Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

    Грибанова Светлана Валерьевна
    Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди схему-модель к сказке. 6. Подвижная игра «Конек-горбунок». 7. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 8. Игра «Загадай желание»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

     Цели: познакомить детей с творчеством П. Ершова;

    побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

    закрепить представления о жанровых особенностях сказки;

    продолжать формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные слова и выражения.

    Демонстрационный материал: красочные книги со сказками А.С.Пушкина и П.П.Ершова, русские народные сказки, сказки зарубежных авторов,

    сказочный кроссворд,

    атрибуты к игре «Волшебная корзина»,

    схемы-модели к сказкам.

    Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».

                                            Ход занятия                                                                                 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, узнаем, отгадав кроссворд.

    1.Сказочный кроссворд

    Рассмотрите кроссворд. Впишите правильные ответы.

    1.Вспомните название сказки: « Финист – ясный…»

    2.Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.

    3.Доктор, который лечил зверей.

    4.Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.

    5.Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.

    6.В какую страну отправился по морю доктор Айболит?

    Ответы: 1.Сокол. 2.Комар. 3.Айболит. 4.Золушка. 5.Кощей. 6.Африка

    Сказочный кроссворд

                                         

    1      2       3       4        5      6

    c

    к

    а

    з

    к

    а

    о

    о

    й

    о

    о

    ф

    к

    м

    б

    л

    щ

    р

    о

    а

    о

    у

    е

    и

    л

    р

    л

    ш

    й

    к

    и

    к

    а

    т

    а

    - Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

    - Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

    - А что будет, если у народа не будет сказок?

    - Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти,

    преодолевая трудности.

    Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

    Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете сказки.

    2. Игра «Узнай нас».

    Послушайте стихи. Назовите героев сказок.

    1. Появилась девочка в чашечке цветка,

        И была та девочка чуть больше ноготка.

        В скорлупе ореха девочка спала.

        Какая же девочка в цветке жила?   (Дюймовочка)

    2.  Толстяк живет на крыше,

        Летает он всех выше.       (Карлсон)

        Вместе с Карлсоном

        Прыгал с крыш

        Шалунишка наш …      (Малыш)

    3. О жадной старухе рассказ наш пойдет,

        А жадность, ребята, к добру не ведет.

        И кончится дело все тем же корытом,

        Не новым, а старым, конечно, разбитым.

                          (Сказка о золотой рыбке)

    4. Что за странный -

        Человечек деревянный

        На земле и над водой

        Ищет ключик золотой?

        Всюду нос сует он длинный.

        Кто же это?          (Буратино)

    5. На меня скорей садись,

        Только знай себе, держись.

        Я хоть росту небольшого

        Да сменю коня любого.                    (Конек-горбунок)

     - Молодцы! Видно для вас это легкое задание, а вот сможете ли вы по предметам из сказок угадать, какому сказочному герою они принадлежат и в какой сказке они живут.

    3. Игра  «Волшебная корзинка»

    В корзине лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

    Вам нужно взять из корзины предмет и угадать, из какой он сказки и какому сказочному герою он принадлежит.

    1. Фонендоскоп (Доктор Айболит)

    2. Красная шапочка (Красная шапочка)

    3. Сапоги (Кот в сапогах)

    4. Самовар (Муха-Цокотуха)

    5. Туфелька (Золушка)

    6. Зонт (Оле Лукое)

    7. Стрела (Лягушка царевна)

    8. Ключик (Буратино)

    9. Зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

    10. Одеяло (Мойдодыр)

    11. Пушка (Сказка о царе Салтане…)

    12. Пирожок (Гуси-лебеди)  

    - Ой, какие вы сказочные дети – прямо волшебники.

    А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках?            Даже в сказках необходимо знать цифры и уметь считать. А мне придется взять в сказку тех, кто сможет решить сказочные задачки.

    4.Сказочные задачки.

    1. Шесть грибов нашел Кощей

        И еще один для щей.

        Вы ответьте на вопрос

        Сколько он грибов принес?

              6+1=7

    2. Миша короб нес тяжелый

        И отведал пирожки.

        Он сначала съел четыре,

        А потом, аж целых три.

              4+3=7

    3. Потеряла коза козлят,

        А козлята сидят и молчат.

        За кадушкой – один,

        За подушкой – один,

        Под столом – один,

        Под кустом – один.

        Как детей поскорее найти?

        Их должно быть чуть меньше пяти.

                1+1+1+1=4

    4. Три медведя шли из школы.

        И вдруг на них напали пчелы.

        Два медведя спаслись едва.

        А сколько не успело?

                 3 – 2=1

    Считать то вы умеете, а чтобы попасть в нужную сказку надо их уметь читать.

    5. Игра «Из какой сказки»?

    Прочитай, вспомни и назови сказку. Тебе помогут сказочные герои.

    Найди схему-модель к сказке.

    Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

     («Царевна-лягушка»)

    Царь, три сына, сивка-бурка, царевна.

    («Сивка-бурка»)

    Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

    («Золушка»)

    Злая мачеха, две дочери, дед мороз.

    («Морозко»)

    Царь, три сына, конек-горбунок, царевна.

    («Конек-горбунок»)

    - Теперь я точно знаю, что вас можно брать с собой в любую сказку, и вы не подведете. А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете когда прослушаете отрывок из сказки.

                    В долгом времени аль вскоре

                    Приключилося им горе:

                    Кто-то в поле стал ходить

                    И пшеницу шевелить.

                    Мужички такой печали

                    Отродяся не видали;

                    Стали думать да гадать –

                    Как бы вора соглядать…

    6. Подвижная игра «Конек-горбунок».

    Проговаривание потешки с движениями.

    Ваня, Ваня простота

    Нашел игрушечку-конька.

    Сел задом наперед

    И поехал в огород.

    Гоп-гоп-гоп!

    Ты скачи в галоп.

    Ты лети, конь, скоро-скоро,

    Через реки, через горы,

    Все в галоп, в галоп, в галоп.

    Гоп-гоп-гоп!

    Тпру! - …

    Конек-горбунок!

    Стань передо мной,

    Как лист перед травой.

    7. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

    - Ребята, сказка «Конек-Горбунок» русская народная или у нее есть автор?

    - Кто написал сказку «Конек-горбунок»?

    - Чем отличаются сказки П. Ершова от других сказок, которые мы с вами читали? (Обратить внимание детей на то, что сказка П. Ершова написана в стихотворной форме.)

    - Кто главный герой в сказке «Конек-Горбунок»?

    - Какой Иван в сказке? Опишите его.

    - За что Иван получил двух чудесных коней и Горбунка?

    - Честно несет Иван трудную службу у царя. Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения. Какие поручения выполнял Иван?

    - Какая волшебная сила постоянно помогала Ивану?

    - Как писатель описал Конька?

                 «Ростом только в три вершка,

                  На спине с двумя горбами,

                  Да с аршинными ушами».

    - И вот награда: Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще… Что еще получил Иван?

    - Вы уже знаете, что в сказках есть особенное начало. Вспомните, как обычно начинаются сказки.

    - Как начинается сказка «Конек-Горбунок»?

                     «За горами, за лесами,

                      За широкими морями,

                      Не на небе – на земле,

                      Жил старик в одном селе».

    - В литературе эти слова называются присказка.

    - Также в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, т.е. повторяются три раза.

    - Что трижды происходит в сказке «Конек-Горбунок»? (У отца три сына; трижды они ходили в караул; трижды царь посылал Ивана на задания; он окунается в трех котлах…)

    - По-особому сказки и заканчиваются. Какими словами в основном они заканчиваются? Как заканчивается сказка «Конек-Горбунок»?

                     «Сердцу любо! Я там был,

                       Мед, вино и пиво пил;

                       По усам хоть и бежало,

                       В рот ни капли не попало».

    - Расскажите, какой момент в сказке вам понравился больше всего?

    - Ребята, а если бы вам в жизни повстречался такой Конек-Горбунок, о чем бы вы его попросили?

    8. Игра «Загадай желание»

    Дети загадывают желание Коньку-Горбунку.

     

    - Можно и я загадаю хоть одно желание?

    Хочу, чтобы появилось сладкое угощение со сказочным героем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

    Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"

    Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

    Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

    Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"

    Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...