Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по теме «Русская народная сказка «Снегурочка».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Полищук Светлана Анатольевна

Занятие проходит в форме творческой инсценировки текста с чтением отдельных отрывков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2010_god_gnezdyshko_konspekt_snegurochki_-_kopiya.docx214.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы Полищук С.А.

Тема «Русская народная сказка «Снегурочка»

C:\Users\Олег\Desktop\74525644.jpg

Цели и задачи:

- совершенствовать умение различать авторские и народные сказки, наблюдать за выразительными средствами языка, передавать голосом чувства героев и свое отношение к произведению, развивать и расширять словарный запас детей, воспитывать общечеловеческие ценности;

- совершенствовать умение слушать музыкальные произведения, понимать характер музыки, узнавать и уметь называть музыкальные произведения;

- закреплять знания детей о величине и форме предметов, совершенствовать умение ориентироваться во времени.

- развивать двигательную активность детей, работать над правильным дыханием.

Оборудование:

- декорации русской избы, народные костюмы, имитация комьев снега разной величины, искусственный снег, сборник народных сказок;

- аудио - записи произведения П.И.Чайковского «Времена года» («Декабрь», «Апрель», «Июнь»), «Адажио», музыкальный отрывок по теме «Буря», аккомпанемент к хороводу и музыкальной  игре.

Ход занятия:

Занятие проводится в музыкальном зале. Зал оформлен  в виде леса, на сцене- декорации русской избы (стол с самоваром, лавочки, окно. На лавочке сидят дети в костюмах бабы и деда, дед штопает валенок,  бабка вяжет. В середине зала-имитация костра.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились в зимний лес. Лес этот не простой, а сказочный. Вспомните поговорку про сказку.

Дети: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Воспитатель: И нам сегодня сказка преподаст урок, только надо вдумчиво слушать сказку, чтобы понять его. Смотрите, в лесу костер, давайте погреемся возле него. Кто-то оставил нам возле костра книгу. Это русские народные сказки. Вспомните, с каких слов обычно начинаются русские народные сказки? (Ответы детей: однажды, жили-были, в тридесятом царстве…) Открывает книгу и начинает читать:

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —  не было у них детей.
(Музыкальное сопровождение пьеса «Декабрь», на сцену сыплется искусственный снег)

Вот опять пришла снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть.

Воспитатель: Ребята, а в  какие игры вы играете зимой. Давайте не расскажем, а покажем. (Дети встают в круг и проигрывают музыкальную игру «Что мы делаем зимой?»). Снова рассаживаются возле костра.

А старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

(Дети на сцене ведут диалог, выполняют действия в соответствии с текстом)

Старик говорит:

 — А что, старуха, может и нам себе дочку из снега  сделать?

 — Давай сделаем, — говорит старуха.

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный.

Вопросы воспитателя и ответы детей: Дед скатал какой комок? (дети: большой) А баба? (маленький). А для туловища понадобится еще какой?(средней величины). На какую фигуру похожи комья снега? (на шар).
 Приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

(Дети обсуждают, запоминают названные части тела).

(Выходит девочка Снегурочка).

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой  девочкой вышла. Старики обрадовались, в избу ее привели. Смотрят, не налюбуются.

И стала у стариков дочка расти не по дням, а по часам; каждый день все красивее становится. Сама как снег беленькая,коса  до пояса, русая, и только румянца на щеках совсем нет.

Старики на дочку не нарадуются, в ней души не чают.  Дочка растет и умная, и веселая,  и смышленая.  Со всеми она приветливая, ласковая. И работа в руках у Снегурочки спорится, а как она песню запоет — заслушаешься.

Снегурочка исполняет песню, дети по желанию ей подпевают.

Вот и снег  последний растаял, цветы на лугах зацвели, птицы прилетели.

(Играет пьеса «Апрель»).

(Снегурочка действует по тексту) А Снегурочка с каждым днем все печальнее становится, все молчаливее. От солнца все время прячется. Все ищет тень да холодок, а пуще всего радуется дождичку.

 Однажды налетела черная туча, из нее посыпался град крупный (муз.сопровождение). Снегурочка обрадовалась граду как жемчугу перекатному. А когда снова солнышко выглянуло, и град растаял, она опять заплакала, да так горько, как будто сестра по брату родному.
За весной  пришло лето красное.

(Музыкальное сопровождение - пьеса «Июнь»)

Девушки на гулянье в рощу собрались,

 Снегурочку зовут:

(диалог с детьми)

— Снегурочка, идем с нами в лес гулять, плясать, песни петь.

  Снегурочке не хотелось  в лес идти, но ее старуха уговорила:

 — Сходи, доченька с подружками, повеселись!

 Пришли девушки со Снегурочкой в лес.  Начали цветы собирать, плести венки,  петь песни, водить хороводы.


Воспитатель: Давайте, и мы хоровод заведем.

Водят вокруг костра хоровод, поют народную песню «По малину в сад пойдем».

 И только Снегурочке одной по-прежнему невесело.
А как вечер настал, набрали девушки хворосту, костер разложили.

Воспитатель: Сегодня и мы познакомимся с русской народной игрой «Гори, гори ясно!» и поиграем в нее. Дети строятся в колонну и поочередно прыгают через костер. Последняя прыгает Снегурочка и исчезает.  (Музыка «Адажио» Чайковского). Воспитатель взмахивает платком, обыгрывая летящее облачко.

Побежала она в свою очередь  за подружками. Над огнем прыгнула, да вдруг и растаяла, в белое облачко превратилась. Поднялось  высоко облачко и пропало в небе. Только подружки и услышали, как позади что-то жалобно простонало: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки уже и нет.  Стали они ее кликать:

 — Ау, ау, Снегурочка!

А им из леса  только эхо и откликнулось.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Эхо» с элементом дыхательной гимнастики, позвать Снегурочку. Дети делятся на две команды и перекликаются.

Обсуждение занятия, подведение итогов (что вспомнили, что узнали нового, чему научила сказка, как можно было избежать случившегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».Воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна МБДОУ "Детский сад №17 "Одуванчик", Балашиха

Занятия по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое развитие&raqu...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к занятию по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Русская народная сказка «Мужик и медведь»"

Познакомить детей со сказкой.Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.Обогащать словарный запас детей....

План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цель: Расширить и обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.Задачи:1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса детей к творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.2. Раз...