Занятие по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурова Татьяна Геннадьевна

Занятие в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром

•        Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка».

•        Познакомить с новым словом « Удаленький», помочь понять его значение, расширить словарный запас детей.

•        Уточнить и конкретизировать представление детей о том, что есть вещи, сделанные из метала, а есть из дерева;

•        учить находить эти вещи в ближайшем окружении.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с русскими народными сказками

2. Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.

3. Рассматривание домашней утвари с применением загадок о ней.

4. Знакомство детей с металлом и деревом.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, оформленный элементами русской народной избы. Навстречу детям выходит хозяйка избы.

Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом дому. Зовут меня Анна Викторовна. Здравствуйте (кланяется).

Русь деревянная - края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные. Раздольные русские песни поют.

А почему Русь называют деревянной, вы знаете? (Ответы детей)

Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда. Из

обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы (Показывает шкатулку).

Наша изба - ровно тепла. Дом вести не лапти плести.

Мы знаем много старинных домашних предметов. Попробуйте отгадать, о чем я говорю:

«У нее в печурочке - золотые чурочки» (Дрова в печи)

«Два брюшка, четыре ушка» (Подушка)

«Черный конь скачет в огонь» (Кочерга)

Разойдитесь по залу посмотрите все предметы, они стоят на столах. А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из металла.

Дидактическая игра « Найти правильно»

(Дети выполняют задание. Потом вместе проверяют его. Игра повторяется. Девочки выполняют задание мальчиков. При проверке задания воспитатель использует слова: «Маленький» и «Удаленький»).

Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку).

Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика.

Дети, а вы большие человечки или маленькие? (Дети отвечают).

Хозяйка: Значит вы еще маленькие человечки. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький» Что это значит? (Дети отвечают).

Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: « Смелому человеку никакое дело не страшно» А вы знаете пословицы о смелости? (Дети отвечают).

Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удалого мальчика Жихарки. Жихарка - это и есть удалец.

А теперь приготовьте глазки, ушки.

Расскажу я вам сказку.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Показ кукольного театра. Сказка «Жихарка».

(В конце сказки общая пляска под русскую народную мелодию).

Хозяйка: Видите, какой находчивый был Жихарка. Так по доброму и закончилась наша сказка.

А почему такой добрый конец у сказки? (Дети отвечают).

Хозяйка: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

А сейчас мы с вами проверим, кто же похож на Жихарку. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки и найти к ним рисунки.

1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел....» Из какой сказки эти слова? Покажите рисунки. Их нарисовали старшие дети.

2. «Вы козлятушки, вы ребятушки....»

3. «.. .Сяду на пенек, съем пирожок...»

4. « Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня же и выгнала...»

Хозяйка: Молодцы! Вот сколько находчивых и смелых героев мы нашли. Как мы их называем?

Правильно: « Маленькие да удаленькие».

Мы с вами тоже маленькие да удаленькие, давайте поиграем в игру «Карусель»

«Эй! Кого на праздничной неделе

Не катала на карусели?!

Все сюда ко мне сбегайтесь

И бесплатно покатайтесь».

Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.

Игра «Карусель»

Хозяйка:

Раз-два, раз- два.

Вот и кончена игра!

Жил был Колоброд,

Он развел огород,

Уродился огурец

Играм, скачкам конец!

А теперь пришла пора нам проститься. До свидания, гости дорогие! (Дети прощаются и выходят из зала под русскую народную музык).

Литература:

1.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет: - М., 1987.

2.        Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Часть 1-2: - Владимир, 1995.

3.        Ильчук Н.П., Гербова В.В. хрестоматия для дошкольников 4-5 лет: - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром "Кто в теремочке живет?"

Программное содержание:- обучение детей самостоятельному построению связного и выразительного речевого высказывания; формирование у детей умения правильно называть животных, рассказать об их повадках....

Занятие НОД по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром по русской народной сказке "Теремок"

Цели: развивать интерес к народному творчеству, расширять знания детей о диких животных....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...