Развитие представлений дошкольников об искусстве Хакасии посредством проектной деятельности
статья (окружающий мир, старшая группа) по теме

Чертыкова Ирина Анатольевна

В данной статье содержится информация о роли народно-прикладного искусства в эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников. Представлен проект "Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ИСКУССТВЕ ХАКАСИИ

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитать патриотические чувства в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего назидания – главная задача сегодняшнего дня. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Необходимость приобщения детей к национальной культуре как основе патриотического воспитания, трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

 Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.  Культурное наследие любого народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить.  

Почему выбрана тема знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством Хакасии? Считаю, что формирование у детей чувства любви к Родине, лежит через воспитание любви к «малой» родине и достигается путем погружения детей в мир искусства родного края. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства как элемента патриотического воспитания детей отмечали многие отечественные педагоги. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями, оно неотделимо от повседневной жизни народа. Издавна семейное ремесло объединяло всех членов семьи, старшее поколение с большим удовольствием  передавало и делилось своим опытом и секретами мастерства с младшим  поколением. Большинство современных людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жил коренной народ? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы дошкольников помогает проектный метод, который позволяет детям проявить инициативу и творчество, развить умения самостоятельно добывать знания. В совместную деятельность по реализации проекта вовлечены не только дети и воспитатели группы, но и специалисты ДОУ, семьи воспитанников.  

  Проект для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к  декоративно-прикладному искусству Хакасии «Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров».

Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.

Длительность проекта: долгосрочный (1 неделя).

Цель проекта: создание условий для развития интегративных качеств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством Хакасии.

 Задачи проекта:

  1. создать систему работы, по приобщению детей к истокам хакасской народной культуры, через  ознакомление с разными видами декоративно-прикладного искусства;
  2. привлечь семьи в воспитательно-образовательный процесс;
  3. создать условия для  самостоятельного  получения знаний,  умений детьми;
  4. воспитывать интерес  и любовь к культурным традициям Хакасии;
  1. способствовать формированию творческого и духовного патриотизма.

Проект «Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров»

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

Познание

«Волшебные руки дедушки  Алачона» (знакомство с гончарным искусством, исследование свойств глины);

«Сундучок бабушки Мелей» (знакомство с искусством вышивания, особенностями хакасского орнамента);

«Сувениры Хакасии» (соотношение предметов по количеству, количественный и порядковый счет).

Д.и. «Угадай что?» (закрепление особенностей разных видов декоративно – прикладного искусства в схемах);

«Как пройти на выставку?» (ориентировка по плану детского сада);

Д.и. «С какого платья лоскуток?» (развитие зрительно -пространственной ориентации);

Д.и. «Четвертый лишний» (закрепление видов декоративно – прикладного искусства);

 Опыт «В каком кувшине больше?» (развитие представлений об объемной величине с использованием условной мерки).

Чтение художественной литературы

Грузинская сказка «Царем быть не ремесло»; армянская народная сказка «Ремесло дороже золота»; А.Томилин «Сказка о мастере на все руки»; стихотворение  А.Карамышев «Гончар», Г.Люшнин «Мастерица».

Коммуникация

Составление описательного рассказа «Платье Тарины».

«Кто умеет  шить золотом, не пойдёт  бить молотом» (пословицы о ремесленном деле);

Д.и. «Продолжи узор», «Обведи орнамент и раскрась» (подготовка руки к письму).

Художественное творчество

Синтез искусств «Секреты старого кедра» (знакомство с искусством – резьба по дереву);

Нетрадиционное рисование «Чудеса чеканки» (знакомство с чеканным ремеслом, элементами техники  чеканки на фольге);

Лепка «В магазине глиняной посуды» (из глины);

Рисование «Украсим рукавичку» (создание декоративной композиции на основе элементов хакасского узора).

«В маминой шкатулке» (рассматривание женского хакасского украшения - пого);

«Вышивки – дочурки под иглой родились юркой» (шнуровки);

Д.и. «Сложи орнамент»; «Подбери одежду»;

«Выложи узор» (аппликация из цветных камней);

Аппликация «Подарок другу» (составление орнамента на картонной одноразовой тарелке);

Экскурсия по территории детского сада «Сказочная полянка » (знакомство со скульптурой из дерева);

«Хоть  кувшин, хоть  самовар из глины вылепит гончар» (изготовление изделий за гончарным кругом).

Музыка

Прослушивание музыкальной зарисовки Т.Шалгиновой «Хакасский орнамент», О.Токояковой «Танец девушек»;

Прослушивание песни «Ярмарки краски», «Золотая ярмарка»;

«Ложкари» (музыкальные игры с деревянными ложками).

Социализация

Хакасская игра «Спрячь рукавичку»;

Игра «Где живет дедушка Алачон?» (развитие слухового внимания).

Безопасность

Ситуативный разговор «Как работают вышивальщицы?» (правила безопасности при работе с иглой); «Что должны знать резчики по дереву?» (правила безопасного труда резчиков).

Труд

Ситуативная беседа «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться» (о значении труда мастеров прикладного искусства);

Д.и. «Кому что нужно».

Работа с родителями

«Клуб выходного дня» (семейное посещение выставок краеведческого музея, выставочного зала «Чылтыс»);

Семейный просмотр мультфильма «Сказки старого Усто»; «Крылатый мастер»; «Чудесный колодец»; «Волшебная птица»; Видеозапись «Герои мультфильмов в деревянной скульптуре»;

Подбор информации и наглядного материала по теме проекта;

Викторина «Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве Хакасии?»;

Опрос «Увлечения в вашей семье?»;

Консультация «Как и чем, увлечь ребенка?».

Результат проекта

Создание иллюстративного альбома «Город мастеров»;

Презентация  «Мы увлекаемся, нас увлекает...» (презентация  интересов и увлечений  членов семьи: плетение, вышивание, резьба по дереву и пр.);

Развлечение «Сибирская ярмарка»;

Выставка детских работ.

В результате проектной деятельности дети:

  1. могут  узнавать  произведения  декоративно-прикладного искусства Хакасии: чеканку, резьбу по дереву, гончарные изделия, вышивку;
  2.  знают  историю, особенности хакасского народного костюма; специфичность хакасского узора;
  3. имеют представления о выразительных средствах  декоративно-прикладного искусства (национальный колорит, содержание узора, техники изобразительного искусства);
  4. могут использовать нетрадиционные техники изобразительного искусства,  получать удовольствие от своей работы;
  5. используют в активной речи  названия элементов народного промысла;
  6. бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
  7. развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  8. проявляют интерес к народному творчеству как эталону красоты; привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Проводимая работа показала, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей патриотических чувств. Результаты наблюдений показывают положительную динамику в поведении детей. Это проявление заботы о членах своей семьи, о детском саде, друзьях; бережное отношение к предметам и вещам; отражение полученных знаний в творческой деятельности; проявление интереса к красивому. Все это подтверждает  целесообразность деятельности в условиях проекта и саму тематику проекта.

Литература

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  5. Коленченко В.А. Формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста средствами народного творчества: Методические рекомендации. Абакан,2009.
  6. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан, 2004.
  7. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности"

Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....

Формирование патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Мною, Степановой Н.Н. была выбрана тема по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».Актуальность...

Познавательно-речевое развитие дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

ull;Цель - совершенствование речевого развития и раскрытии личностного творческого потенциала дошкольников, используя современные инновационные технологии в работе учителя-логопеда....

План работы по самообразованию « Формирование нравственно-патриотических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Проекты состоят из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о семейных ценностях, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество...