Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Грибанова Светлана Валерьевна
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди схему-модель к сказке. 6. Подвижная игра «Конек-горбунок». 7. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 8. Игра «Загадай желание»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

 Цели: познакомить детей с творчеством П. Ершова;

побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

закрепить представления о жанровых особенностях сказки;

продолжать формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные слова и выражения.

Демонстрационный материал: красочные книги со сказками А.С.Пушкина и П.П.Ершова, русские народные сказки, сказки зарубежных авторов,

сказочный кроссворд,

атрибуты к игре «Волшебная корзина»,

схемы-модели к сказкам.

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».

                                        Ход занятия                                                                                 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, узнаем, отгадав кроссворд.

1.Сказочный кроссворд

Рассмотрите кроссворд. Впишите правильные ответы.

1.Вспомните название сказки: « Финист – ясный…»

2.Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.

3.Доктор, который лечил зверей.

4.Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.

5.Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.

6.В какую страну отправился по морю доктор Айболит?

Ответы: 1.Сокол. 2.Комар. 3.Айболит. 4.Золушка. 5.Кощей. 6.Африка

Сказочный кроссворд

                                     

1      2       3       4        5      6

c

к

а

з

к

а

о

о

й

о

о

ф

к

м

б

л

щ

р

о

а

о

у

е

и

л

р

л

ш

й

к

и

к

а

т

а

- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

- А что будет, если у народа не будет сказок?

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти,

преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете сказки.

2. Игра «Узнай нас».

Послушайте стихи. Назовите героев сказок.

1. Появилась девочка в чашечке цветка,

    И была та девочка чуть больше ноготка.

    В скорлупе ореха девочка спала.

    Какая же девочка в цветке жила?   (Дюймовочка)

2.  Толстяк живет на крыше,

    Летает он всех выше.       (Карлсон)

    Вместе с Карлсоном

    Прыгал с крыш

    Шалунишка наш …      (Малыш)

3. О жадной старухе рассказ наш пойдет,

    А жадность, ребята, к добру не ведет.

    И кончится дело все тем же корытом,

    Не новым, а старым, конечно, разбитым.

                      (Сказка о золотой рыбке)

4. Что за странный -

    Человечек деревянный

    На земле и над водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный.

    Кто же это?          (Буратино)

5. На меня скорей садись,

    Только знай себе, держись.

    Я хоть росту небольшого

    Да сменю коня любого.                    (Конек-горбунок)

 - Молодцы! Видно для вас это легкое задание, а вот сможете ли вы по предметам из сказок угадать, какому сказочному герою они принадлежат и в какой сказке они живут.

3. Игра  «Волшебная корзинка»

В корзине лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно взять из корзины предмет и угадать, из какой он сказки и какому сказочному герою он принадлежит.

1. Фонендоскоп (Доктор Айболит)

2. Красная шапочка (Красная шапочка)

3. Сапоги (Кот в сапогах)

4. Самовар (Муха-Цокотуха)

5. Туфелька (Золушка)

6. Зонт (Оле Лукое)

7. Стрела (Лягушка царевна)

8. Ключик (Буратино)

9. Зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

10. Одеяло (Мойдодыр)

11. Пушка (Сказка о царе Салтане…)

12. Пирожок (Гуси-лебеди)  

- Ой, какие вы сказочные дети – прямо волшебники.

А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках?            Даже в сказках необходимо знать цифры и уметь считать. А мне придется взять в сказку тех, кто сможет решить сказочные задачки.

4.Сказочные задачки.

1. Шесть грибов нашел Кощей

    И еще один для щей.

    Вы ответьте на вопрос

    Сколько он грибов принес?

          6+1=7

2. Миша короб нес тяжелый

    И отведал пирожки.

    Он сначала съел четыре,

    А потом, аж целых три.

          4+3=7

3. Потеряла коза козлят,

    А козлята сидят и молчат.

    За кадушкой – один,

    За подушкой – один,

    Под столом – один,

    Под кустом – один.

    Как детей поскорее найти?

    Их должно быть чуть меньше пяти.

            1+1+1+1=4

4. Три медведя шли из школы.

    И вдруг на них напали пчелы.

    Два медведя спаслись едва.

    А сколько не успело?

             3 – 2=1

Считать то вы умеете, а чтобы попасть в нужную сказку надо их уметь читать.

5. Игра «Из какой сказки»?

Прочитай, вспомни и назови сказку. Тебе помогут сказочные герои.

Найди схему-модель к сказке.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

 («Царевна-лягушка»)

Царь, три сына, сивка-бурка, царевна.

(«Сивка-бурка»)

Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

(«Золушка»)

Злая мачеха, две дочери, дед мороз.

(«Морозко»)

Царь, три сына, конек-горбунок, царевна.

(«Конек-горбунок»)

- Теперь я точно знаю, что вас можно брать с собой в любую сказку, и вы не подведете. А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете когда прослушаете отрывок из сказки.

                В долгом времени аль вскоре

                Приключилося им горе:

                Кто-то в поле стал ходить

                И пшеницу шевелить.

                Мужички такой печали

                Отродяся не видали;

                Стали думать да гадать –

                Как бы вора соглядать…

6. Подвижная игра «Конек-горбунок».

Проговаривание потешки с движениями.

Ваня, Ваня простота

Нашел игрушечку-конька.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру! - …

Конек-горбунок!

Стань передо мной,

Как лист перед травой.

7. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

- Ребята, сказка «Конек-Горбунок» русская народная или у нее есть автор?

- Кто написал сказку «Конек-горбунок»?

- Чем отличаются сказки П. Ершова от других сказок, которые мы с вами читали? (Обратить внимание детей на то, что сказка П. Ершова написана в стихотворной форме.)

- Кто главный герой в сказке «Конек-Горбунок»?

- Какой Иван в сказке? Опишите его.

- За что Иван получил двух чудесных коней и Горбунка?

- Честно несет Иван трудную службу у царя. Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения. Какие поручения выполнял Иван?

- Какая волшебная сила постоянно помогала Ивану?

- Как писатель описал Конька?

             «Ростом только в три вершка,

              На спине с двумя горбами,

              Да с аршинными ушами».

- И вот награда: Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще… Что еще получил Иван?

- Вы уже знаете, что в сказках есть особенное начало. Вспомните, как обычно начинаются сказки.

- Как начинается сказка «Конек-Горбунок»?

                 «За горами, за лесами,

                  За широкими морями,

                  Не на небе – на земле,

                  Жил старик в одном селе».

- В литературе эти слова называются присказка.

- Также в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, т.е. повторяются три раза.

- Что трижды происходит в сказке «Конек-Горбунок»? (У отца три сына; трижды они ходили в караул; трижды царь посылал Ивана на задания; он окунается в трех котлах…)

- По-особому сказки и заканчиваются. Какими словами в основном они заканчиваются? Как заканчивается сказка «Конек-Горбунок»?

                 «Сердцу любо! Я там был,

                   Мед, вино и пиво пил;

                   По усам хоть и бежало,

                   В рот ни капли не попало».

- Расскажите, какой момент в сказке вам понравился больше всего?

- Ребята, а если бы вам в жизни повстречался такой Конек-Горбунок, о чем бы вы его попросили?

8. Игра «Загадай желание»

Дети загадывают желание Коньку-Горбунку.

 

- Можно и я загадаю хоть одно желание?

Хочу, чтобы появилось сладкое угощение со сказочным героем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"

Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .

Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Русская народная сказка «Мужик и медведь»"

Познакомить детей со сказкой.Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.Обогащать словарный запас детей....