Экологическая тропа в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Февралева Жанна Николаевна

«Юные экологи»

Экологическая тропа в подготовительной группе

Воспитатель Февралева Ж.Н.

«Охраняйте природу! Она не имеет никулака,

ни зуба, чтобы защищатьсяот недругов.

Её сокровища вверенынашей совести,

справедливости, уму иблагородству.

Л. Леонов

Актуальность

Формирование экологической культуры следует  начинать уже в детском саду. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.

Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель :Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи :

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
  4. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
  5. Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
  6. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  7. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  8. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropinka.docx168.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Юные экологи»

Экологическая тропа в подготовительной группе

Воспитатель Февралева Ж.Н.

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,

ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

 Её сокровища вверены нашей совести,

справедливости, уму и благородству.

Л. Леонов

Актуальность

Формирование экологической культуры следует  начинать уже в детском саду. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.

Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи :

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
  4. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
  5. Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
  6. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  7. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  8. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант;  игры (дидактические, соревновательные,  подвижные);

Ход развлечения.

В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».

Воспитатель : Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?

Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.

Выходят на улицу.

1 этап: игра «Экологический светофор»

-А знаете ли вы правила поведения в лесу?

- Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.

3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

4. Не сбивай грибы.

5. Не разжигай костёр.

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Решение экологических задач

Ход игры.

Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный

Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.

1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

В: Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2.Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птичке это не понравиться, -сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы думаете, папа правильно поступил?

3.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.

-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы..

2 этап « Мусору бой»

Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребем листья в кучи.

Идет уборка участка.

Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».

Ход игры :

Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:

-За что бы природа сказала вам «спасибо?»

-За что бы природа могла на нас рассердиться?

Дети получают фишки: за ответы на первый вопрос красного цвета и зеленого цвета за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить зеленые фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.

Проведение подвижных игр «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.

3 этап « Птичий городок»

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Ответ: Кормушка

-Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц

- Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: В лесу, в парке.

- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

- Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

-А какие птицы живут в лесу?

Дети: Скворцы, грачи, совы.

- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?

Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Ход игры.

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.

Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.

Воспитатель : Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.

4 этап «Полезный чай»

Воспитатель -.Обратите внимание, на карте видно, что следующий этап нашего маршрута находиться в группе. Интересно, что нас там ждет?

Группа заходит в детский сад, дети раздеваются.

Дети находят коробку с картинками шиповника, цветками зверобоя и липы.

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Воспитатель  вручает детям эмблемы и поздравляет детей.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb-preview/1647277/a82cf9c9-8e97-4a55-a3b9-06990a98beb9/orig

Зверобой

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb-preview/1905943/fa46ee82-6d76-47f4-8208-6f79caba8a9f/orig

Шиповник

Когда я был маленьким, вместо бесцельного лазанья по деревьям с друзьями, бабушка вручала мне торбу и поручала собрать липовые цветки.

ЛИПА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт по экологической тропе старшая, подготовительная группы

в этом документе представленны виды троп и их краткое описание, без карта- схемы....

Экологическая тропа в подготовительной группе "Юные экологи"

Экологическая тропа способствует формированию экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.  Благода...

Конспект прогулки по экологической тропе в подготовительной группе «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»

В конспекте описана прогулка с детьми подготовительной группы по экологической тропе, в ходе которой, дети закрепляют знания об осени, устанавливают причинно-следственные связи. знакомятся с новыми об...

Экологическая тропа « Зима» Подготовительная к школе группа

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы. Всем другим бесснежным зимам...Н. Асеев...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....

«Юные экологи» Экологическая тропа в подготовительной группе

Экологическая тропа представляет собой маршрут в природу, проходящий через природные объекты. Это путешествие по территории детского сада, в котором дети изучают разные природные объекты: деревья, вод...