В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Федченко Надежда Ивановна

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкретизировать нравственные понятия и требования морали.

Диалогическая форма изложения басен – прекрасный материал для выработки навыков выразительного чтения: для упражнения детей в чтении вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений, в нахождении соответствующих смыслу интонаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В мире басен52 КБ

Предварительный просмотр:

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Программное содержание

  1. Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
  2. Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
  3. Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
  4. Развитие речи.
  5. Обогащение и активизация словаря.

Предварительная работа

  1. Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
  2. Показ диафильмов «Басни И.А. Крылова», «Дедушка Крылов» и др.
  3. Прослушивание басен Крылова в грамзаписи.
  4. Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.
  5. Инсценирование басен С. Михалкова «Сорочий язык», «Ворона и Рак», И. Крылова «Лиса и Журавль», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей» и др.
  6. Оформление выставки книг Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

Оборудование

  1. Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты.
  2. Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
  3. Книги-раскраски «Басни Крылова».
  4. Диафильмы.
  5. Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.
  6. Атрибуты для инсценирования басен: два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).

Ход занятия

Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни…

Дети. Басни.

Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.

В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.

В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»…

Что такое басни, вы уже знаете. Это…

Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети. Стихотворение.

Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

А какие вы знаете басни?

Дети. «Сорочий язык», «Ворона и Рак», «Два товарища», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».

Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно. А как ещё вы знакомились с баснями?

Дети. Мы смотрели диафильмы, слушали пластинки и кассеты с записями басен.

Педагог. С баснями Лафонтена я вас познакомила. Они похожи на…

Дети. Сказки.

Педагог. А почему?

Дети. Они начинаются, как и сказки, со слов «жил-был» или «жили-были».

Педагог. Правильно. А как писал басни Лев Толстой?

Дети. Как рассказы.

Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня «Два товарища». Кто написал эту басню?

Дети. Её написал Лев Толстой.

Педагог. О чём говорится в этой басне?

Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: «Ну что тебе медведь на ухо сказал?» - «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают».

Педагог. Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.

Дети. Друг познаётся в беде.

Сам погибай, а друга выручай.

Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.

Педагог. Кто написал басню «Сорочий язык»?

Дети. Сергей Михалков.

Педагог. О чём говорится в этой басне?

Дети. В этой басне говорится о болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить – ничего не может. И обратилась она к Журавлю. «Журавушка, вылечи мне язык!», - с трудом прошипела она. – «Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!» Отказал Журавль Сороке: «Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!» «Ах, так!», - рассердилась Сорока. – «Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!» - и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: «Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!»

Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что?

Дети. Сороку за болтовню, сплетни.

Педагог. Кто автор басни «Муравей и Голубка»?

Дети. Эту басню написал Лафонтен.

Педагог. Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен, Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня «Муравей и Голубка»?

Дети. В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.

Педагог. Какая басня похожа на эту по содержанию?

Дети. «Лев и Мышь».

Педагог. Кто её написал?

Дети. Эзоп.

Лев Толстой.

Иван Крылов.

Лафонтен.

Педагог. Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня?

Дети. О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».

Педагог. Чему учат эти басни?

Дети. Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь.

Дети. За добро платят добром.

Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне «Лебедь, Щука и Рак»?

Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно.

Она учит согласной и дружной работе.

Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?

Дети. «Ворона и Рак».

Педагог. Правильно! А на какую басню И.А. Крылова она похожа?

Дети. «Ворона и Лисица».

Педагог. Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?

Дети. В басне «Ворона и Рак» - Ворона схватила Рака, а в басне «Ворона и Лисица» - Ворона нашла кусочек сыра.

Педагог. И что же?

Дети. Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак – свободы, а Вороны остались ни с чем.

Педагог. Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?

Дети. Умные, хитрые, лживые.

Педагог. А Ворону? – представьте её перед собой.

Дети. Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая.

Педагог. Чему учат эти басни?

Дети. Не надо слушать лесть, льстивые слова.

Педагог. Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

Дети. Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

Дети. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Педагог. Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим сценку «Стрекоза и Муравей». Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А. Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни.

Дети читают отрывок из басни.

Педагог. А Катя У. и Аня Д. подготовили сценку из басни «Ворона и Лисица».

Сценка.

Педагог. Оля А. прочтёт басню «Лиса и виноград». Ира Ш. и Саша П. подготовили басню Ж. Лафонтена «Лиса и Тетерев». Рома П. и Лена А. покажут сценку «Волк и Журавль» Эзопа.

Чтение басен. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию.

Все встают.

Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?

Дети подходят к мольберту. Педагог открывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем саду.

Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.

Педагог. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Дети, памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что «выше злата», и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.

Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.

Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов.

Дети идут к другому мольберту. Педагог показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову на Патриарших прудах.

Педагог. Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову.

Дети свободно рассаживаются на ковре.

Педагог. Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню.

Звучит басня «Кукушка и Петух» в исполнении артиста А. Груздева.

Педагог. Дети, на следующем занятии мы разберём эту басню и прочитаем её по ролям. А сейчас я предлагаю вам викторину по басням.

Викторина по басням.

Викторина «Закончи реплику».

Викторина по иллюстрациям к басням Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

Педагог. Дети, вам понравилась экскурсия?

Дети. Да!

Педагог. Как видите, со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"

Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .

Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....

«В мире басен» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

laquo;В мире басен»   Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Программное содержание.·...