах ( рассказ педагога дается после того как дети самостоятельно рассмотрели картину, картины необходимо размещать в группе за несколько дней до ее изучения на занятии);

• чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание красочных иллюстраций;

• рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов (многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры);

• рассматривание эстетических объектов созданными детьми (выставки поделок, предметов для игр, привлечение детей к созданию ппрс);

• исследовательские  минипроекты  («Знаешь, как получить такие оттенки?», «Инструменты художника», «У кого какие лапы?»);

• экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки (дошкольники посещают музеи вместе с воспитателями или родителями);

• творческие проекты  совместно с родителями «Наш музей - альбом», «Как мы путешествовали…», «Наша семейная коллекция», «Выставка портретов», «Выставка натюрмортов», «Выставка пейзажей»…

• ситуации индивидуального и коллективного творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату ( создание тематических альбомов «Росписи», «Как нарисовать животное?», «Рисуем дом», «Рисуем деревья», «Рисую просто так»), различные коллективные работы ( «Праздник урожая», «Листопад»…);

• использование современных информационных технологий: ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей;

• упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности (игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Художественный салон», «Экскурсия по выставке картин», «Найди ошибку в рассказе о картине», «Найди ошибку художника»);

• использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства - музыкой, литературой, изобразительным искусством. Умелое использование музыки, выразительное чтение усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

• создание творческих работ на темы, предполагающие свободное самовыражение детей «Звуки красок», «Песня солнечных лучей», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти», «Танцы Вьюги - завирухи», «Каменный цветок в холодных и теплых тонах»...

• сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник и материалов.

Это могут быть: коллаж, бумагопластика, пластилинография, лепка из соленого теста, папье-маше, аппликация из различных природных материалов (в том числе и круп)  и др.

   Выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит:

  • от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;
  • от возраста детей и уровня их развития;
  • соответствия образовательной программе ДОУ.

Минивикторина:

1.Какого стиля в архитектуре не хватает? (Античного:греческий Парфенон)

2.Какого народного промысла нет в программе ДОУ (Петриковская роспись)

3. Какие художественные промыслы находятся рядом с нами? (Все: Павлово-Посадские платки, Софринская церковная утварь, Жестовские подносы (Мытищи), Гжель (Раменский район), Ковровская игрушка (Владимирская область), Палех (Ивановская область)

Список литературы.

1. Казакова Т. К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г.

2. Чумечева Р. М. «Дошкольникам о живописи», (Книга для воспитателя дет. сада)1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно т...

Развитие представлений дошкольников об искусстве Хакасии посредством проектной деятельности

В данной статье содержится информация о роли народно-прикладного искусства в эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников. Представлен проект "Нет у народа ценнее даров, нежели руки его масте...

знакомим дошкольников с искусством

Данный материал представлен в виде информационной ширмы для родителей "Знакомим дошкольников с искусством"...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...